Графический архив отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ в настоящее время является одной из наиболее полных визуальных баз по костюму татар Поволжья и Урала. Ряд исследователей и художников воспроизводили и сохраняли, собирали и публиковали выполненные в экспедициях изображения как ценный источник, рассказывающий о материальном наследии татар.
Профессиональные этнографы, изучающие материальное наследие татар, постоянно выезжали в экспедиционные выезды, начиная с 1950-х гг. (Р.Г. Мухамедова, Ю.Г. Мухаметшин), впоследствии уже целенаправленно в рамках научного проекта Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР – «Историко-этнографический атлас татарского народа», с 1971 по 1986- е годы. В ходе полевых исследований было выполнено почти 500 единиц зарисовок – отдельных элементов костюма и полных комплексов народной одежды волго-уральских татар от середины XIX – до середины XX века всех субэтнических и субконфессиональных групп татар (казанских, касимовских, мишарей, кряшен), проживавших в Волго-Уралье. В изобразительном ряде территориально было охвачено 116 населённых пунктов – включая Окско-Сурское междуречье на западе и Зауралье на востоке.
По рисованным полевым материалам казанских татар сохранилось чуть более трехсот изображений – верхней и нижней одежды, её деталей, головных уборов, обуви и украшений. Охвачены районы проживания на территории Республики Татарстан, Республики Марий Эл, Республики Удмуртия, Кировской, Самарской, Пермской областей, Республики Башкортостан, Оренбургской, Свердловской, Курганской и Челябинской областей. Зарисовки из музейных хранилищ были выполнены в Российском Этнографическом музее (далее РЭМ), Национальном музее Республики Татарстан (далее НМ РТ) и Пермском краеведческом музее. В населённых пунктах были осуществлены ряд зарисовок по костюмному комплексу в школьных музеях – с. Ципья Балтасинского района, с. Ишкеево и с. Таканыш Мамадышского района, с. Крынды Агрызского района, с. Большой Салтан Рыбно-Слободского района Республики Татарстан; с. Асян Дюртюлинского района, с. Новокутово Чекмагушевского района и с. Шланлыкуль Буздякского района Республики Башкортостан. В историко-краеведческих музеях – г. Учалы, с. Чекмагуш Чекмагушевского района, с. Ахуново Учалинского района Республики Башкортостан.
В наибольшем количестве были изображены разнообразной формы женские и девичьи головные уборы. Женские рубахи зарисованы из домотканых и фабричных полотен туникообразного кроя, с цельным и укороченным остовом, пришивным к нижнему краю подолом, а также со скошенными и сшивными плечиками, закруглёнными проймами рукавов. Ещё больше сохранилось зарисовок различных камзолов – с удлинёнными до локтей рукавами, или полностью без них, из разноцветных шелковых тканей, декорированные мехом или позументными лентами по краям.
По рисованным полевым материалам татар-кряшен сохранилось более ста изображения – верхней и нижней одежды, её деталей, головных уборов, обуви и украшений. Охвачены районы проживания на территории Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Челябинской области. В фондах НМ РТ были зафиксированы элементы женского костюмного комплекса. Наиболее многочисленными стали зарисовки головных уборов – разнообразные калфаки, связанные из белых нитей, и сшитые из черного сукна, украшенные разноцветной вышивкой и декорированные разноцветными лентами. Традиционные головные уборы замужних женщин представлены изображениями сүрәкә, чукол, наушниками и волосниками мәләнчек. Также есть отдельные зарисовки налобных деталей, декорированных вышивкой, золотным шнуром, разноцветными тканевыми лентами, позументом. Художники воспроизвели и образцы головных полотенец ак яулык и свадебных покрывал түгәрәк яулык.
По рисованным полевым материалам татар-мишарей сохранилось почти сорок изображений – верхней и нижней одежды, её деталей, головных уборов, обуви и украшений. Охвачены районы проживания на территории Тамбовской, Пензенской, Нижегородской областей, Республики Мордовии, Ульяновской области, Республики Татарстан, Свердловской области. Зарисовки из музейных хранилищ были выполнены в Нижегородском государственном областном историко-архитектурном музее заповеднике, «Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим»» (г. Истра) и РЭМе.
Наиболее богатые по своему разнообразию женские головные уборы были зафиксированы в Нижегородском государственном областном историко-архитектурном музее заповеднике. К примеру, изображение (часть, вид спереди/сзади) волосника или головного убора молодой кормящей женщины – башкигец (әкәй), являющего собой одну из наиболее архаичных форм. Интересна и зарисовка перевязи чапук из д. Кикино Пензенской области, представляющая собой декоративно-оформленный амулет-карман.
По рисованным полевым материалам касимовских татар сохранилось меньше двадцати изображений – одежды и головных уборов. Охвачены районы проживания на территории Рязанской области. В фондах Историко-краеведческого музея г. Касимова по касимовским татарам были зарисованы элементы женского костюмного комплекса. Среди них – женские головные уборы (тастар, калфак), мужской головной убор, из шести клиньев, украшенный вышивкой золотными нитями и женские камзолы.
Таким образом, учитывая столь обширную территорию охвата, данный визуальный материал стал уникальным по сохранению и передаче информации, запечатлев в изображении историю бытования, цветовые предпочтения, крой, и прочие особенности, которые не всегда возможно описать в тексте, и сохранить в музейных экспонатах, в связи с их временным ветшанием.