Наставничество в эпоху индустриализации: секреты успешной передачи знаний.
В предыдущей статье https://dzen.ru/a/ZsrJ2aaEXEfJtjkM мы рассмотрели истоки наставничества: отправились в античные времена, обратились к великим трудам и поэмам, например, “Одиссее” Гомера, узнали, что слово “ментор” - это не придуманный красивый современный термин, а наследие великой эпохи Древней Греции (напомню, Ментор - это имя советника, который обучал сына царя Итаки Одиссея).
Основная ценность самого наставника была сформулирована еще в древности – это не просто мудрый и ученый человек, не просто профессионал с большой буквы, обладающий невероятным багажом знаний и житейской мудрости. Это человек, обладающий внутренним желанием передавать свои знания другим, это человек, которого уважают в обществе, который пользуется авторитетом, владеет мастерством коммуникаций, прививает и создает систему моральных ценностей.
Сегодня мы продолжим наше историческое исследование и окунемся в период конца XIX - начала XX века, часто называемый "Золотым веком индустриализации и модернизации".
«Золотой век индустриализации и экономики» стал эпохой грандиозных изменений в экономике, науке и технологиях. Этот период ознаменовался быстрым ростом промышленного производства, развитием новых технологий и организационных структур, которые утвердились в жизни миллионов людей во всем мире. В это время был заложен фундамент современной промышленности, а наставничество стало обязательным условием подготовки кадров в рамках происходящих перемен и изменений. С развитием фабричной системы в Европе и США в XVIII и XIX веках возникла необходимость в подготовке квалифицированной рабочей силы. Фабрики и заводы стали центрами обучения, где опытные мастера передавали свои знания и навыки молодым специалистам.
Промышленная революция и наставничество в Англии.
Промышленная революция в Англии (вторая половина XVIII века) положила начало созданию крупных промышленных предприятий, что привело к необходимости систематического обучения на рабочих местах. Технологии не стояли на месте: ткацкие станки, паровые машины, механические фабрики - все это требовало умений, навыков, которые необходимо было получать и передавать другим. В этом смысле интересным примером является опыт Джеймса Уатта (шотландский инженер и изобретатель).
Изобретения Уатта запустили процесс промышленной революции в Англии, а затем и во всём мире: он усовершенствовал паровую машину Ньюкомена и создал универсальную паровую машину двойного действия.
Уатт не только разработал новые технические решения, но и обучил принципам работы паровых машин молодых инженеров, что способствовало распространению его изобретений по всей стране. Одним из его учеников (чуть позже даже правой рукой) стал Уильям Мердок, который сделал значительное изобретение (по некоторым свидетельствам): солнечная и планетарная передача, что приводила в движение колеса мельниц или других машин, газовый фонарь и многие другие.
Каких принципов придерживался Уатт в работе с молодежью?
1. Совместная работа над проектами. Уатт активно привлекал молодых инженеров и помогал им работать над своими проектами, включая модернизацию паровой машины и другие механические разработки. Работая рядом с Уаттом, молодые инженеры учились решать различные технические задачи.
2. Долгосрочное наставничество. Уатт помогал молодым инженерам развиваться и двигаться к вершинам профессионального мастерства. Так, например, Мердок проработал в компании практически всю жизнь и ушел на покой в почтенном возрасте.
3. Практика и теория идут вместе. Уатт был не только практиком, но и теоретиком: он активно обучал молодых инженеров основам и создавал базу теоретических знаний. Он объяснял, как теоретические знания могут быть применены для улучшения существующих показателей. Это дало молодым инженерам не только практическое понимание, но и возможность самостоятельно разрабатывать новые решения.
4. Среда для обучения. Молодые инженеры и механики могли на предприятиях Уатта наблюдать за работой опытных мастеров и обсуждать возникающие вопросы. Уатт поощрял такой обмен, понимая, что развитие промышленности требует не только новых машин, но и квалифицированных специалистов.
5.Письменные представления. Уатт передавал знания посредством письменных описаний и инструкций, сопровождавших его разработки. В этих документах не только объяснялось, как работать с паровыми машинами, но и давались советы по их эксплуатации. Молодые инженеры, изучив такие материалы, могли глубже понять механизмы работы машин и предлагаемые Уаттом решения.
К слову сказать, под руководством такого наставника молодые инженеры не только решали сложные технические задачи, но и учились смотреть в будущее, имели возможность привносить свои мысли и идеи, которые позволяли придумывать все новые решения и изобретения (например, первый паровой вагончик, первый паровоз, газовый фонарь и другие).
Американская индустриализация и производство.
В ходе индустриализации в конце XIX века в США организовались такие крупные корпорации, как “Carnegie Steel” и “Ford Motor Company”. В этих компаниях с мировым именем были развернуты масштабные программы по подготовке квалифицированных рабочих и инженеров.
“Carnegie Steel” - компания по производству стали, основателем которой был Эндрю Карнеги. Он активно поддерживал систему управления на своих предприятиях и придерживался своего подхода к подготовке кадров: опытные рабочие передавали свои знания новым сотрудникам, а также создавались уникальные научные программы, которые позволяли молодым специалистам быстрее адаптироваться к производственным условиям.
Генри Форд - основатель “Ford Motor Company” - также понимал, что для успешной работы его конвейерной системы требуются рабочие, обладающие не только базовыми навыками, но и знанием технологий производства.
В своей автокомпании Форд создал систему обучения, где опытные мастера и молодые люди совместно работали на сборке. Опытные мастера непосредственно в процессе производства обучали новичков, что влияло на производительность и качество продукции. Наставничество на заводах Форда включало не только технические аспекты, но и организационные: рабочие тренинги, принципы эффективной работы в области контроля и рационализации производственных процессов.
В те годы в США активно развивалось строительство, где тоже необходимы были специалисты и рабочие - что сыграло ключевую роль в развитии наставничества именно в строительных компаниях (особенно тех, которые строили железные дороги).
Такие компании, как “Union Pacific” и “Central Pacific”, осуществлявшие строительство первой Трансконтинентальной железной дороги в США в 1860-х годах, активно использовали наставничество для обучения рабочих и инженеров, необходимых для реализации такого масштабного проекта. В компаниях развернулись не только программы обучения техническим навыкам (укладка рельсов, строительство мостов), но и основам инженерной безопасности (особенно для регионов со сложным климатом и горной местностью).
Таким образом наставничество стало распространяться широко и масштабно, закрывая потребности предприятий в персонале, который бы смог справляться с задачами на производстве.
Индустриализация в России.
В России процесс индустриализации наступил позднее, чем в экономике Европы, но наставничество также стало важной частью развития отечественной промышленности.
В России с конца XIX века наступает интенсивный рост промышленного производства, связанный с реформами Александра II и последующими экономическими преобразованиями. В это время возникают новые отрасли, такие, как химическая промышленность, машиностроение и электроэнергетика.
В условиях массового перехода от аграрного хозяйства к индустриальному производству возникла необходимость создания новой системы подготовки кадров. На предприятиях нужны были рабочие, которых приходилось «выращивать» из бывших крепостных крестьян.
Казалось бы, непростая задача, но ее решали, развивая при фабриках и заводах ремесленные и технические училища, а также открывая фабрично-заводские школы.
Большой вклад в развитие системы наставничества внесли Путиловский завод в Санкт-Петербурге (ныне Кировский завод), а также уральские заводы (Нижнетагильский, Воткинский, Пермский и другие). Здесь формировались школы для обучения токарному и столярному делу, кузнечному мастерству: опытные мастера обучали не только базовым ремеслам, но и особым навыкам, необходимым в конкретном производстве.
В эти годы в России развивается и инженерное образования. Так, например, Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ), основанное в 1830 году в Москве (ныне это МГТУ имени Н.Э. Баумана), стало одним из ведущих высших учебных заведений России, где обучали будущих инженеров и техников. В ходе обучения проводили как теоретическую, так и практическую подготовку на заводах страны. Студенты работали и получали практические знания под руководством опытных производственных наставников.
В России так же, как и в США, идет активное строительство железных дорог - масштабный проект по строительству Транссибирской магистрали требует большого количества кадров, готовых решать задачи и умеющих работать.
Создаются железнодорожные школы и училища, где наставники, имеющие опыт работы в строительстве и эксплуатации дорог, обучают молодых специалистов. Училища формируют не только техническую базу для работы, но и формируют профессиональные стандарты и культуру труда. Опытные специалисты, многие из которых получили образование за границей, активно делились необычными для страны инженерными знаниями. Кроме того, в училищах уделяли внимание основам выживания в суровых климатических условиях Сибири и Дальнего Востока.
Важную роль в развитии системы наставничества в России сыграли такие личности, как Сергей Витте и Петр Столыпин, которые активно поддерживали развитие промышленности. Витте, будучи министром финансов, инициировал создание железнодорожных учебных заведений, где опытные инженеры и мастера передавали свои знания молодым специалистам, готовя кадры для растущей сети железных дорог.
Это лишь некоторые факты, которые отражают определенную тенденцию развития системы наставничества в период, называемый “Золотым веком”.
Если в древности наставничество включало в себя передачу в основном академических знаний, мудрости, науки и формирование моральных ценностей, то в период Золотого века наставничество приобретает более практическую направленность.
Формируются конкретные принципы наставничества:
1. Индивидуальный подход и личная ответственность. Мастера и инженеры, обладавшие глубокими знаниями и опытом, передавали свой опыт молодым специалистам непосредственно на рабочем месте и несли ответственность за результат обучения. Этот принцип остается актуальным и сегодня.
2. Обучение через практику. Важный подход эпохи индустриализации - обучение через практику. Молодые рабочие и инженеры наблюдали за работой опытных коллег и постепенно выполняли задачи под их руководством. На многих заводах того времени вводился принцип, где каждый рабочий имел возможность обучаться на месте новым профессиям, выполняя реальные производственные задачи. Сегодня этот принцип актуален как никогда, и тоже требует особого внимания в процессе обучения.
3. Непрерывное развитие и адаптация к изменениям. Время быстрых перемен и активного роста диктует свои правила. Наставники не только передавали свои знания, но и активно поддерживали учеников в том, чтобы привносить свои знания и идеи. Так ученики дорастали до учителей, сами становились изобретателями, вносили свой вклад в развитие общества и экономики, передавая знания дальше. В современном мире, где изменения происходят все быстрее, наставничество должно включать в себя элементы непрерывного развития и обучения.
4. Формирование профессиональных стандартов. Наставничество в «золотом веке» стало включать в себя профессиональные и этические стандарты. Мастера передавали не только технические знания, но и прививали своим ученикам такие ценности, как качество работы, дисциплина и уважение к коллегам. И это тоже важный элемент современного подхода в обучении и развитии системы наставничества.
Опыт наставничества в «золотом веке индустриализации и экономики» дает нам ценные уроки, которые и по сей день остаются актуальными. Индивидуальный подход, обучение на основе практики, непрерывное развитие и методы стандартизации, позволяющие формировать квалифицированные кадры, способные адаптироваться к изменениям - все эти ключевые элементы эффективно действуют и в современном мире, где скорость и технологии требуют от нас постоянного обновления знаний и навыков.
Наставничество, как механизм передачи знаний и умений, продолжает играть решающую роль в развитии компаний и организаций. Принимая во внимание уроки прошлого, мы можем построить систему управления, которая будет способствовать не только профессиональному развитию сотрудников, но и их эффективной адаптации.
Автор статьи: Ирина Решетникова - Эксперт в области бережливого производства компании IC IBSystems I Lean
Обязательно подписывайтесь на наши социальные сети!
Telegram - https://t.me/ibsystemslean
Vkontakte - https://vk.com/ibslean
YouTube - https://www.youtube.com/@ibslean
Следите за новостями и читайте новые статьи.