Внезапно я решила, что если в январе меня не убил 39-градусный мороз, то в июле вполне можно рвануть в Узбекистан и протестировать свою выносливость при +39. Решение странное и почти самоубийственное с учетом того, что уже в +25 я не выхожу из под кондиционера, а если и выхожу, то отчаянно стремлюсь на тот свет. Но в этом году и в нашем регионе больше месяца стояли неумолимые +32, поэтому пришлось адаптироваться и искать в себе сверхспособности. В общем, лечу в Самарканд и параллельно ищу заброшки. Одна такая быстро нашлась:
Мавзолей Ишратхона в Самарканде — это истинное сокровище архитектурного наследия. На месте, где сейчас расположен мавзолей, когда-то находился Сад Фируза, площадь которого составляла 1,5 гектара.
Ишратхона впервые упоминается в историческом трактате 30-х годов XIX века под названием “Самария”, где говорится, что его основала дочь эмира Джелалиддина, Хабиба Султан. В середине XIX века топограф Яковлев, работавший на русском посольстве в Бухаре, отметил это здание на своем плане Самарканда, обозначив его как «строение времен Тимурленга».
Академик В.Бартольд, исследуя Самарканд, идентифицировал Ишратхона как несторианский памятник, который был преобразован в развлекательный дворец. Позже археолог В.Вяткин обнаружил документ 1464 года — вакуфную грамоту, составленную в Самарканде. В этом документе описывается передача усыпальницы, земельного участка, рабов и другого имущества Хабибы Султан-бегим.
По вакуфной грамоте, знатная женщина, жена Тимурида Абу Сеида, Хабиба-Султан, построила купольное здание над могилой своей дочери, царевны Хавенд-Султан-бики.
Название “Ишратхона” в переводе с персидского означает "Дом увеселений", и оно связано с легендой из самаркандского фольклора XIX века о романтической встрече Амира Темура с девушкой, после которой великий эмир приказал построить здесь дворец.
Ишратхана — уникальное сооружение XV века, которое олицетворяет золотой век самаркандского зодчества. Постройка, выполненная выдающимися мастерами своего времени, знаменовала собой настоящий переворот в архитектуре.
Комплекс включает в себя мечеть со скромным интерьером, парадный зал с богатой росписью в технике «кундаль», где проводились похоронные процессии, и несколько помещений на первом и втором этажах. Четыре винтовые лестницы ведут на второй этаж с небольшими комнатами, а оттуда ступеньки ведут на плоскую крышу, ранее огороженную барьером.
В Ишратхоне также есть подземный этаж в форме восьмиугольного склепа, перекрытого куполом. Этот склеп, по своему размеру и отделке, не имел аналогов в среднеазиатской архитектуре. Стены склепа были украшены яркой мозаикой, а пол выложен мраморными плитами. Архитектурные новшества также принесли новые декоративные приемы, среди которых впервые была использована техника стенной живописи «кундаль» — рельефные узоры с золотым фоном и окрашенными рисунками.
К сожалению, в XVI веке мавзолей пришел в упадок и был разграблен. В XVII веке бурное строительство в Самарканде привело к тому, что мраморные панели Ишратхоны были демонтированы для использования в строительстве медресе Шер-Дор и Тилля-Кари на Регистане. Мраморные плиты также были перенесены на соседнее кладбище Абди-Дарун, заменив старые плиты новыми надгробиями.
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать что интересного можно увидеть в Узбекистане и как лучше построить маршрут. Скоро все расскажу!
А о моем зимнем путешествие в -39 в Кострому и замене пробитого колеса при -36 читайте здесь: