Статья, которую вы прямо сейчас начали читать, вторая из серии на тему причин того, почему жертвы абьюза долго находятся в отношениях с авторами насилия. Поговорим в ней немного об эмоциональной зависимости, травматических связях, реакции организма на абьюз и о диссоциации.
Если не читали первую тематическую публикацию (о циклах абьюза), но хочется это сделать, она находится ЗДЕСЬ.
Итак, что же можно сказать про эмоциональную зависимость в контексте абьюзивных отношений?
Эмоциональная зависимость — одна из мощных причин, по которой люди остаются надолго в абьюзивных отношениях. В основе этой зависимости лежат, кроме прочего, и травматические связи, формирующиеся из-за переживания сильных эмоций (как позитивных, так и негативных) в отношениях с автором насилия.
Что подразумевается под травматическими связями?
В абьюзивных отношениях часто чередуются периоды разных видов насилия с периодами примирения, когда агрессор проявляет любовь, внимание или заботу. Это вызывает у жертвы путаницу, поскольку она не понимает, кто на самом деле её партнер — автор насилия или любящий человек.
Такое чередование вызывает сильные эмоциональные переживания, которые усиливают привязанность.
Авторы насилия часто стремятся изолировать своих партнеров от внешнего мира, друзей и семьи, усиливая тем самым их зависимость от себя. Это создает иллюзию, что без такого партнёра жертва не сможет выжить или быть счастливой. В таких условиях жертва начинает видеть в нём единственного человека, на которого можно положиться, что усиливает травматическую связь.
Когда человек переживает абьюз, его психика начинает искать способы справиться с этой ситуацией. Один из таких механизмов — развитие ещё большей эмоциональной привязанности к агрессору как к источнику защиты и безопасности, даже если он и является причиной страданий. Это может быть связано с тем, что в определённый момент автор насилия может будто бы стать спасателем, хотя и весьма условным, влияя на возникновение временного облегчения или проявляя заботу.
Травматические связи формируются постепенно, и жертвы часто долго не осознают, что попали в эмоциональную ловушку.
Ещё влияет вот что… Когда человек подвергается насилию, его организм продуцирует большое количество гормонов стресса. Организм жертвы находится в таких ситуациях регулярно, а это изнуряет её эмоционально и физически. Жертва чувствует себя загнанной в угол, что мешает ей рационально оценивать ситуацию и искать пути выхода.
Бывает, мозг использует защитные механизмы, чтобы справиться с болью и стрессом. Например, человек может вытеснять неприятные воспоминания, минимизировать в своих рассуждениях вред от насилия или оправдывать поведение абьюзера. Такие механизмы позволяют жертве жить в ситуации, которая в противном случае была бы невыносимой.
Так происходит не всегда, он один из защитных механизмов — диссоциация. Когда он запускается, человек как бы «отключается» от реальности, чтобы не чувствовать боли или страха. В условиях насилия диссоциация может стать способом переживания трудных моментов, но также она может приводить к тому, что жертва перестаёт воспринимать насилие как нечто реальное и угрожающее.
Однако после акта насилия, в период «медового месяца», когда абьюзер проявляет доброту и заботу, в организме жертвы выделяются вещества, отвечающие за ощущения удовольствия и вознаграждения. Эти редкие, но интенсивные моменты радости и облегчения создают серьёзную физиологическую зависимость (об этом планирую написать подробнее отдельно). Жертва начинает ассоциировать редкие моменты удовольствия с возвращением к обидчику, что формирует замкнутый круг и усиливает зависимость.
Продолжение следует…
Подробнее о циклах абьюза ЗДЕСЬ.
Публикация о методе «серого камня», позволяющим выжить в абьюзивных отношениях, если выйти из них пока не получается, находится ТУТ.
Тематические тексты внизу в списке публикаций и по ссылкам:
Ключевые признаки любовной зависимости
Как манипулятор держит жертву в зависимости
Автор: Нестерова Лариса Васильевна
Психолог, Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru