Когда ученые открыли для себя древние глиняные таблички Месопотамии, то обнаружили много текстов, которые похожи на текст Библии. Самый популярный из них, Эпос о Гильгамеше, содержит историю о великом потопе. Поэтому многие решили, что авторы Библии заимствовали сюжет из Гильгамеша. Так ли это на самом деле?
Миф о потопе можно найти во многих культурах по всему миру. Но только на Ближнем Востоке они имеют множество параллелей, что говорит о существовании древнего источника, который повлиял на все остальные тексты.
В Библии есть две истории о потопе, которые сплетены в единый миф. Общий смысл истории в том, что Бог разгневался на людей за их грехи и решил избавиться от своего творения посредством всемирного потопа. Однако он пожалел праведника Ноя и его семью, поэтому приказал ему построить ковчег, куда поместилось необходимое количество животных, чтобы они снова смогли заселить землю, а также быть пищей для людей.
Библеист Джон Дэй отмечает, что первым, кто отметил параллели между ветхозаветным всемирным потопом и месопотамским, был древнеримский историк еврейского происхождения Иосиф Флавий, который написал об этом в 1 веке н.э. Флавий перечисляет имена древних писателей, которые также упоминали потоп:
Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев. В числе их находится и халдеянин Берос [вавилонский жрец 4-3 века до н.э.]. В одном месте он высказывается следующим образом о потопе: говорят, что еще до сих пор сохранился в Армении на горе Кордуйской остаток от этого ковчега и что некоторые берут от него смолу... Об этом упоминает также египтянин Иероним [Кардийский, древнегреческий историк 4-3 века до н.э.], написавший древнейшую историю Финикии, Мнасей и некоторые другие. (Иудейские древности, Книга 1)
Также Флавий упоминает имя сирийского писателя 1 века Николая Дамасского, который пишет о потопе и ковчеге в Армении.
Исходя из свидетельств Флавия, вряд ли Берос, Иероним и Николай могли повлиять на библейский миф о Всемирном потопе, потому что самые ранние тексты Библии относятся к 8 веку до н.э.
Берос самый важный из трех упоминаемых персон. Берос Вавилонский написал три книги по истории Месопотамии, которые не дошли до наших дней, но частично отразились в работах других античных авторов. Повествование Бероса совпадает по четырем пунктам с мифом о библейском потопе:
1) Совпадение периода начала потопа - апрель или май;
2) Упоминание Армении как места, где остановился ковчег;
3) Ковчег имеет продолговатую форму;
4) Герой потопа Ксисуфрос является десятым в ряду долгоживущих допотопных царей, что делает его похожим на Ноя из Книги Бытия, который тоже является десятым долгожителем из ветхозаветных патриархов.
Имя Ксисуфрос - это греческая форма месопотамского имени Зиусудра, шумерского царя 3 тысячелетия до н.э. и героя шумерской версии о потопе. Несмотря на общие черты сведений Бероса и библейского рассказа, источник мифа о потопе следует искать в более древней литературе. Поэтому существует версия, что общим источником для обоих рассказов стал Эпос о Гильгамеше.
Почему Эпос о Гильгамеше не подходит?
Эпос о Гильгамеше открыли в 19 веке, когда обнаружили древние глиняные таблички в Месопотамии. В Эпосе царь Урука по имени Гильгамеш искал бессмертие. В Табличке 11 герой потопа Утнапиштим (который обрел бессмертие) рассказывает Гильгамешу историю о потопе.
Как и в случае с Ноем, о надвигающемся потопе Утнапиштима предупредил бог Эа и поручил ему построить ковчег. Инициатором потопа стал бог Энлиль. Потоп длился шесть дней и семь ночей, после чего ковчег остановился на горе Нимуш (Месопотамия). После Утнапиштим выпустил голубя, который вернулся ни с чем. С таким же результатом вернулась ласточка. И только ворон не прилетел, что стало указанием на окончание потопа. Затем Утнапиштим принес жертву на горе, боги насладились ею, а герой обрел бессмертие.
В случае с Таблицей 11 параллели с Книгой Бытия более очевидны. Ковчег причалил недалеко от Армении, Утнапиштим отправлял птиц (в Бытии Ной отправлял три раза голубя и один раз ворона). После Утнапиштим принес жертву богам (Ной тоже принес жертву, которая понравилась богу Яхве).
Однако есть более древний миф о потопе, который имеет сходства с библейским и гильгамешевским мифом - Эпос об Атрахасисе.
Эпос об Атрахасисе как источник Библии
Джон Дэй полагает, что именно Эпос об Атрахасисе является источником ближневосточных мифов о потопе. Эпос об Атрахасисе имеет различные редакции, относящиеся ко 2 и 1 тысячелетию до н.э. Лучше всех сохранилась вавилонская версия 17 века до н.э. Ее нашли в Ниневии в 19 веке.
Согласно мифу, боги создали людей в качестве слуг. В какой-то момент людей стало слишком много, из-за чего они стали нарушать покой верховного бога Энлиля. Бог стал наказывать людей разными бедствиями, но в итоге предпринял самое эффективное средство - потоп. Однако бог Энки (Эа) относился к людям более благосклонно, поэтому предупредил героя Атрахасиса о надвигающемся потопе. Атрахасис построил ковчег из дерева, тростника и смолы (похожее сказано в Бытии 6:14). Потоп длился семь дней и ночей. После Атрахасис принес богам жертву, которая им понравилась. Бог Энки установил новый порядок (завет в Бытии).
Джон Дэй видит шесть причин, почему библейский миф о потопе заимствован именно из Эпоса об Атрахасисе, а не одиннадцатой таблицы "Гильгамеша".
Во-первых, в Бытии и в Эпосе об Атрахасисисе повествование ведется от третьего лица. В "Гильгамеше" рассказчиком выступает Утнапиштим, и этот сюжет тоже основан на Эпосе об Атрахасисе, потому что в нем Утнапиштим дважды назван Атрахасисом. Менее вероятно, что авторы Книги Бытия изменили повествование с первого на третье лицо, когда заимствовали историю из Гильгамеша.
Во-вторых, в "Атрахасисе" действие потопа происходит в начале времен, через несколько поколений после сотворения первых людей, что созвучно Книге Бытия. В "Гильгамеше" события о потопе рассказаны одним из персонажей в качестве истории из далекого прошлого.
В-третьих, библейский бог Яхве и бог Энки предупреждают своих героев, что потоп начнется через семь дней, в "Гильгамеше" этого нет.
В-четвертых, в "Атрахасисе" животные заходят в ковчег по двое, как это сказано в Бытии (речь о нечистых животных, в то время как чистые заходили по семь). В "Гильгамеше" не сказано о количестве животных.
В-пятых, бог Библии Яхве обещает, что больше не будет устраивать всемирный потоп. В "Атрахасисе" Эа говорит то же самое: "Отныне да не будет наводнения, Но пусть люди живут вечно!"
В-шестых, в Бытии и "Атрахасисе" после потопа боги говорят о размножении людей. В Бытии бог Яхве снова повелевает им плодиться, как это было в начале творения. Но в "Атрахасисе" говорится как о размножении, так и ограничении размножения. В "Гильгамеше" этого нет.
Существуют очевидные параллели между Книгой Бытия и "Гильгамешем", например, в сюжете о выпуске птиц, которые должны искать сушу. В "Атрахасисе" этого сюжета нет, возможно, из-за того, что он был утерян. Исследователи отмечают пропущенные строки между повествованием о потопе и жертвоприношением.
Таким образом, параллели, которые мы можем увидеть между Утнапиштим и Ноем, но не можем обнаружить между Атрахасисом и Ноем, скорее всего связаны с утратой части мифа. Миф о Гильгамеше сохранился лучше.
Эпос об Атрахасисе сохранился лучше всего в вавилонской версии, которая датируется 17 веком до н.э., что старше библейской на тысячу лет. Ее обнаружили в Ниневии в 19 веке. Благодаря этой драгоценной находке мы можем проследить, как изменялся сюжет о потопе в зависимости от культурных предпочтений ближневосточных народов.
Поддержите статью лайком 👍, и не забудьте подписаться!
Бонусные статьи и поддержка автора - Бусти.
Задать вопрос автору и следить за анонсами публикаций - Телеграм.
Другие мои статьи по теме: