Ежегодно 3 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта дата была установлена в 2005 году федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» и связана с трагическими событиями в Беслане, когда боевики захватили одну из городских школ. В результате теракта в школе № 1 погибли более трехсот человек, среди которых более 150 детей.
В этот памятный и скорбный для всей страны день мы решили поговорить с заведующим кафедрой судебной деятельности и уголовного процесса имени П.М. Давыдова УрГЮУ, доктором юридических наук, профессором, судьей в отставке, полковником юстиции Владимиром Маировичем Бозровым, который учился в школе № 1 г. Беслан с 3 по 9 класс.
— Владимир Маирович, расскажите, пожалуйста, какой была школа в годы вашей учебы.
— В те годы, а это были 50-60-е годы, в Беслане было три школы, и школа № 1 была лучшей по всем показателям. Наш директор, Татаркан Габулиевич Сабанов, жил со своей семьей в маленьком домике при школе. Он постоянно находился рядом и посещал уроки. В моей параллели было два класса, и мы всегда соревновались в спорте. Это было соревнование в хорошем смысле слова. Все ребята были очень дружными и выручали друг друга. Но в спорте мы старались обойти параллельный класс. Спорт в нашей школе был очень развит. В седьмом классе у нас уже было четыре мастера спорта. Физкультуру у нас преподавал Иван Константинович Кониди. Он был не просто учителем, а настоящим другом. Иван Константинович сумел так заинтересовать нас, что мы с нетерпением ждали очередного урока физкультуры. Основными видами спорта, которыми увлекались я и мои одноклассники, были борьба, вольная борьба, футбол и баскетбол. Даже во время летних каникул Иван Константинович назначал нам время для тренировок. Мы приходили с удовольствием и занимались. Он раздавал нам домой инвентарь, который нужно было починить, например, порванный мяч. Мы делали это с большим удовольствием и приносили в школу. Все вместе строили во дворе школы спортивные площадки, одна из которых сохранилась до сих пор.
Когда я был школьником, спортивный зал был небольшой. А в 9 классе мы начали строить пристройку к школе — заливали фундамент для того самого спортивного зала, где и случился теракт. Мы тогда смеялись: «Да когда его еще построят... Наши внуки здесь заниматься будут».
Материальная база школы была на высоком уровне. В школе мы получили различные профессиональные навыки. Я, например, ходил на автодело и, окончив школу, имел удостоверение автослесаря. Также преподавали военное дело, его вел фронтовик. Эти знания очень пригодились мне в военном училище. Девочки шили и готовили.
— Как вы узнали о теракте?
— Я видел какие-то сообщения в СМИ, но сначала не обратил внимания. А потом мне позвонила сестра, она живет во Владикавказе. Моя сестра сказала: «У нас горе». И это действительно общее горе. Среди жителей Беслана нет ни одной семьи, которую бы не коснулась эта трагедия. Это событие не могло не тронуть. После трагедии, спустя некоторое время, мы ездили в Беслан. Я брал с собой дочерей и внучку. Описать словами тот ужас, который мы увидели, невозможно. Мои дочери не могли говорить, они плакали. Внучка тогда была маленькой — училась во втором или третьем классе. Но она до сих пор помнит ту поездку и то, что увидела. Я зашел в свой класс, и на стене были слова, написанные кровью...
Мою семью теракт также не обошел стороной. В школе в те дни находились моя племянница и племянник. К счастью, они остались живы, но получили ранения и психологические травмы. Сын двоюродного брата был в составе тех, кто освобождал заложников, а мой двоюродный брат участвовал в ликвидации завалов, работая на кране. Масштаб жестокости этого события так поразил его, что он через некоторое время скончался от инфаркта.
1 сентября 2004 года, как и каждый год, на торжественную линейку пришел наш директор школы, Татаркан Габуллиевич Сабанов. Он был уже в преклонном возрасте и также оказался среди заложников, погибнув при взрыве. От него смогли найти, как мне сказали, только один ботинок. В те дни в школе погиб и мой любимый учитель физкультуры, человек, который вырастил не одно поколение спортсменов, — Иван Константинович Кониди. Ему было уже 80 лет, а он по-прежнему преподавал. Он погиб от рук террористов, защищая детей.
К сожалению, я немногое смог сделать, чтобы увековечить память своего любимого учителя. По моей инициативе и при поддержке командующего округом и начальника Суворовского училища мы организовали футбольный турнир, посвященный памяти Ивана Константиновича Кониди. Этот турнир проводился в Екатеринбурге в течение четырех лет подряд, и в нем обязательно принимали участие ребята из школ Беслана. Дважды они побеждали в этом турнире.
В дни трагедии сплотились не только жители Беслана, но и вся Осетия, и вся Россия. Здесь, в Екатеринбурге, мы, осетины, собирали помощь — продукты, медикаменты, деньги — и отправляли в Беслан. В школе № 48 Екатеринбурга, благодаря директору этой школы, установлен знак, посвященный памяти бесланских школьников, и высажена аллея. Каждый год 3 сентября мы приносим туда цветы и рассказываем ребятам о теракте.
—С какими трудностями чаще всего сталкиваются суды при рассмотрении дел о терроризме?
— Некоторые юридические проблемы по расследованию и рассмотрению фактов терроризма на современном этапе включают:
1. Терроризм подследственен военно-следственным органам, ФСБ и территориальным следственным управлениям, а подсудность — военным судам. Это приводит к различной юридической оценке содеянного. Например, поджог военных объектов одни следственные органы квалифицируют как умышленное уничтожение государственного имущества, а другие — как терроризм. Такой правовой разнобой создает трудности для военных судов при рассмотрении и разрешении подобных уголовных дел.
2. По групповым делам организовать судебный процесс сложно, поскольку, как правило, обвиняемые до суда находятся в разных, отдаленных друг от друга местах.
3. Нередко данные преступления совершают лица с психическими отклонениями, и установить причинную связь между болезнью и содеянным дело непростое; это требует сложных и продолжительных экспертных исследований. Не меньше трудностей вызывает решение вопросов, связанных с территориальной подследственностью и подсудностью.
Я назвал лишь некоторые сложности, чтобы подчеркнуть многогранность данного преступного явления. Уверен, что не меньше проблем и у криминологов по установлению причин и условий появления терроризма, а также выработке профилактических мер.
— На ваш взгляд, какова причина возникновения терроризма и как можно избежать его распространения?
— Я думаю, что это явление многофакторное. Одним из самых важных способов предотвращения подобных явлений мне представляется воспитание молодого поколения, привитие любви к Родине и близким. Я учился в Осетии, и среди моих одноклассников были представители разных народов. Но мы даже не задумывались об этом. Для нас это была одна большая страна, мы все были братья. Трагедия в Беслане также показала, насколько дети, даже младшие школьники, могут проявить заботу о близких. В такой тяжелой ситуации они проявили стойкость и помогали тем, кто младше и слабее, отдавая последние капли воды тому, кто рядом. Это единение русского народа всегда позволяло нам побеждать любую напасть. Конечно, необходимо воспитывать это в ребенке с малых лет, но не назидательными беседами, а примерами и собственными поступками.
Мы все прекрасно видим, что и сегодня террористическая угроза существует, и формы терроризма трансформировались. Поэтому сейчас как никогда актуально предсмертное предупреждение Юлиуса Фучика, которое он вывел кровью на стене тюремной камеры, куда был брошен фашистами: «Люди, будьте бдительны!».
Интервью подготовила: Татьяна Мордяшова, корреспондент Медиацентра УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева