На сегодняшний день в фондах ЦМЖТ России собрана коллекция натурных образцов подвижного состава, насчитывающая более 50 уникальных локомотивов. Из них 39 единиц выставлены на музейной фондовой площадке «Пионерский парк» на станции Лебяжье Октябрьской железной дороги.
Одиннадцать локомотивов из собрания музея были построены на одном из старейших локомотивостроительных заводов России, основанном в 1896 г. и первоначально принадлежавшем акционерному обществу «Русское общество машиностроительных заводов Гартмана». Они датируются 1913—1971 гг. и иллюстрируют почти 60-летний период развития отечественного локомотивостроения. Это паровозы серий Э, Эу, Эм, ФД, JI, OP, ЛB и тепловозы серий 2ТЭ10Л и М62.
Одним из ценнейших экспонатов коллекции ЦМЖТ России является паровоз серии Э-0918, построенный «Русским обществом машиностроительных заводов Гартмана» в 1913 г. по заказу Владикавказской железной дороги. Котел паровоза изготовлен на этом же заводе и рассчитан на предельное рабочее давление 12 кг/см2. Вес паровоза в порожнем состоянии — 72,1 т, в рабочем — 81,2 т. Конструктивная скорость — 65 км/ч. Общая поверхность нагрева котла составляет 258,03 м2, площадь колосниковой решетки — 4,46 м2. Род отопления — нефтяное. До настоящего времени сохранилась историческая справка службы локомотива, в которой указан перечень всех последующих конструктивных изменений. 27 сентября 1940 г. Э-0918 был оборудован вторым главным резервуаром. 12 апреля 1945 г. паровоз в период его работы на станции Бельцы Кишиневской железной дороги был переведен с нефтяного отопления на угольное. 29 июля 1949 г. при прохождении заводского ремонта его оборудовали кранами Эверластинга. 31 августа 1950 г. на паровозоремонтном заводе в городе Конотопе на паровозе были установлены новые цилиндры диаметром 650 мм, вместо объединенной упряжки поставлена автосцепка, керосиновое освещение паровозных фонарей заменено электрическим. 22 июля в депо Армавир паровоз был вновь переоборудован с угольного отопления на нефтяное. 26 февраля 1966 г. поставили сцепные буксовые подшипники и установили чугунные буксовые наличники. В апреле 1979 г. при заводском ремонте передний буферный брус был заменен на укороченный. Суммарный пробег локомотива до 1951 г. составил 924 231 км. Со 2 февраля 1985 г. паровоз серии Э-0918 находится на учете в фондах ЦМЖТ. Он поступил от Армавирского предприятия «Промжелдортранс».
20 января 1918 г. был опубликован декрет о национализации машиностроительного завода Гартмана. В 1922 г. он стал заводом имени Октябрьской революции. В 1926 г. началась его реконструкция, а 27 ноября 1933 г. Луганский паровозостроительный завод имени Октябрьской революции вновь вступил в строй.
В конце апреля 1931 г. Техническое бюро Транспортного отдела ОГПУ за 100 дней выполнило эскизный проект грузового паровоза с осевой формулой 1-5-1 и в конце августа передало рабочие чертежи паровозостроительному заводу имени Октябрьской революции. Первый паровоз типа 1-5-1 был построен за 70 дней и сдан в конце октября 1931 г. В память о Ф.Э. Дзержинском, который в 1921—1924 гг. занимал пост наркома путей сообщения, новому паровозу была присвоена серия ФД20, цифра 20 обозначала нагрузку на ось в тоннах.
Паровоз серии ФД20 был признан основной единицей грузового паровозного парка железных дорог СССР второй пятилетки. Всего в 1931—1941 гг. завод изготовил 2925 паровозов серии ФД20 и 286 паровозов серии ФД21. В 1935 г. завод перешел к постройке паровозов средней мощности, которым была присвоена серия СО 17 и СО 18 (Серго Орджоникидзе).
Паровоз СО 18 был оборудован системой конденсации пара и предназначался для работы в маловодных регионах страны.
В 1936 г. по чертежам Коломенского паровозостроительного завода в Луганске начали строить пассажирские паровозы серии ИС20 (Иосиф Сталин) с осевой формулой 1-4-2. На Всемирной выставке в Париже 1938 г. паровозы серий ИС20 и ФД20 получили диплом и золотую медаль.
Историю отечественного паровозостроения 1930-х гг. на фондовой площадке «Пионерский парк» ЦМЖТ России представляют пять паровозов Луганского паровозостроительного завода: паровоз серии Эу-699-92, построенный в 1930 г., паровоз серии Эм-721-81 1931 г., паровоз серии ФД20-0163 1935 г. и паровоз серии ФД20-1477 1937 г. выпуска. Все они поступили в музей в период с 1981 по 1988 г.
Паровоз ФД20-163 постройки 1935 г. был передан в ЦМЖТ России из депо станции Курск в октябре 1981 г. Осевая формула локомотива — 1-5-1, сцепной вес — 104 т, общая масса — 137 т. Диаметр движущихся колес — 1500 мм. Котел паровоза № 20163 изготовлен на этом же заводе и рассчитан на предельное рабочее давление 15 кг/см2. Конструктивная скорость — 85 км/ч. Общая поверхность нагрева котла составляет 296,16 м2. Площадь колосниковой решетки — 7,04 м2. Род отопления — угольное. В настоящее время котел и арматура котла находятся в полной комплектации, но необходима покраска всего котла и замена 80 % листов его обшивки. Последний раз освидетельствование котла производилось 25 декабря 1977 г. в ТЧ-30 Московской железной дороги. Пародвижущий механизм находится в полной комплектации и в удовлетворительном состоянии.
В годы Великой Отечественной войны оборудование Луганского паровозостроительного завода было эвакуировано в Красноярск, цеха завода взорвали при отступлении наших войск. Сразу же после освобождения Луганска от немецких частей на заводе начались работы по восстановлению корпусов цехов и оборудования, и уже в 1945 г. завод выпустил первый послевоенный паровоз серии СО 17. В 1950 г. завод начал постройку паровозов типа 1-5-0 серии Л, а с 1954 г. — паровозов типа 1-5-1 серии ОР20, которые в дальнейшем получили обозначение ЛВ.
В собрании ЦМЖТ России находятся четыре паровоза, выпущенные Луганским паровозостроительным заводом в 1950-е гг. Это паровоз серии Л-4051, построенный в 1950 г., паровоз серии Л-4375 1951 г. выпуска, паровоз серии ОР18-001 1953 г. и паровоз серии ЛВ- 0415 1956 г.
Паровоз серии Л-4375 был поставлен на музейный учет 18 марта 1992 г. Это один из 391 паровоза этой серии, построенных заводом в 1951 г. Хорошие динамические и тяговые качества паровозов серии ЛT позволили эксплуатировать их на значительной части железнодорожной сети страны. Котел паровоза серии Л-4375 имеет регистрационный номер 14376, он рассчитан на предельное рабочее давление 14 кг/см2, общая площадь нагрева котла составляет 335,8 м2. Площадь колосниковой решетки — 6,0 м2. Род отопления — угольное. Вес паровоза в рабочем состоянии — 103 т, в порож-нем состоянии — 92 т, сцепной Паровоз серии ЛВ-0415. Построен в 1956 г. вес — 91 т. Конструктивная скорость — 80 км/ч. Паровоз проходил плановые капитальные ремонты: в 1959 г. на Пролетарском ремонтном заводе, в 1963 и в 1966 г. — на Львовском паровозоремонтном заводе, в 1971 и 1975 г. — в п/я Г-4340, в 1986 г. — в депо Бабаево. С 1951 по 1976 г. паровоз работал в депо Карталы Южно-Уральской железной дороги, в депо Бологое, Дно, Псков, Новгород, Великие Луки Октябрьской железной дороги. После 1976 г. Л-4375, судя по годовым пробегам, находился в запасе МПС с периодической обкаткой и переконсервацией. В августе 1991 г. паровоз сделал последнюю рабочую поездку с туристическим поездом и перешел в запас МПС в депо Сортавала Октябрьской железной дороги, затем его передали ЦМЖТ России.
В начале 1956 г. Луганский паровозостроительный завод приступил к постройке нового дизельного локомотива — тепловоза серии ТЭЗ, тем самым завершив более чем полувековую историю постройки паровых локомотивов. 19 октября 1956 г. завод был переименован в тепловозостроительный и приступил к серийному выпуску первого тепловоза серии ТЭЗ по чертежам Харьковского завода транспортного машиностроения.
В 1958—1962 гг. строились магистральные тепловозы с гидравлической передачей ТГ101, ТГ102, ТГ105, ТГ106 с секционной мощностью 1500—4000 л.с. В 1962 г. началось производство магистральных тепловозов серии 2ТЭ10Л мощностью 2x3000 л.с. с электрической передачей постоянного тока. Со временем тепловозы 2ТЭ10Л совершенствовались, появились новые модификации: ТЭП10Л, ТЭ10В, ТЭ10М, 4ТЭ10С, ТЭ10У, последний из которых в 1977 г. получил государственный Знак качества. В 1965 г. стал осуществляться выпуск тепловозов серии М62 для экспорта в Венгрию. В 1967 г. завод начал производство нового тепловоза переменно-постоянного тока серии ТЭ109, за которым последовали экспортные серии ТЭ07, ТЭ114, ТЭ130, ТЭ131, ТЭ132, ТЭ142.
В 1970 г. завод построил первый двухсекционный магистральный тепловоз переменно-постоянного тока серии 2ТЭ116-0001, который стал первым в крупной серии локомотивов для сети МПС. В 1977 г. был разработан и изготовлен опытный образец тепловоза 2ТЭ121 мощностью 2x4000 л.с., положивший начало новому мощному ряду локомотивов с секционной мощностью 4000— 6000 л.с. с принципиально новыми конструктивными решениями по ходовой части (2ТЭ121, ТЭ136, 2ТЭ136). В конце 1970-х гг. была осуществлена очередная реконструкция завода: построен ряд новых цехов, произведено техническое переоснащение производства, что дало возможность увеличить производственную мощность завода.
В коллекции ЦМЖТ России находятся два тепловоза постройки Луганского тепловозостроительного завода. Это тепловоз серии 2ТЭ10Л-0941, построенный в 1969 г., и тепловоз серии М62-1169 1971 г. Тепловоз серии 2ТЭ10Л-0941 (секция А) с заводским номером 0941 был передан музею 29 мая 1991 г. из локомотивного депо Сенная (ТЧ-12) Приволжской железной дороги. Основные технические параметры тепловоза: конструктивная скорость по экипажу — 100 км/ч, габарит — 1-Т, сцепной вес локомотива — 130 т, нагрузка от оси на рельс — 21,65 т, запас топлива — 6300 кг, марка дизеля — 10Д100, мощность дизеля — 300 л.с. Локомотив находится в удовлетворительном состоянии и полностью укомплектован.
Поддержите канал-поставьте лайк.