Найти в Дзене
Истории тётушки Юлии Рысь

Школа бальных танцев, вам говорят! Две шаги налево, две шаги направо, так и было сотню лет назад

Даже не знаю, сколько раз за четыре года ведения канала я упоминала "Школу танцев Соломона Пляра". А всё потому что, она постоянно просится в тексты. Ну, не могу я выветрить просто так из головы одесский юмор! Он всё равно там живёт, даже после книги "Одесский дворик, или Тайная жизнь растений". И тут я подумала, что надо бы рассказать об этой незамысловатой юмористической песенке. Начну с окутанной тайнами истории создания. А тайнами потому что доподлинно неизвестно кто был автором. На самой первой записи, сделанной на Киевской студии в 1914 году, значится, что исполнитель Иван Семёнович Руденков. Он же сочинитель стихов и музыки. Позднее он и указывался как отец–создатель хита. Есть версия, что за несколько лет до Руденко, шуточная песня уже входила в репертуар харьковчанина Владимира Яковлевича Хенкина и именно он был автором, но... никаких документальных подтверждений этому не осталось, кроме актёрских баек, легенд и рассказов зрителей. Есть предположение, что его текст был совер

Даже не знаю, сколько раз за четыре года ведения канала я упоминала "Школу танцев Соломона Пляра". А всё потому что, она постоянно просится в тексты. Ну, не могу я выветрить просто так из головы одесский юмор! Он всё равно там живёт, даже после книги "Одесский дворик, или Тайная жизнь растений".

И тут я подумала, что надо бы рассказать об этой незамысловатой юмористической песенке.

Начну с окутанной тайнами истории создания.

А тайнами потому что доподлинно неизвестно кто был автором. На самой первой записи, сделанной на Киевской студии в 1914 году, значится, что исполнитель Иван Семёнович Руденков. Он же сочинитель стихов и музыки. Позднее он и указывался как отец–создатель хита.

Есть версия, что за несколько лет до Руденко, шуточная песня уже входила в репертуар харьковчанина Владимира Яковлевича Хенкина и именно он был автором, но... никаких документальных подтверждений этому не осталось, кроме актёрских баек, легенд и рассказов зрителей. Есть предположение, что его текст был совершенно иным.

Первая сохранившаяся грампластинка и фото первого исполнителя. Коллаж автора
Первая сохранившаяся грампластинка и фото первого исполнителя. Коллаж автора

Гипотез почему так произошло, может быть масса: смутное время, отсутствие технических возможностей просто так зайти с улицы и записать песенку на студии звукозаписи. Да и сам процесс записи, как вы понимаете, очень сильно отличался от современных технических решений.

Самым главным фактом в пользу Руденко стало то, что он переписал оригинальный текст и сделал свою собственную аранжировку. Сейчас бы сказали, что он создал грамотный ремейк, то есть переделку.

К слову, за всё время жизни текст песни частенько претерпевал изменения. Взять хотя бы фамилию героя. В разных версиях фигурируют Пляр, Шкляр, Кляр и даже Фляр. Кому как хотелось, тот, так и пел!

Ах, да! За героем песенки стоял реальный прототип — киевский парикмахер Соломон Исаакович Шкляр.

Не цирюльник, папенька, а палиКмаХтер! © Цитата из х/ф "За двумя зайцами"

Предпринимательская жилка свербила у гражданина, поэтому он выйдя на заслуженный отдых открыл школу танцев в своей собственной квартире. О том, как проходили занятия и рассказывается в песне. Сам Шкляр танцевать не умел, этим и объясняются его шутки про "там где брошка и галстук" у танцующих находится перёд.

Говорят, что школа танцев очень быстро приобрела невероятную популярность. В первую очередь, потому что Соломон установил умеренную плату, обещал скорый результат и убрал возрастной ценз.

Во-вторых, за время работы парикмахером он заметил, что молодые люди сильно комплексуют. Из-за этого стесняются знакомиться и связывать себя узами Гименея. В школе танцев под руководством Шкляра, молодые люди становились более коммуникабельными. Поговаривали даже, что хитрый Соломон Исаакович был на короткой ноге с местными свахами, так что симпатии, рождённые на паркете, быстро перерастали в законные супружеские отношения.

Говоря современным языком, гражданин Шкляр был очень хорошим лайфкоучем.

Об этом и пел в своих куплетах Владимир Хенкин. Те, кто видел выступление, описывали его так:

Ах, какой хохот стоял в зале, когда он, подыгрывая себе на пианино и пританцовывая, исполнял куплеты о парикмахере, который не от хорошей жизни, а исключительно дополнительного заработка ради, по вечерам превращал своё заведение в танцкласс, где своеобразно, но вполне уверенно обучал жаждущих приобщиться “до моды”...

Куплеты пошли в народ, обрастая самыми неожиданными интерпретациями. В более ранних версиях можно услышать о просьбе "дамы не сморкайтесь у занавески", потом появилось "кавалеры не хватайте дамОв ниже талЬи" и другие вариации.

Эстрадные исполнители "Школы бальных танцев". Коллаж автора
Эстрадные исполнители "Школы бальных танцев". Коллаж автора

Комический стиль подхватывали как известные, так и местечковые шансонье. Ко второй половине XX века песня входила в репертуар самых разных исполнителей.

Среди тех, кто спел о "Школе бальных танцев" был Алик Фарбер (Ошмянский). Коренной одессит за свою долгую творческую жизнь собрал уникальную коллекцию песен и романсов. И, конечно, он не смог обойти вниманием Соломона Пляра и его танцкласс.

В свои эстрадные выступления "Школу танцев" включали Аркадий Северный, братья Жемчужные и Ефим Александров.

В 2021 году состоялась премьера клипа "Школа танцев Соломона Кляра" в исполнении Хора Турецкого и их дочернего женского проекта Soprano. Что из этого получилось, может послушать сами. Их музыкальным видео я и завершаю сегодняшнюю историю!

Всем хорошего настроения!