Всем привет, друзья!
В годы Великой Отечественной войны плечом к плечу с советскими воинами против общего врага храбро сражались союзные войска ряда стран. Ниже публикуются воспоминания одного из участников этих сражений — полковника Войска Польского Я. Пшимановского.
Широко известны имена славных героев польско-советской боевой дружбы рядового Григория Кунавина, повторившего подвиг Саши Матросова, чтобы принести свободу польской деревне Герасимовиче; автоматчицы Анели Кшивонь, погибшей в бою за освобождение деревни Ленино на Смоленщине; Ани Морозовой и Яна Маньковски, взрывавших самолёты на Сещенском аэродроме...
Помню, как и феврале 1943 года я, стрелок противотанкового ружья бригады морской пехоты, познакомился на одном из привалов с колхозником и колхозницей. Он — усатый, она — морщинистая, с платком на голове.
— Давно из дома? — спросил он.
— С начала войны.
— С сорок первого?
— Нет, с тридцать девятого. Я — из Польши.
Прозвучала команда. Я взял противотанковое ружьё.
Женщина внимательно смотрела то прямо в глаза, то на мои красные, занемевшие от мороза руки.
— Почему без рукавиц?
И тотчас произошла удивительная вещь. Женщина развязала узелок, вынула пакет, обшитый лоскутом и кому-то адресованный. Старик разрезал швы острым ножиком.
— На, возьми...
Он вынул грубые, тёплые варежки. Я хотел заплатить и вытащил помятую трёхрублёвую бумажку, единственную, которая была в кармане. Старик отругал меня за это сочно, что называется, от души.
Последовал приказ, и наша колонна двинулась. Варежки сначала служили хорошо, потом пропитались смазочным маслом, протёрлись. Весной они перекочевали на дно вещмешка. А трёхрублёвый банкнот я использовал ещё очень долго, пытаясь платить за картофель, за хлеб, за молоко, за штопку разорванного плаща. И всегда вынужден был прятать его снова в карман. Наконец, я совсем убрал его в нагрудный карман вместе с документами. Зелёный банкнот с красной цифрой 775603 просуществовал нею войну. На левой стороне его маршируют два пехотинца в касках, с полной боевой выкладкой...
Именно такие солдаты в 1944 и 1945 годах шли освободительным маршем через Польшу. Они шли не только и частях Советской Армии, но и как воины Войска Польского. Одним из них был помпотех артиллерийского дивизиона Василий Кудрявцев.
В середине сентября 1944-го, когда советские войска и польская дивизия имени Тадеуша Костюшко взяли штурмом Прагу, находящуюся на берегу Вислы, на наш командный пункт пришёл приказ о немедленном выступлении. Эта весть наэлектризовала всех — от канонира до командира бригады. На рассвете пошли в лес около шоссе. Я спрыгнул на землю, распрямляя одеревеневшие ноги. Из-за кустов послышался голос Василия Кудрявцева, который распекал кого-то из трактористов за превышение скорости на марше.
— Не я же скорость устанавливаю, — оправдывался тот.
По голосу я узнал капрала Ксенжена, ловкого и смелого парня, командира отделения механиков. Кстати сказать, уже после войны я встретил его на партийном съезде как руководителя одного из воеводских комитетов.
С головы колонны последовало распоряжение — офицерам собраться у командира.
— Помпотех! — позвал я Василия Кудрявцева, и мы вместе отправились в голову колонны. Там, на холме, стояло несколько офицеров по главе с командиром бригады. Поднявшись по склону, и мы посмотрели туда, куда смотрели они. Там была Варшава, объятая дымами пожарищ. Мы смотрели долго, потом спустились вниз, к орудиям. Кудрявцев шёл рядом. Дорогу ему преградил Ксенжен.
— Оси остыли, — доложил он, — я сказал, чтоб не включали четвёртую скорость.
— Глупый, — тихо ответил помпотех. — Ничего-то ты не понимаешь. Заправьте подшипники свежей смазкой. Поедем на полном газу.
Оба рассказанных события — мелкие, обыкновенные, но если их умножить на сотни тысяч солдат, которые шли к победе через Польшу, на тысячи поляков, которые вместе сражались с советскими партизанами, на тысячи солдат боевых соединений народного Войска Польского, которые шли в бой плечом к плечу с Советской Армией, то окажется, что именно такие факты придают особый оттенок дружбе наших народов.
Дружба наших народов зиждется на прочном фундаменте. Нужно, чтобы о том помнили все враги социалистического содружества: как Грюнвальд 1410 года, так и Берлин 1945 года учат, чем заканчиваются захватнические нашествия на наши народы-братья.
Я. ПШИМАНОВСКИЙ, полковник Войска Польского (1967)
★ ★ ★
ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
★ ★ ★
Поддержать канал:
- кошелек ЮMoney: 410018900909230
- карта ЮMoney: 5599002037844364