Найти тему
Точка опоры.

Ты не встретишься ни с кем после смерти

Меня спрашивают - нравится ли мне верить, что после смерти конец? Что после тебя не стане, что ты больше никогда не встретишься со своими любимыми людьми.

Знаете - не нравится. Терять близких - больно. Знать, что однажды умрёшь сам - страшно. Ну, мне, положим, не настолько страшно, как иным верующим, но тем не менее.

И я, как честный атеист, могу сказать только то, что нет доказательств существования жизни после смерти. Нет оснований думать, что ТАМ есть жизнь. Но теоретически она же может быть? Может.

Только... на это не нужно рассчитывать.

У жизни есть важное свойство - наличие необратимых событий. Есть то, что мы не сможем изменить. Принятие этого - важный этап взросления.

Нету второго шанса сказать "люблю" или "прости". Нету другой возможности вести себя с людьми по-человечески. И важно это только сейчас, пока вы живы.

Можно сколько угодно сожалеть у гроба, можно биться об него головой и каяться - только важно понимать, что это уже поздно. Что это не решение и не способ, а запоздалое раскаяние.

Люди перед смертью часто жалеют о том, что не могут ничего сделать для живых. Что уже нет ни сил, не возможностей. Жалеют, что столько шансов быть полезными тем, кто рядом - они упустили.

Если хотите смысл человеческой жизни, то вот он - быть полезным другим людям прямо сейчас.

Просто на этом всё и держится. В том числе то, что тебе дало жизнь и позволило стать человеком.

Но верующие возмутятся - разве у нас нет так? Разве мы не воспринимаем жизнь, как подготовку к Суду и Вечности? Разве мы не призываем любить ближнего?

Нет, товарищи, у вас не так.

Во-первых у верующих фатально разлучены действия и источник последствий. Ты делаешь что-то другим людям или себе, а оценивать это будет выдуманное существо.

И появляется элемент торга, который активно существовал ещё со Средневековья. Я вот буду вести себя, как последняя сволочь, но зато исповедуюсь, причащаюсь, на храм положу. В паломничество схожу. Ну то есть заслужу прощение и благодать.

Как думал средневековый рыцарь - я вот людей убиваю, граблю. Из своих крестьян последнее выколачиваю. Но вот если я поеду в Святую землю (убивать и грабить) - мне оно зачтётся.

А если, вдруг, не зачтётся - то уйду в монахи в конце жизни. Отмолюсь!

Ну то есть вместо того, чтобы не делать вреда или компенсировать вред - попытка "договориться с Богом". Иллюзорными действиями компенсировать реальные.

Ну и вот эти приколы с "отмолить". Очень важная для религии, но абсолютно не работающая идея, что реальный вред можно исправить словами. Причём словами обращёнными к воображаемому объекту.

И... не исправить вред. Избежать ответственности за него. Старая детская уловка. Если есть не объективные последствия, а награда и наказание от папы, то можно и с папой договориться.

Сделать то, что папе нравится. Показать искреннее раскаянье. Сделать что-то ещё не связанное с поступком, но что позволит избежать ответственности за него.

И это почти всегда, проще, чем исправлять собственный вред или не допускать его.

Во-вторых, у верующих в той или иной форме существует отпущение грехов. Причём, отпущение, как правило, мало связано с самим поступком.

Рассказать о нанесённом вреде специальному человеку в спецодежде.
Прочитать нужные слова нужное количество раз.
Сделать что-нибудь хорошее - а возможности для это, как правило, есть.

И самое забавное - практически не существует не прощаемых грехов. Всегда есть шанс, возможность и надежда не столкнуться с последствиями своих поступков. Прямо как в старом анекдоте:

Русский бандит уже в летах начал думать о душе. И в разговоре с батюшкой прямо по-пацански спросил:
- А если я лям баксов на храм дам, я попаду в рай?
Батюшка степенно отвечает:
- Не могу дать гарантии, сын мой, но попробовать стоит.

И вот это отрицание необратимости вместе с разделением поступка и его последствия - страшная, с моральной точки зрения, вещь.

Господа и примкнувшие к ним товарищи. Если мы сделали нечто плохое, то, в первую очередь, мы принесли вред.

Мы взяли чужое - мы истратили чужой ресурс. Он не пойдёт на пользу этому человеку и он не сможет создать больше. Эти ресурсы вряд ли пойдут на пользу и тебе - поскольку ты получил их не научившись ничего создавать.

Это, ведь, параллельный процесс - получение ресурсов и овладение знаниями и умениями для этого. В нас ещё живёт обезьяна, для которой важно взять сейчас минимальными усилиями - ибо завтра может и не быть. Но вот в человеческом сообществе так уже не работает.

Уверен, что сможешь вернуть взятое? Если не тому несчастному, которого обокрал, то хотя бы обществу. Или просто думаешь, как бы жить попроще и поприятнее?

Мы убили другого - мы уничтожили всё полезное, что он мог создать. И это необратимо. Это нерождённые дети, не созданные блага, не принесённая польза. Сможешь компенсировать? Сможешь принести больше - за себя и за того парня?

Тогда и не торопись убивать или требовать чьей-то смерти.

Мы отвратительно общаемся с людьми - мы разрушаем долговременные социальные связи. Подрываем доверие к себе и желание нам помогать. А мы с этих самых связей и живём.

Уверен, что будет, чем компенсировать? Что будет основание у людей помогать тебе, когда появится в том нужда? А она появится.

И да. Вполне существуют последствия, которые ложатся бременем на потомков. Не наказания, а последствия.

Дети, воспитанные у родителей-воров, которые ничего не умеют создавать, но уже не такие зубастые, как их родители.

Демографические ямы войн, голод и разруха.

Семьи, где каждый старается отойти подальше и вместо сохранения и приумножения общего ресурса стараются его дербанить при первой возможности.

И миллионы людей, которым изо дня в день, социальной практикой показывают - что так можно. Можно выпускать на волю свою внутреннюю обезьяну. И поднявшийся с низов, испытавший все тягости и несправедливости - сам становится ещё более несправедлив.

И не поможет здесь никакая вера. Никакой фантастический образ родителя, который за тобой приглядывает. Всегда найдётся лазейка, причём с благословения религии - им тоже кушать надо. Они как раз лазейками и торгуют.

А нужны мозги. И понимание последствий и необратимости поступков.

P.S. То, что не могу сказать здесь, я говорю на ТГ-канале НЕдуховный наставник.

Мои статьи на ту же тему:

Немного о мошенниках. О наших невидимых "кнопках" в психике и о том, как их используют.

Границы адекватности. О моём разговоре в вагоне поезда Минск-Краснодар.

Ненужная психотерапия. О том, какую функцию религия выполняет в обществе.