Найти в Дзене
Никита Непряхин

Удар по философии: как опровергнуть аргумент оппонента?

Оглавление

Что делать в том случае, если аргумент вашего оппонента верен, поддержки, картинки, примеры — достоверны, общеизвестны и легко подтверждаемы?

Означает ли это, что аргумент нельзя опровергнуть? Нет, не означает.

Помните, что в любом аргументе заложена та или иная философия убеждения. Так вот можно ударить по этой философии, заменить ценность аргумента другой — более весомой, глубокой и универсальной.

Хочу обратить внимание на слово «заменить».

Если мы будем пытаться раскритиковать или как-то дискредитировать ценность, на которую опирается аргумент, есть опасность перейти в конфликт с оппонентом. При неумелом использовании этой тактики часто так и происходит. Ведь речь может идти о ценностях, которые очень важны для оппонента.

Представьте, что вас убеждают принять некий бизнес-проект, потому что он обеспечит приток новых клиентов, что в итоге приведет к увеличению прибыли компании. Какова философия данного аргумента? Это деньги! Давайте по этой ценности и ударим, например ➡️

«О каких новых клиентах вы говорите, когда мы со старыми справится не можем? У нас людей не хватает, чтобы обеспечить грамотное обслуживание. Лучше эти деньги на расширение и обучение штата направить!»

Нам говорили про деньги, а мы переводим разговор на сервис.

Как реагировать в том случае, если подобную тактику оппонент использует по отношению к нашим аргументам?

Давайте подумаем, был ли нанесен ущерб самому аргументу? Нет, он остался в целости и сохранности. Поэтому главный способ противодействия этой тактике — возвращение к исходному аргументу с целью показать, что наш исходный философский посыл важен и актуален в текущем обсуждении. Необходимо усилить значимость философии убеждения и повторить аргумент. Например ➡️

«Увеличение численности персонала и его обучение — это хорошо, но это совсем другая тема. Я говорю о финансовом благополучии нашей компании. Уверен, если будут деньги, будет и возможность подготовить квалифицированный персонал. Повторю еще раз: внедрение данного проекта позволит привлечь новых клиентов и таким образом увеличить прибыль компании».

Справедливости ради надо сказать, что «удар по философии», пожалуй, единственная тактика, которая носит 100% универсальный характер. То есть любому аргументу можно противопоставить более весомый аргумент с философией более высокого уровня.

Статья написана Никитой Непряхиным на основе его книги «Аргументируй это! Как убедить кого угодно в чем угодно», издательство «Альпина Паблишер».

Подписывайтесь на Telegram-канал Никиты Непряхина.