В Луксоре мы сталкиваемся не с развитием науки, а скорее с прочной основой, закрепленной веками. Это язык и символическая система письма, которая была завершена уже в эпоху ранних династий. То, что мы наблюдаем, — это не начало научных исследований, а использование уже накопленных знаний. Так утверждает Шваль Радолюбич, египтолог и исследователь Луксорского храма в Египте. Он посвятил этому храму целых двенадцать лет полевых исследований, тщательно изучая планы, барельефы и надписи. В результате этих исследований он сделал поразительное открытие, назвав его прозрачностью каменных блоков храма.
Радолюбич пришел к выводу, что древние египтяне обладали значительно более глубокими знаниями в геодезии, астрономии и физиологии, чем это принято было считать в египтологии. В процессе работы в Луксоре он обратил внимание на необычные каменные элементы, вставленные в некоторые блоки, которые обычно рассматриваются как ошибки строителей. Однако у Радолюбича возникла иная гипотеза. Он предположил, что эти камни могли служить некими ключами, оставленными мастерами для точных измерений. Это изменило его подход к собственным данным и привело к значимому открытию. Он обнаружил, что некоторые изображения на стенах храма дополняют друг друга с противоположных сторон каменных кладок, создавая эффект, который он назвал прозрачностью. Радолюбич первым подробно описал это явление в своей книге о Луксорском храме. Он предположил, что камень в храме рассматривался как своего рода прозрачный материал. Например, на одном из чертежей видно, что каменный блок в стене, разделяющий зал 12 и зал 5, содержит барельефы с обеих сторон, которые дополняют друг друга, создавая впечатление, что блок выполнен из прозрачного стекла. Иначе говоря, это напоминает изображения на банкнотах, где только при определённом свете можно увидеть полное изображение. Подобный эффект наблюдается на северной стене комнаты 5, где перед богом Омоном изображен фараон, приносящий в дар ткань, и иероглиф, обозначающий ткани, вырезан на противоположной стороне блока в зале 12. Если представить стену прозрачной, иероглиф для обозначения ткани из зала 12 идеально совмещается с изображением коробов в зале 5, как если бы эти изображения проецировались сквозь камень.
Такая сложная концепция, как прозрачность, требовала высокого уровня технической точности при создании барельефов. Этот эффект намекает на иллюзорность плотности материи и придает свету особое значение как фундаментальному элементу, что предполагает наличие философского обоснования этой идеи. Радолюбич отмечал, что принцип прозрачности не ограничивается архитектурой, его также можно найти в других артефактах, например, в папирусах. Кроме того, он открыл схожую концепцию, названную им "транспозицией", которая использовалась древними строителями для создания дополнительного измерения в произведениях искусства. Транспозиция предполагала такое расположение ключевых элементов, чтобы создать многослойные связи между стенами, передавая таким образом более глубокий и сложный смысл. Например, транспозиция может наблюдаться в блоках, изображающих солнечный диск бога Монту в зале 2, который проецируется в святилище ладьи Омона Ра в зале 6. Для того чтобы увидеть содержимое ладьи, недостаточно просто взглянуть на нее; нужно войти в зал 2 напротив святилища, чтобы понять, что скрыто внутри. Хотя эту теорию трудно доказать, Радолюбич был убежден, что точное размещение этих элементов свидетельствует о намеренном создании новой целостности из отдельных частей.
Радолюбич также полагал, что принципы прозрачности и транспозиции не были предназначены для сокрытия знаний, но, напротив, для представления идей в более объемной и пространственной форме. Развивая идеи в различных помещениях храма, каждая из которых связана с другой, можно было достичь более интуитивного понимания общей концепции. Главная цель прозрачности — не просто дополнить идеи, но и сделать их более ясными. Это открытие привело к пониманию того, что перед нами совершенно новая архитектурная система, представленная формой каменных блоков, их стыками, расположением друг относительно друга, а также их прозрачностями и транспозициями на стенах. В этом смысле египетский храм можно рассматривать как своего рода библиотеку, которая собирает и систематизирует все возможные знания по изучаемому предмету. Важно отметить, что интерпретация текстов и символов на одной стене имеет значение лишь благодаря их наложению на соседнюю стену, что вносит новое измерение в интерпретацию по крайней мере некоторых древнеегипетских текстов. Теперь их можно воспринимать как трёхмерные проекции, выполненные из камня.
Если учесть особое понимание целей и назначения жизни в Древнем Египте, то становится понятно, почему они использовали столь уникальные способы представления своих идей в протонауке, искусстве и общих знаниях с помощью символов. Интересно, что эти методы близки к тому, что в современной психологии известно как гештальт. Гештальт переводится с немецкого как «целостный образ», «конфигурация» или «структура элементов», объединённых в единое целое, которое невозможно описать как просто сумму его частей. Согласно гештальт-психологам, мы воспринимаем форму объекта, только рассматривая его целиком, а не как совокупность отдельных частей. Они утверждают, что целое является более важным понятием, чем его части, и что целое — это особая реальность, отличная от суммы его компонентов. Когда человек видит целое, части утрачивают свою индивидуальность. Иначе говоря, в определенном смысле они перестают существовать как отдельные элементы. Если же сосредоточиться только на отдельных частях, это мешает увидеть их в едином контексте. Примером может служить картина, которая при поверхностном взгляде кажется набором фруктов и овощей, но при определённом восприятии превращается в портрет мужчины. Когда вы осознаете новый образ, картина меняется, и отдельные фрукты и овощи, составляющие портрет, словно исчезают. Ключевым моментом здесь является реорганизация связей, которая преобразует отдельные элементы в образ человека.
В гештальт-восприятии мозг стремится к стабильности: когда он получает информацию, все его усилия направлены на придание ей узнаваемой формы, которую он затем старается сохранить. По сути, как только мозг идентифицирует определённую форму, он стремится закрепить её в восприятии. Примечательно, что сама форма объекта, как и объект, похоже, не закодированы в сенсорной информации, которую мы получаем из окружающей среды. Это означает, что форма не является частью внешней физической реальности. Что ещё более интересно, вопросы, которые поднимаются в гештальт-психологии, находят параллели в квантовой механике. Профессор Антон Аман в своей работе писал, что существует практически полное сходство идей и изучаемых вопросов между квантовой механикой и гештальт-психологией. Он утверждал, что, как и в гештальте, форма квантового объекта не существует априори, но определяется взаимодействием этого объекта с окружающей средой. В квантовой механике и гештальт-восприятии отдельные объекты создаются путем изоляции их от окружения и игнорирования связей между ними и внешним миром.
Как видно, идеи целостности, взаимодополняемости, создания новых структур и нарушения симметрии, появлялись в различных областях, таких как религия, мифология, философия и ранняя протонаука, на протяжении всей истории. Эти идеи использовались на протяжении веков, но они не были полностью поняты до появления концепций квантовой механики и гештальт-психологии. Одним из ключевых вопросов остаётся: кто или что было источником таких передовых идей в древние времена? Были ли это неизвестные гении Древнего Египта или представители древней высокоразвитой цивилизации? Исследуя параллели между этими древними идеями и современной наукой, мы можем не только отдать им должное, но и найти подсказки к разгадке многих тайн нашего прошлого. Что думаете?