Найти тему

О скептицизме, вере и смысле жизни.

Вы замечали, что одухотворенным людям как будто бы легче жить – справляться с трудным, преодолевать тяжелые жизненные события, оставаться на своем пути?

Вера – большой ресурс. 

В каком-то смысле я всегда завидовала религиозным людям: я не помню, чтобы я когда-либо верила во что-либо, даже в деда Мороза в детстве.

Будучи маленькой, я рано поняла: подарки, которые он должен принести мне в Новогоднюю ночь, появляются за шкафом за месяц до праздника, и прячет их там мама, а не щедрый дед в голубом пальто. 

Когда мне говорили, что Бог накажет, я понимала: а вон того плохого и злого человека не наказал, значит, его или нет, или работу свою он выполняет не очень хорошо.

Я тогда мало знала о вере – дети всё понимают очень буквально – но для себя уяснила: взрослые обманывают, им веры нет.

Став взрослой, я с удивлением смотрела на две вещи: как люди молятся и как люди доверяют другим.

Это злая шутка человеческого пытливого ума: в нем рациональное и нерациональное схлестываются в неравном бою, которому нет конца. Мы можем пощупать мозг, но не можем точно сказать, что существует душа. И тем не менее верим, что существует.

Жизнь без веры – во что либо – полна скептицизма и лишена опор.

Нам нужен смысл – в его широком понимании – смысл нашего существования: нам нужно верить, что мы здесь не просто так; нам нужно знать, что у нас есть свой путь в этом мире и своя миссия; нам нужно ощущать свою связь с тем, что не измерить датчиками и не пощупать пальцами.

Верим ли мы в Бога, во Вселенную или свою связь с энергией всего живого – не столь важно, если эта вера наполняет нас силами; освещает дорогу путеводной звездой, когда мы сбиваемся с курса в особенно темные дни; придает смысл нашему существованию и облегчает боль, когда случается разбиться на осколки об несправедливость жизни.

Без веры, без ощущения сопричастности, без смысла мы истощенные оболочки: мы как растения, купающиеся в лучах солнечного света, но лишенные способности фотосинтезировать. 

Вот она, манна небесная, протяни руку – и она твоя. Но мы не тянем.

И пока мы кормим своего внутреннего зверя Скептицизма, подвергая сомнению и разбирая на атомы все и вся, мы часто лишаем себя той части нас, которую не разберешь на элементарные частицы: той, которая дает нам топливо и энергию жить. 

И ее не измерить в джоулях.