Меня очень вдохновляют истории сильных личностей. А фильмы про них меня вдохновляют вдвойне. Особенно если эти люди связаны с модой, стилем и красотой, как, например, Коко де Шанель. Я посмотрела фильм об этой удивительной женщине, и скажу, что это потрясающая картина. Но давайте обо всём по порядку.
Сирота с безупречным чувством стиля
Коко де Шанель — французский модельер и основательница одноимённого модного дома в Париже. По-настоящему девушку звали Габриэль. Она росла в бедной семье, и после смерти матери её отец сдал девочку вместе с сестрой в приют. Коко стала сиротой при живом отце, который не представлял, как расти дочерей без матери. За всё время их пребывания в приюте он даже ни разу не приехал навестить своих детей.
Покинув приют, Габриэль и её сестра стали работать портнихами. Днём они шили одежду, а ночью выступали в кабаках. Они наряжались в сценические наряды и пели для подвыпившей публики — так и зарабатывали себе на жизнь. Среди гостей увеселительных заведений часто мелькали вполне влиятельные люди, как, например, наследник богатого промышленника Этьен Бальзан. Немолодой, заносчивый зануда, но состоятельный. Коко, которая хотела во что бы то ни стало выбраться из нищеты, поняла, что этот барон — её соломинка, чтобы выбиться в люди. Кстати, именно он придумал ей второе имя — в песне, которую девушка исполняла, были такие строки: «ко-ко, ри-ко...» Так за ней и закрепилось это прозвище.
Закрутив интрижку с Бальзаном, Габриэль решила, что было бы неплохо поселиться в его роскошном поместье близ Парижа. Там она развлекала его богатеньких друзей, которые находили барышню с дерзким характером весьма интересной. Особый шарм её персоне придавала любовь к мужским костюмам. Коко очень любила верховую езду, но длинные платья, в которых тогда щеголяли дамы, не позволяли ей нормально сидеть в седле. Девушка стала надевать мужские брюки, рубашки и жакеты, чем покоряла людей высшего света. Они считали её диковинной, необычной, не такой, как все — за это и любили.
Мыслила девушка тоже неоднозначно. Её искромётные фразочки по типу «...» от души веселили этот пресный и скучающий бомонд. Она разрывала все шаблоны, существовавшие тогда в обществе. Мужчины теряли от Коко голову, сам барон, осознав, что за бриллиант эта его гостья, которую он никогда не воспринимал всерьёз и даже боялся появляться с ней в высших кругах, вскоре надумал на ней жениться. Но было уже очень поздно. Коко решила, что она никогда не выйдет замуж.
Отрицание брака
Такое решение к Коко пришло после её связи с почти женатым предпринимателем Артуром Кейпелом по прозвищу Бой. Бой был бастардом — внебрачным сыном богатого банкира. Ему выпал уникальный шанс жениться на дочери богатого англичанина, что он и сделал, параллельно закрутив роман с Габриэль. Девушка, в свою очередь, влюбилась в него без памяти, и продолжала тайно встречаться с ним даже после женитьбы. Бой тоже был влюблён в Коко. Они были очень счастливы, проводя время вместе, но однажды случилась беда — Бой погиб в аварии. После него модельер больше ни с кем не встречалась, а с головой ушла в работу.
Путь к моде и славе
Когда Габриэль жила у Бальзана, она подружилась с известной актрисой Эмильеной д'Алансон. Дама была недалёкой, но с большим жизненным опытом и добрым сердцем — она раздавала неопытной, бедной девушке советы, как закрепиться в богатом обществе. Собственно, именно она и стала первой клиенткой де Шанель — увидев, какие шляпы она шьёт, актриса попросила создать для неё такой же головной убор. По её рекомендации к Коко стали обращаться другие светские дамы. Так модельер основала свой салон по пошиву шляп, которые пользовались большим успехом в Париже.
После смерти своего возлюбленного Боя Коко начала свой путь к созданию модного дома. Она основала его в 1915 году, в Биаррице, и сразу стала знаменитым французским модельером.
Достойная работа
А теперь про сам фильм. Очень сильная картина, смотрится на одном дыхании. Мне персонаж Коко Шанель очень близок, поэтому я смотрела этот фильм с живым интересом.
Идеально подобрана на роль Коко актриса — её сыграла француженка Одри Тату. Кто же ещё мог сыграть истинную француженку, как не сама француженка? Выбор продюсеров вполне очевиден. К тому же Одри очень похожа на Коко — лично я поверила, что она такой и была.
В целом, актёрский состав сильный, все играют довольно убедительно. Идеально воссоздан колорит той эпохи: интерьер, костюмы, манеры людей — всё пропитано духом начала 20-ого века.
Гармоничный сюжетный план, показаны причинно-следственные связи — понятно, что из чего вытекает и почему так. В начале картины нам передают атмосферу, в которой Коко формировалась как личность. Это стены приюта, отсутствие опоры в жизни — девочку бросил собственный отец. Вот откуда этот стальной характер и желание во что бы то ни стало пробиться в жизни.
Нам даже объясняют, почему Шанель была против брака — в фильме она рассказывает историю своей матери, которая вышла замуж по любви, и была вынуждена всю жизнь терпеть измены своего мужа, пока однажды не умерла от горя.
Многие вещи подаются через драматургию героини. Тем она и берёт: это не история занудной второсортной девицы, цель которой — найти богатенького дурачка и сесть ему на шею, хотя все шансы на это у неё были. Нет. Это личность. Масштабная личность, у которой высокие ценности и собственный взгляд на мир. Именно поэтому она стремилась к независимости.
Но есть в этом фильме, пожалуй, всего один минус. Лично мне не хватило истории, как формировался эстетический вкус Коко. Создатели картины много внимания уделили её любовным связям и душевным переживаниям, а вот её творческая натура как-то не раскрыта. Откуда у неё, в эпоху корсетов, рюшек и бантиков, возникла тяга к совершенно противоположным вещам? Какая такая трансформация с ней произошла, что она решила устроить этот протест?
Чем вдохновлялась модельер, тоже неясно — может, она смотрела фильмы или читала книги, путешествовала. По факту девушка просто жила в усадьбе барона, забавляла высший свет и носила шмотки своего хозяина, иногда развлекая себя верховой ездой и романом с почти женатым человеком. Всё. Но ведь такой утончённый вкус, кардинально другой для того времени, не формируется просто так. И мне не хватило линии, почему это произошло.
А так, фильм отличный, однозначно рекомендую.