Полтавская битва, которую нас с детских лет приучили считать чем-то невероятно грандиозным и эпохальным, была, в общем, едва ли не заурядной стычкой - другого слова просто не подберешь, ознакомившись с точными данными…С русской стороны в Полтавском сражении участвовало непосредственно лишь десять тысяч солдат (и ещё тридцать тысяч стояли в резерве). У шведов – шестнадцать тысяч. Против четырёх шведских орудий были выставлены семьдесят два русских (а по другим данным - сто двенадцать). Нужно подчеркнуть, что речь идет о свежих русских частях и предельно измотанных шведских, которые действовали на враждебной им территории, не получая ни подкреплений, ни провианта, ни боеприпасов.
«Россия, которой не было», 2001 г.
Бушков врёт, как обычно. Полтавская битва безусловно уступала генеральным сражениям европейских армий того времени (двумя месяцами позже в битве при Мальплаке между французской и австро-британо-голландской армиями участвовало от 190 до 207 тысяч солдат), однако всё равно являлась очень крупным сражением.
Обобщив документы русской армии в работе «Битва при Полтаве», доктор исторических наук Павел Кротов определил её численность. К началу сражения под командованием Пётр I находилось 37 055 пехотинцев и примерно 23 тысяч регулярных кавалеристов (22 032 в полках, данные о которых сохранились, и Белгородский драгунский полк, чей состав точно не определён). Имелось также несколько сотен артиллеристов и около 20 тысяч иррегулярных конников — казаков, татар, башкир и калмыков. Из них в сражении участвовало 41 860 солдат регулярных войск (то есть 2/3) и до 6 тысяч иррегулярной кавалерии.
Со шведской стороны аналогичный подсчёт сделал в книге «Полтава. Гибель одной армии» историк Петер Энглунд. Согласно его данным, в армии короля Карла XII числилось 24,3 тысячи регулярных пехотинцев и кавалеристов, из которых в бою участвовало 19,3 тысячи, плюс около 1 тысячи иррегулярных конников из вассала Османской империи — княжества Валахии. Казаков украинского гетмана Ивана Мазепы и гетмана Запорожской Сечи Константина Гордиенко набиралось до 7 тысяч, и они остались в лагере.
Подкрепление Карл получал и не только из числа казаков. Хотя корпус генерала Адама Левенгаупта и был разбит Петром под Лесной, он всё же смог отойти к Полтаве. Шведская армия пополнилась 6,5 тысяч солдат, хотя и потерявших артиллерию и обоз.
Пушек у шведов имелось около 40, и к 32 из них хватало припасов. Однако король сделав ставку на внезапную атаку на рассвете, оставил почти всю артиллерию в обозе. Однако с атакой шведы запоздали и огонь многочисленных русских пушек остался без ответа.
Всего в сражении участвовало 68 тысяч человек, то есть в 2,5 раза больше, чем сочиняет врунишка из Красноярска. Да и результат заурядным не назовёшь. Потеряв 9,2 тысяч убитыми и 2,8 тысяч пленными (против примерно 1,4 тысяч убитых и 3,3 тысяч раненных русских) шведская армия отступила к Днепру, где её остатки сдались. В плен попало ещё около 20 тысяч человек и вся артиллерия. Сбежать удалось лишь тысяче с небольшим шведов и казаков с Карлом и Мазепой.
Таким образом общие потери в Полтавской битве 10,6 тысяч убитыми, почти столько же сколько при Мальплаке, где погибло 11 тысяч). При этом русское командование успешно организовало преследование противника и в итоге полностью уничтожило его армию. Тогда как англо-австро-голландцы, выдохшиеся после штурма вражеских укреплений, позволили французам отступить в порядке, взяв лишь порядка 500 пленных.