Кейс представлен кандидатом педагогических наук, репетитором Наталией Юрьевной Лукановой. Приглашенный спикер курса PROШКОЛА “Нейропсихологический подход к преодолению трудностей обучения” Марины Николаевны Захаровой (блок “Счет”).
«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно — он-то и делает открытие».
А. Эйнштейн
Анамнез
Как и у многих других детей с синдромом Дауна, у «Ивана» было много отягчающих его жизнь и его развитие особенностей:
- тонкая шелушащаяся кожа;
- проблемы с развитием сердечно-сосудистой системы, врождённый порок сердца;
- болезни ЖКТ и др.
И у мальчика практически отсутствовали зрение и слух. Соответственно, устная «звуковая» речь не развивалась, коммуникация была нарушена.
По этой причине мама отдала ребенка в 5 лет на воспитание и обучение в знаменитый ГБУ СО МО «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов». Сама мама устроилась на работу в этом учреждении, чтобы как можно больше контактировать с ребёнком. Там ребёнок очень хорошо социализировался, освоил жестовую и дактильную речь, а потом научился читать по азбуке Брайля. Когда мальчику исполнилось 13 лет, у него началось активное развитие «замерших» ранее органов чувств; он с каждым месяцем всё лучше видел и слышал.
В конечном счёте, в его 14 лет, семья вернулась из Сергиева Посада на проживание в Москву, ребёнка определили в школу VIII вида. Но по возрасту и по иным формальным требованиям системы его не могли взять на обучение в первый класс, определили в пятый. Ребёнок резко отличался своими знаниями и умениями от остальных детей, проходивших планомерное обучение.
За год в школе Иван сумел освоить чтение по слогам по кириллице, научился «печатать» слова (в частности, мог под диктовку по слогам «напечатать» слово из 5-6 букв). Правда, структура текстов им никак не была осмыслена: он не выделял не только предложение (и, тем более, – абзац) как фрагмент смысловой речи, но и слово как единицу речи.
Уровень на момент начала работы (освоение ООП)
На момент обращения Ивану было 15 лет 7 мес. Запрос от родителей стоял на чтение, письмо, математику и развитие речи.
Речь Ивана была невнятной, его сложно было понять, иногда для полноценного восприятия высказываний требовались многократные повторения фразы по частям. Временами не помогало и это, тогда приходила мама – «переводчик».
Чтение слоговое, давалось Ивану с большими усилиями: медленно, неравномерно, сбивчиво, с периодическим забыванием той или иной буквы.
Печатать буквы ребёнок мог, но письменные им не были усвоены. Каждую из них он копировал только с образца, и то с указанием взрослого на то, какую из букв ему нужно написать.
Но сложнее всего ребёнку давалась математика.
- Иван частично освоил количественный счёт; мог соотносить число и цифру в пределах 10, но ошибался при порядковом счёте. Счёт в обратном порядке давался только с опорой на зрительный ряд.
- Смысл действий сложения и вычитания Иван, по сути, не понял, «узнавал» отдельные выражения и мог вычислить их значение. Но часто в выражениях, где присутствовали числа больше 4, путал знаки + и –
- Не осознавая смысла арифметических действий, имея проблемы с чтением, разумеется, ребёнок не был способен понимать и решать текстовые задачи
Вследствие стойких затруднений в освоении предмета у Вани проявлялась знаменитая «математическая тревожность». Он всеми доступными ему способами старался избегать выполнения учебных заданий, искал все возможные поводы увести внимание взрослых от попыток научить его чему-либо.
Коррекционная работа
ТЕЛЕСНАЯ РАБОТА осуществлялась при формировании умения ориентироваться в пространстве собственного тела и в пространстве помещения, где находится ребёнок.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
Один из важнейших аспектов работы:
- повышение самооценки, укрепление веры ребёнка в себя.
- активная доброжелательная поддержка его инициативы и интересов (по мере возможности),
подавляющее превалирование ИГРОВЫХ МЕТОДИК адекватно его возрасту (в психологическом и интеллектуальном плане).
Именно этот ребёнок не только заставил меня вспомнить игры, к которым я очень давно не прибегала («Магазин», «Футбол», «Тапкобол», «Классики», «Словотворчество»), но и пробудил во мне как в специалисте творческое начало в «изобретении игр»: «двойные числовые кубики», «кулачки», «Арифметическая Монополия» – все эти эффективнейшие игры были изобретены во время работы с Иваном.
В КОГНИТИВНОЙ СФЕРЕ
А.
Обеспечение «повышения психологического возраста»
(по сути – работа над формированием программирования, регуляции и контроля, III блок + освоение пространственно-временных отношений, II блок):
– перестройка духа социального и когнитивного общения из ключа «счастье, что он уже хотя бы это может» в «уже пора бы и вот это понять и научиться этим пользоваться»;
– повышение уровня осознанности деятельности и поведения через повышение требовательности к качеству осуществляемого общения;
- повышение системы отношений в быту на более осознанный уровень (я делаю… после …; пока не выполню ..., не могу начать …)
Например, «Бытовые действия и величины»:
- – соблюдаем режим дня – проговариваем часть пунктов плана, сверяемся с опорой («планом в картинках»);
- – отслеживаем время суток (пока только с помощью фиксации внимания на часовой стрелке);
- – совместно с тщательным обсуждением каждого фрагмента дня составляем «картиночный план дня»; проговариваем план дня с опорой на картинки; позже – вспоминаем; сверяемся с «картиночным планом дня» в случае забывания и/или в качестве самопроверки; отмечаем режимные моменты на плакате «часы» и учимся определять время по часам, выполняем задания с применением песочных часов;
Б.
Определение и «упрочение» ЗАР, микрошаги на уровне отдельных операций в ЗБР (разбиение информации на «мелкие порции» соответственно каждой мыслительной операции, составляющей умственное действие). В частности:
- В письме стало спасением обведение карандашных текстов-заготовок с тщательным отслеживанием каждого микродвижения руки, с обводкой крупных образцов на отдельном листе в «сложных случаях» и, что особенно важно, – ПРОГОВАРИВАНИЕМ каждой прописываемой буквы (как звука);
+ чтение не только печатных, но и письменных текстов. - В чтении:
– работа с понятием «текст», «единицы текста» (от крупных к мелким: абзац, предложение, слово). Далее отрабатывались понятия слог, буква, звук.
– осмысление структуры текста, выполнение заданий, нацеленных на применение понятий подраздела «структура текста» в деятельности,
– проведение сквозь череду соответствующим образом сформулированных заданий;
+
– совместное «беглое чтение по Кушниру». - В математике:
– освоение числового ряда произошло через игру «перевёрнутые цифры» с опорой на «полуслепой» числовой ряд;
– освоение состава чисел в пределах 10 с разнообразными играми и игровым материалом;
– введение понятий «целое и его части» позволило освоить смысл арифметических действий и приобрести способность осуществлять выбор арифметического действия в простейших задачах не основе правил нахождения целого и/или части целого;
– сформировалась способность понимать и решать простейшие ТАЗ через:
а) работу с понятием «структура задачи»;
б) составление задач по сюжетным картинкам (сначала – отражающим процессы, действия; затем – «статичным»);
в) прописывание условий и вопроса самостоятельно составленных задач (полностью и/или частично, с заполнением пропусков).
Итоги
Уже через 3 месяца работы:
- взросление, более высокий уровень осознанности (см рисунки, приложенные в презентации);
- рост работоспособности;
- в течение 5 месяцев Ваня освоил письменный шрифт, перешёл от печатания к письму;
- возросла членораздельность речи (мальчика стал, наконец, понимать священник, к которому ребёнок ходил на исповедь);
- по математике – освоение смысла арифметических действий; усвоение числового ряда в пределах 10 прочно, в прямом и обратном порядке, в пределах 20 – с опорой на «слепую линейку»; знаки сравнения; операция сравнения; решение первых простых задач, освоение счёта в пределах 5 полностью, в пределах 10 – с опорой на предметную деятельность.