Вот и наступила осень — самое время для продуктивной работы и обучения. Новые проекты, цели, задачи… Но чем больше обязанностей, тем выше риск впасть в прокрастинацию.
Многие путают это понятие с ленью, поэтому обозначим разницу:
- Лень — отсутствие желания работать, помноженное на праздное времяпровождение без угрызений совести.
- Прокрастинация — склонность постоянно откладывать дела на потом, при этом помня о них и чувствуя вину.
Если вам не понаслышке знакомо последнее — эта статья для вас. Прокрастинация отнимает много сил (зачастую намного больше, чем уходит на выполнение откладываемого дела). Но это малоприятное явление можно победить, и мы расскажем как.
Систематизируйте списки дел
Когда все разложено по полочкам, перейти к реализации задуманного намного проще.
Для этой цели создана матрица Эйзенхауэра — это простая таблица, которая разделяет дела по важности и срочности. Итак, сформируйте список задач и пройдитесь по каждому пункту, отвечая на два вопроса: а) это важно? и б) это срочно? Затем поделите задачи на четыре блока следующим образом:
Теперь вы наглядно видите фронт работ и понимаете, с чего начинать. С мелкими задачами, занимающими не больше пяти минут, можно разобраться сразу, даже если они неважны. Дальше — по списку приоритетов.
Разбивайте большие задачи на маленькие
Идея пресловутого слона, съедаемого по кусочкам, не нова, но по-прежнему действенна. Если в вашем списке есть сложное многозадачное дело, последовательно перечислите все этапы его выполнения. Гораздо легче продвигаться вперед постепенно, выполняя шаг за шагом. Кусочек — раз, кусочек — два, кусочек — три.
Как только вы начинаете чувствовать, что пропадаете под гнетом огромного, серьезного дела, нависающего над вами, напомните себе: “Я сделаю лишь один маленький шаг. Один грубый-грубый черновик; один несовершенный набросок; один звонок. Это все, что мне нужно сделать сейчас”. (Нейл Фьоре, «Легкий способ перестать откладывать дела на потом»)
Используйте «метод помидора»
Тяжело сделать первый шаг? Используйте технику планирования Pomodoro или принцип 25 и 5. Чередуйте периоды сфокусированной работы длиной 25 минут и отдыха 5 минут с помощью таймера.
Согласитесь, легче браться за дело, когда есть определенность в том, сколько это продлится. Всего 25 минут — это короткий отрезок времени, ведь даже школьные уроки длятся дольше.
Таймер находится на виду и ведет обратный отсчет от 25 к 0. Когда 25 минут истекают, вы получаете внутреннюю награду: <...> устраиваете себе перерыв, не отягощенный чувством вины. (Штаффан Нетеберг, «Тайм-менеджмент по помидору. Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут»)
Позвольте себе отдохнуть
Нередко причина прокрастинации заключается в проблемах с отдыхом. Перерывы необходимы для перезагрузки мозга. Если пренебрегать ими, становится тяжело сосредоточиться на задаче и внимание начинает переключаться на все подряд.
По этой же причине важно обратить внимание на качество сна, ведь это лучший помощник в восстановлении сил и продуктивной работе.
Включайте качественный отдых (сон, прогулки в парке, поход в горы и т.д.) в свою жизнь. Забывая разбавлять рабочую и учебную деятельность вкупе с домашними обязанностями, вы невольно увеличиваете шансы на прокрастинацию и даже выгорание.
Фиксируйте прогрессы
Люди, склонные к откладыванию на потом, зачастую не замечают своих достижений. Крупицы сделанного за день попросту теряются в бескрайнем поле планов и задач. Из-за этого падает мотивация: кажется, сколько ни сделай, все равно останешься на месте.
Поэтому так важно вести дневник достижений или просто фиксировать выполненные задачи в своих заметках. Даже банальное вычеркивание строки из списка дел — визуализация вашей маленькой победы. Подобная практика помогает наглядно отслеживать прогресс и вызывает желание двигаться дальше.
Проанализируйте причины
А если прокрастинация сигнализирует о том, что нужно оптимизировать процесс, на который уходит много времени?
Например, каждую неделю вам часами приходится работать с почтовой корреспонденцией. Но вот вы нашли и скачали удобную программу, а коллег попросили самостоятельно класть письма в нужные папки. И — победа! — мысль о предстоящей работе с почтой больше не вызывает желание задвинуть ее в долгий ящик.
Или другой сигнал: о том, что пора выбрать тот род профессиональной деятельности, который приходится по душе. Да, не всегда прокрастинация — это плохо. Проанализируйте, какие дела вы чаще всего откладываете на потом и почему. Возможно, это ваш случай и прокрастинация — звоночек о том, что нужно что-то менять.
Ничего не делайте
И напоследок интересный прием. Вместо того чтобы заставлять себя что-то делать, попробуйте сесть или лечь и… не делать ни-че-го. Условимся, что вы держите гаджеты на расстоянии от себя, то есть проживаете «ничегонеделание» в прямом смысле слова. Спустя какое-то время вас начнет беспокоить зудящее чувство: желание встать и заняться чем-нибудь. Вот тогда и принимайтесь за дело.
Парадоксально, но подобное безделье для мозга гораздо утомительнее, чем решение откладываемых задач.
Кстати, тема ничегонеделания как отдельная философия dolce far niente (дольче фар ньенте, с итал. «сладкое безделье») отражена в живописи многими художниками. В частности, на картине Джона Уильяма Уотерхауза, приведенной выше.
Теперь вы во всеоружии, потому что знаете, как победить прокрастинацию. Можно смело встречать осень. Пусть унылой будет пора, но не жизнь, полная больших и маленьких достижений!