Найти тему
Татарский Мир

Тайны графического архива

Графический архив отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ в настоящее время является одной из наиболее полных визуальных баз по костюму татар Поволжья и Урала. Ряд исследователей и художников воспроизводили и сохраняли, собирали и публиковали выполненные в экспедициях изображения как ценный источник, рассказывающий о материальном наследии татар.

Профессиональные этнографы, изучающие материальное наследие татар, постоянно выезжали в экспедиционные выезды, начиная с 1950-х гг. (Р.Г. Мухамедова, Ю.Г. Мухаметшин), впоследствии уже целенаправленно в рамках научного проекта Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР – «Историко-этнографический атлас татарского народа», с 1971 по 1986- е годы. В ходе полевых исследований было выполнено почти 500 единиц зарисовок – отдельных элементов костюма и полных комплексов народной одежды волго-уральских татар от середины XIX – до середины XX века всех субэтнических и субконфессиональных групп татар (казанских, касимовских, мишарей, кряшен), проживавших в Волго-Уралье. В изобразительном ряде территориально было охвачено 116 населённых пунктов – включая Окско-Сурское междуречье на западе и Зауралье на востоке.

По рисованным полевым материалам казанских татар сохранилось чуть более трехсот изображений – верхней и нижней одежды, её деталей, головных уборов, обуви и украшений. Охвачены районы проживания на территории Республики Татарстан, Республики Марий Эл, Республики Удмуртия, Кировской, Самарской, Пермской областей, Республики Башкортостан, Оренбургской, Свердловской, Курганской и Челябинской областей. Зарисовки из музейных хранилищ были выполнены в Российском Этнографическом музее (далее РЭМ), Национальном музее Республики Татарстан (далее НМ РТ) и Пермском краеведческом музее. В населённых пунктах были осуществлены ряд зарисовок по костюмному комплексу в школьных музеях – с. Ципья Балтасинского района, с. Ишкеево и с. Таканыш Мамадышского района, с. Крынды Агрызского района, с. Большой Салтан Рыбно-Слободского района Республики Татарстан; с. Асян Дюртюлинского района, с. Новокутово Чекмагушевского района и с. Шланлыкуль Буздякского района Республики Башкортостан. В историко-краеведческих музеях – г. Учалы, с. Чекмагуш Чекмагушевского района, с. Ахуново Учалинского района Республики Башкортостан.

В наибольшем количестве были изображены разнообразной формы женские и девичьи головные уборы. Женские рубахи зарисованы из домотканых и фабричных полотен туникообразного кроя, с цельным и укороченным остовом, пришивным к нижнему краю подолом, а также со скошенными и сшивными плечиками, закруглёнными проймами рукавов. Ещё больше сохранилось зарисовок различных камзолов – с удлинёнными до локтей рукавами, или полностью без них, из разноцветных шелковых тканей, декорированные мехом или позументными лентами по краям.

Женская рубаха Худ. Мазанов А.А. 1972г. д. Штырь Арский район ТАССР
Женская рубаха Худ. Мазанов А.А. 1972г. д. Штырь Арский район ТАССР

По рисованным полевым материалам татар-кряшен сохранилось более ста изображения – верхней и нижней одежды, её деталей, головных уборов, обуви и украшений. Охвачены районы проживания на территории Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Челябинской области. В фондах НМ РТ были зафиксированы элементы женского костюмного комплекса. Наиболее многочисленными стали зарисовки головных уборов – разнообразные калфаки, связанные из белых нитей, и сшитые из черного сукна, украшенные разноцветной вышивкой и декорированные разноцветными лентами. Традиционные головные уборы замужних женщин представлены изображениями сүрәкә, чукол, наушниками и волосниками мәләнчек. Также есть отдельные зарисовки налобных деталей, декорированных вышивкой, золотным шнуром, разноцветными тканевыми лентами, позументом. Художники воспроизвели и образцы головных полотенец ак яулык и свадебных покрывал түгәрәк яулык.

Девичий головной убор «калфак-чачак» Худ. Мухамедшин Ю.Г. 1969г. д. Крещёный Елтань Чистопольский район ТАССР
Девичий головной убор «калфак-чачак» Худ. Мухамедшин Ю.Г. 1969г. д. Крещёный Елтань Чистопольский район ТАССР

По рисованным полевым материалам татар-мишарей сохранилось почти сорок изображений – верхней и нижней одежды, её деталей, головных уборов, обуви и украшений. Охвачены районы проживания на территории Тамбовской, Пензенской, Нижегородской областей, Республики Мордовии, Ульяновской области, Республики Татарстан, Свердловской области. Зарисовки из музейных хранилищ были выполнены в Нижегородском государственном областном историко-архитектурном музее заповеднике, «Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим»» (г. Истра) и РЭМе.

Наиболее богатые по своему разнообразию женские головные уборы были зафиксированы в Нижегородском государственном областном историко-архитектурном музее заповеднике. К примеру, изображение (часть, вид спереди/сзади) волосника или головного убора молодой кормящей женщины – башкигец (әкәй), являющего собой одну из наиболее архаичных форм. Интересна и зарисовка перевязи чапук из д. Кикино Пензенской области, представляющая собой декоративно-оформленный амулет-карман.

Перевязь «чапук» Худ. Мазанов А.А. 1971г. д. Кикино Каменский район Пензенская область
Перевязь «чапук» Худ. Мазанов А.А. 1971г. д. Кикино Каменский район Пензенская область

По рисованным полевым материалам касимовских татар сохранилось меньше двадцати изображений – одежды и головных уборов. Охвачены районы проживания на территории Рязанской области. В фондах Историко-краеведческого музея г. Касимова по касимовским татарам были зарисованы элементы женского костюмного комплекса. Среди них – женские головные уборы (тастар, калфак), мужской головной убор, из шести клиньев, украшенный вышивкой золотными нитями и женские камзолы.

Женский камзол  Худ. Мазанов А.А.1983г. с. Тархань Сасовский район Рязанская область
Женский камзол Худ. Мазанов А.А.1983г. с. Тархань Сасовский район Рязанская область

Таким образом, учитывая столь обширную территорию охвата, данный визуальный материал стал уникальным по сохранению и передаче информации, запечатлев в изображении историю бытования, цветовые предпочтения, крой, и прочие особенности, которые не всегда возможно описать в тексте, и сохранить в музейных экспонатах, в связи с их временным ветшанием.

Дина Гатина-Шафикова