Практически одновременно с началом работ по созданию танка Matilda I (он же A11 по классификации военного министерства Великобритании), и военные, и конструкторы стали задумываться, а не создать ли в дополнение ещё и версию пехотного танка с артиллерийским вооружением? И решили — не помешает. Так началась история создания танка Matilda II.
История разработки и создание прототипа
Ещё в 1934 году, как мы знаем из предыдущей публикации, высшие военные чины Великобритании решили создать два танка непосредственной поддержки пехоты в наступлении — пулемётный (Matilda I) и артиллерийский, о котором мы поговорим сегодня. Но если проект пулемётного танка был встречен одобрительно сразу, то танк с артиллерийским вооружением — достаточно прохладно. Ещё сильны были консервативные настроения в британской армии, мало кто понимал, зачем нужны танки, вооружённые артиллерией — в Первую Мировую войну такие боевые машины показали себя посредственно, в основном из-за достаточно слабого вооружения. И действительно, 57-мм пушки, устанавливаемые на «самцах» британских ромбовидных танков не отличались особой эффективностью. Да и в интербеллум вопросов по разработке новых, мощных вариантов пушек для британских танков, как вы понимаете, не было — как не было и самих разработок. Виной тому можно назвать несколько причин:
- изоляция Великобритании на небольшом острове, где королевство было единственной реальной военной силой (попросту незачем мощное вооружение);
- в силу этой же изоляции на острове, а также благодаря достаточно мощным ВМС, можно было не опасаться серьёзных сил вероятного противника, способного попасть на остров;
- вокруг британских колоний тоже не было хоть сколько-нибудь значимых сил противника, обладающего тяжелобронированной техникой и усиленными линиями фортификации.
Ещё одной (и по моему мнению, основной) причиной можно назвать и то, что во всём мире ещё не производилось тяжелобронированных танков, способных выдержать попадание снаряда из имевшихся на вооружении британских пушек.
Именно поэтому британские конструкторы не спешили создавать танки и самоходную противотанковую артиллерию, вооружённых орудиями крупного калибра — попросту незачем. Однако создавать танки, способные выдержать попадание снарядов из противотанковых орудий вероятного противника военные сочли нужным. Но с постройкой опытных экземпляров такой техники не спешили — денег на новый танк из казны не выделяли, да и руководители компании Vickers-Armstrong, помня свой «пролёт» с тяжёлым танком A1E1 Independent, тоже не горели желанием вложиться в проект с непредсказуемой окупаемостью.
Однако судьбу проекта решил Перси Хобарт, который изначально и предложил новую концепцию. Он сумел продавить мнение, что такой танк в войсках нужен, и из казны в 1936 году были выделены средства на создание двух прототипов из мягкой неброневой стали. Для повышения гарантий того, что деньги не уйдут вникуда, военное министерство Великобритании сделало «красивый финт ушами» - впервые за весь интербеллум отказавшись от услуг по разработке проекта силами компании Vickers-Armstrong (хотя, откровенно говоря, не возражали бы, построй контора опытные образцы на свои средства), передав требования к новой машине Королевскому арсеналу, расположенному в городе Вулвич. Производство также поручили металлургическому заводу Vulcan Foundry.
Проект нового танка, представленный Королевским арсеналом, был очень тепло встречен военными. Шутка ли — им удалось создать тяжелобронированный танк, производство которого влекло за собой небольшие финансовые траты (в расчёте на одну единицу), при этом достаточно мощный, чтобы подавлять оборону противника и бороться с любыми танками того времени. Да и будем честными, накал в политике старушки-Европы уже нельзя было игнорировать — все понимали, что вот-вот этот пузырь громко лопнет, и от небольших локальных конфликтов мир перейдёт к большой войне. Поэтому строить новый танк пришлось после недолгих тестов — его ходовую часть прогнали на дистанции около тысячи миль, возможности противотанкового орудия, заложенного по проекту и так знали, равно как и характеристики стали, используемой для создания корпуса. Первый заказ на производство ста сорока серийных танков под названием «Matilda Senior» был спущен Vulcan Foundry летом 1938 года.
Описание конструкции
Matilda II получил классическую компоновку корпуса, да и сам корпус формой практически не был отличим от предыдущей модели. Но нёс в себе массу нововведений — их мы подробнее рассмотрим ниже, в соответствующих разделах.
Бронекорпус и башня
Первой и основной отличающей чертой нового танка было использование комбинированных методов производства корпуса — нос, подбашенная коробка и корма были выполнены в виде литых деталей, а борта, днище и крыша корпуса собирались из отдельных бронепластин. Всё это крепилось по схеме, ставшей в Великобритании традиционной — на пространственном каркасе, при помощи болтов, клёпок или сварки. В отличие от первой модификации «Матильды», новый танк получил фальшборта для дополнительной защиты корпуса и ходовой части.
Впечатляло бронирование — 78 миллиметров во лбу корпуса, 70 мм по бортам и 55 в корме. Днище и крыша корпуса имели варьированную защиту от 13 до 20 мм бронированной стали. На момент создания этого танка такая толщина бронелистов считалась не просто достаточной с запасом, но даже избыточной. Кое-кто из военного министерства попытался было восстать с предложением облегчить танк и сэкономить средства Британской короны, но эти мнения быстро потерялись.
Башня мало отличалась по бронированию от корпуса — её отливали целиком, а толщина стенок составляла 70 миллиметров. В передней части башни было прямоугольное отверстие, предназначенное для установки вооружения, крыша имела отдельно устанавливаемую командирскую башенку с люком и приборами наблюдения. Справа от башенки разместили отдельный люк для заряжающего — через него он должен был попадать или покидать своё рабочее место, а также принимать снаряды в боекомплект. Разумеется, такая тяжёлая башня комплектовалась двумя системами вращения — вручную или при помощи гидравлического поворотного механизма.
Вооружение
Вооружение нового танка в своё время было достаточно актуальным — 2-фунтовая пушка QF, построенная на базе сухопутной противотанковой пушки, спаренная с 7,92-мм пулемётом Besa. И вроде бы на 1937-1938 год эта пушка считалась вполне себе годной и даже в чём-то универсальной — она могла на равных бороться с любыми танками противника, «поработать» по лёгким полевым укреплениям и пехоте (хотя осколочно-фугасных в боекомплекты не грузили, отчего-то). Однако в то же время эта пушка уступала некоторым иностранным аналогам (ненамного, но всё же), а также была довольно сложной в освоении и производстве. Вдобавок, из-за габаритов её основной части, в башне было достаточно тесно для трёх членов экипажа, что в свою очередь, резко снижало эффективность машины в бою.
Боекомплект пушки составлял 93 бронебойных снаряда унитарного заряжания, каждый из которых был способен пробивать до 25 мм брони на дистанциях в тысячу ярдов (чуть больше 900 метров). Снаряды размещались по внутренним стенкам башни, а также в специальных ящиках под ней, что было не особо удобно. Причины использования только бронебойных снарядов в боекомплекте, как я думаю, были продиктованы основным назначением пушки — борьба с танками противника. Именно поэтому для этой пушки даже не производилось никаких других снарядов, кроме четырёх типов бронебойных и двух типов учебных.
В качестве противопехотного оружия устанавливалась лицензионная копия чехословацкого пулемёта ZB-53 калибра 7,92 мм, который в британской армии назвали в честь производителя British Small Arms Company — BESA. Это был один из лучших вариантов пулемётов для танков тех лет, надёжным и мощным — это и стало решающим фактором при выборе его в качестве элемента вооружения для новой боевой машины. Питание пулемёта — из стальных звеньевых лент на 225 патронов 7,92х57 мм. Однако этот пулемёт, несмотря на все свои плюсы, в «Матильде» только мешал своими габаритами. Его ствольная коробка была сильно больше аналогичного элемента пулемёта Виккерс, что тоже осложняло жизнь экипажу танка, создавая дополнительную тесноту в башне.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки изначально предполагалось использовать тот самый двигатель, который предлагался для первой «Матильды» - V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель от Ford. Однако от него отказались ещё на стадии проектирования — для утяжелённого танка он был откровенно слабым. Предлагались и двигатели Leylannd, Fordson и даже Rolls-Royce (хоть и был до жути дорогим). Но конструкторы выбрали свой путь — они зачем-то использовали спаренный двигатель АЕС (разработки времён Первой Мировой войны) суммарной мощностью в 190 лошадиных сил. Эта компоновка, хоть и была дешёвой, усложняла обслуживание танка — во-первых, ему требовалось сразу два моториста, которые работали, мешая друг другу, во-вторых — у двигателей был неравномерный износ, что требовало немалого опыта.
Позже на эти танки устанавливали действительно надёжные шестицилиндровые дизельные двигатели Leyland, тоже спаренные в единую установку. Их главное отличие от предыдущего варианта заключалось в том, что они были очень надёжными, при этом достаточно дешёвыми. Однако они имели один недостаток — вдобавок ко всему они были очень прожорливыми. Именно поэтому на дизельные «Матильды» устанавливался дополнительный внешний топливный бак ёмкостью в 135 литров для компенсации прожорливости.
Мощность от двигателя на приводные механизмы передавалась через объединённую трансмиссию, в состав которой входили:
- сцепление на каждый двигатель;
- поперечная передача;
- коробка переключения передач;
- бортовые фрикционы;
- бортовые передачи и соединяющие их валы.
Коробка передач — планетарного типа, шестискоростная (пять вперед, одна назад) типа Wilson, с сервоприводами для облегчения использования. Бортовые фрикционы - многодисковые, сухие. Бортовые передачи одноступенчатые.
Ходовая часть танка оснащалась подвеской балансирного типа, с цилиндрическими пружинными рессорами. 10 опорных катков (на борт) с металлическими бандажами собирались попарно в пять тележек. Кроме того, имелся одиночный передний каток большего диаметра, чем опорные катки, облегчавший преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами располагалось сзади, а направляющее с натяжным механизмом винтового типа - спереди. На танках Mk. II и Mk. IIA устанавливались 6 поддерживающих катков, а начиная с модификации Mk.IIA - направляющие полозья. Каждая гусеничная цепь состояла из 69 стальных литых траков шириной 355 мм.
Экипаж, средства наблюдения и связи
Чтобы управлять «Матильдой», требовалось четыре человека — механик-водитель, наводчик, заряжающий и командир машины. Из них только механик-водитель получил хоть какие-то условия для «работы» - остальным троим пришлось ютиться в довольно тесной для троих башне. Каких-то особых упрощений для экипажа тоже не предусматривалось — операторы боевого отделения получили только вентиляторы для вытягивания пороховых газов при стрельбе, да и всё. В остальном — им приходилось для работы лавировать между немалых размеров казённой частью пушки, достаточно габаритным пулемётом и заряжающим, который в бою постоянно держал в руках немалой длины снаряд. Именно так требовалось согласно инструкции по ускорению стрельбы — был для танкистов армии Его Королевского величества и такой, довольно любопытный документ.
Для наблюдения за обстановкой командир машины использовал перископический прибор наблюдения, а также смотровые щели по корпусу командирской башенки, а также диоптрический прицел пулемёта (которым он же и управлял). Ещё один такой такой прибор был предназначен для заряжающего. Наводчик мог контролировать поле боя через прицел для пушки №24В Mk I с 1,9-кратным увеличением. Отдельный перископ был и для механика-водителя, который устанавливался перед его люком на крыше башни. Для связи между членами экипажа использовалось танковое переговорное устройство на четыре абонента, а внешняя связь обеспечивалась через радиостанцию №19.
Боевое применение
В британскую армию танки начали поступать в 1939 году. Немцам удалось заполучить первые трофейные танки, в количестве 29 единиц ещё в мае 1940 года во Франции, причем, большинство из них подлежало восстановлению и возвращению в строй. Естественно, что после поражения во Франции, основным тогда сухопутным военным театром, в котором могла принять участие Великобритания, была Североафриканская кампания. Несмотря на то, что эти танки не были новинкой для немцев, некоторые проблемы «Матильды» там всё же доставили. Большинство их танковых орудий были практически бесполезны против «Матильд», лобовая броня которых достигала 78 мм. Однако в первое время, в частности в 1941 году, из-за неудачных действий британских войск, немцам удалось заполучить около двух десятков «Матильд» брошенных в Форте Капуццо. Определённые успехи против «Матильд» появились, когда немцы стали использовать свои 88-миллиметровые зенитные орудия Flak 37, способных пробить броню большинства танков начального периода войны. Уцелевшие трофейные «Матильды» немцы активно применяли, например в 21-й танковой дивизии, в сентябре 1941 года, при очередном вторжении Роммеля в Египет, однако, практически все они были потеряны в течении следующих нескольких месяцев. Откровенно слабое, по немецким меркам, орудие «Матильды» полукустарно заменяли на немецкое 50-мм орудие L42 от танков Pz.III. Однако это не стало массовым, и было перевооружено всего около десяти машин.
Кроме Северной Африки, «Матильды» применялись австралийскими войсками на островах Новой Гвинеи против японцев. Однако применение таких танков в условиях джунглей было затруднительным — пулемёты, как оказалось, в джунглях были не особо полезными. Куда лучшим вариантом стало использование огнемётных систем, которые если даже не поражали цель точечно, могли существенно усложнить жизнь тем, кто прятался в джунглях. И на базе «Матильд» такие огнеметные машины были разработаны. Также австралийскими инженерами был предложен вариант с установкой на «Матильды» 7-ствольной мортиры.
16 августа 1941 года было заключено соглашение о кредите и клиринге между Великобританией и СССР. По этому соглашению, советской стороной был получен кредит на сумму 10 млн фунтов стерлингов, которые были потрачены на различные товары военного назначения, в том числе и танки «Matilda II». Первые 20 танков прибыли в Архангельск с морским караваном PQ-1 11 октября 1941 года. Всего из Англии было отправлено более тысячи единиц пехотных танков, однако некоторая часть была потеряна в ходе транспортировки по морю северными конвоями. Всего, согласно документов, Красная Армия получила 918 машин.
Танки направлялись в учебный центр в Горьком, где проходили их приёмка и испытания. Первые же танки поступили в боевые подразделения в ноябре 1941 года. Эксплуатация британских танков в частях РККА выявила ряд проблем - так, в частности, первая партия была снабжена летними гусеницами (без дополнительных грунтозацепов) и не особо хорошо двигались по замёрзшему грунту, а также горюче-смазочными материалами предназначенными для эксплуатации в жарком климате и ненадёжными двигателями АЕС. В следующих партиях в системе охлаждения двигателей танка стал использовался этиленгликоль, проходимость в распутицу была низкая, между ходовой частью и бронированными фальшбортами набивался снег и грязь (зимой они ещё и замёрзнуть там могли, что практически обездвиживало машину). Позднее, учтя особенности машины, советское командование использовало их в основном, на южных направлениях фронта, давая тем самым возможность продемонстрировать достоинства танка.
«Матильды» имели мощное бронирование на уровне советских тяжёлых танков КВ, что увеличивало шансы экипажа на выживание в бою. Также отмечалась повышенная вязкость (в сравнении с советской бронированной сталью) брони британских танков — она не отслаивалась и не давала осколков при попадании в неё снарядов. Двигатель марки «Лейланд», который устанавливался на машины поздних партий, имел гарантированный пробег в 220 мото-часов, хотя по факту он отрабатывал до 550—600. Отмечали и условия работы экипажа на английском танке — в сравнении с советскими машинами, британцы отличались в лучшую сторону по комфорту для экипажа. Бронепробиваемость 2-фунтового орудия была также на хорошем на тот момент уровне, но при этом для него существовали только бронебойные снаряды, в связи с чем было принято решение перевооружить танки 76-мм советской пушкой ЗИС-5 (Ф-96). Однако к этому моменту по ленд-лизу в СССР стали поступать «Матильды» CS, вооружённые 76-мм пушкой-гаубицей, и вопрос был снят.
К весне 1943 года «Матильды» уже значительно устарели и были сняты с производства, по этой же причине СССР отказался от поставок этих танков. Оставшиеся в составе РККА машины активно использовались в боях, в частности, к началу немецкого наступления на Курской дуге 5 июля 1943 года в составе 201-й танковой бригады 7-й гвардейской армии Воронежского фронта имелось 18 таких танков, 31 танк типа «Валентайн» и три советских «тридцатьчетвёрки». В 224 танковом полку 8-й гвардейской армии Юго-Западного фронта на 17 июля 1943 года числилось 33 «Матильды».
Заключение
«Матильды» были для британской армии настоящим прорывом — во-первых, им удалось создать настоящую боевую машину, которая не боялась выполнения реальных боевых задач. Во-вторых, появление этих танков в армии потребовало качественного улучшения подготовки танкистов, а следовательно, и повышение обороноспособности государства благодаря появлению новых тактических приёмов. Но век их был недолог — развитие технологий, как своих, так и чужих, в годы войны загубило немало довоенных танков, что привело к тому, что к концу Второй Мировой войны в армиях различных стран практически не осталось машин довоенного производства.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!