Найти в Дзене
Штрихи и Мазки

«Золотая осень» Остроухова: все краски солнца

На дворе сентябрь, скоро деревья оденутся в багрянец и злато, а значит пришла осень. Многие художники пытались запечатлеть эту волшебную пору, но мало кому это удалось так, как Остроухову, живописцу-самоучке, автору чудесной «Золотой осени». Это один из самых известных «пейзажей настроения», тепло принятый современниками и по сей день поражающий своей сказочной красотой. Картина изображает тихий и ясный осенний день. Небо по-прежнему голубое, а трава еще зеленая, но деревья уже сменили свой наряд. Мы видим клены, липы и дубы, чьи кроны переливаются всеми оттенками желтого: от солнечной теплоты янтаря до искрящегося сияния золота. На переднем плане справа выделяется пара деревьев, чьи свисающего ветви, по словам искусствоведа Ф.С. Мальцевой, «золотистой сеткой» скрывают от наших взоров дальние уголки этой рощицы. Чуть поодаль слева виднеется тропка с парой сорок. В первоначальной версии пейзажа их там не было. Для большей душевности птиц предложил добавить друг художника, живописец Вале

На дворе сентябрь, скоро деревья оденутся в багрянец и злато, а значит пришла осень. Многие художники пытались запечатлеть эту волшебную пору, но мало кому это удалось так, как Остроухову, живописцу-самоучке, автору чудесной «Золотой осени». Это один из самых известных «пейзажей настроения», тепло принятый современниками и по сей день поражающий своей сказочной красотой.

«Золотая осень» Остроухова (1886 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ostrouhov_Zolotaya_Osen.jpg
«Золотая осень» Остроухова (1886 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ostrouhov_Zolotaya_Osen.jpg

Картина изображает тихий и ясный осенний день. Небо по-прежнему голубое, а трава еще зеленая, но деревья уже сменили свой наряд. Мы видим клены, липы и дубы, чьи кроны переливаются всеми оттенками желтого: от солнечной теплоты янтаря до искрящегося сияния золота. На переднем плане справа выделяется пара деревьев, чьи свисающего ветви, по словам искусствоведа Ф.С. Мальцевой, «золотистой сеткой» скрывают от наших взоров дальние уголки этой рощицы.

Сороки на картине / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ostrouhov_Zolotaya_Osen.jpg
Сороки на картине / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ostrouhov_Zolotaya_Osen.jpg

Чуть поодаль слева виднеется тропка с парой сорок. В первоначальной версии пейзажа их там не было. Для большей душевности птиц предложил добавить друг художника, живописец Валентин Серов. Не исключено, что он сам их и написал. С другой стороны Остроухов был большим знатоком птиц и даже изложил свои знания в очерках «Птицы Средней России». Так что чья кисть разнообразила благородный пейзаж сороками — до сих пор загадка.

Илья Семенович Остроухов (портрет кисти В.А, Серова, 1902 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Portrait_of_the_Artist_Ilya_Ostroukhov.jpg
Илья Семенович Остроухов (портрет кисти В.А, Серова, 1902 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Portrait_of_the_Artist_Ilya_Ostroukhov.jpg

А вот тайна изображенного на картине места давно уже раскрыта. Хоть и можно подумать, что это светлый лиственный лес, на самом деле перед нами парк в подмосковной усадьбе Абрамцево. В то время ею владел предприниматель и меценат Савва Мамонтов. Известный покровитель искусства привечал в своем имении многих знаменитых художников: Репина, Серова, Врубеля, братьев Васнецовых, Левитана. В 1885 году там гостил и Илья Семенович Остроухов (1858 — 1929) — русский пейзажист, коллекционер картин и икон, академик петербургской Академии художеств. Именно тогда, во время прогулок по приусадебному парку, у него родился замысел «Золотой осени». Написав этюд, зимой живописец приступил к работе над картиной, которая была завершена в 1886 году.

Усадьба Абрамцево / Источник: Wikimedia Commons (Ludvig14, CC BY-SA 4.0) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:AbramtsevoEstate_0379.jpg
Усадьба Абрамцево / Источник: Wikimedia Commons (Ludvig14, CC BY-SA 4.0) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:AbramtsevoEstate_0379.jpg

В «Золотой осени» Остроухов стремится передать настроение этого времени года, сочетая фотографическую достоверность и чуткое внимание к природе, с одухотворенностью импрессионизма и целостным виденьем сюжета. Цветовая гамма картины изобилует мажорными оттенками желтого и оранжевого, композиция отличается стройной многоплановостью.

«Осень в Абрамцевском парке» Остроухова (1887 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ostroukhov-Abramtsevo.jpg
«Осень в Абрамцевском парке» Остроухова (1887 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ostroukhov-Abramtsevo.jpg

Мотиву «Золотой осени», на мой взгляд, созвучны строки одноименного стихотворения Б.Л. Пастернака:

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной...

Без сомнения, «Золотая осень» Остроухова — один из шедевров пейзажной живописи. Причем живописи глубоко лирической, свойственной Алексею Саврасову и Исааку Левитану. Вся картина пронизана ощущением света и воздуха, пространства и времени. И конечно особую прелесть ей придает уникальный свежий колорит, о котором писатель П. Ковалевский восхищенно говорил, что это «краски действительно золотой осенней рощи».

|Справка| Полное название картины – «Золотая осень». Автор – Илья Семёнович Остроухов. Жанр – пейзаж. Стиль – реализм, импрессионизм. Дата – 1886 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 48 x 66 см.

Еще больше интересного в телеграм-канале и ВК-группе, присоединяйтесь!