Найти в Дзене
Виталий Кузнецов

Путь Героя. Структура по-настоящему крутого сторителлинга (объясняю на Шреке)

Оглавление

В общих чертах любая история строится по принципу эмоциональных качелей. Вот у героя всё было хорошо, и вот оно всё вдруг становится плохо. Только начнёт налаживаться, сразу же опять ухудшится. Только любовь, так тут же развод.

Только-только герой выбирается из болотца, разрешает проблемы, а губы принцессы уже так близки, как тут… бац! на него нападает дракон, злая ведьма насылает проклятие, доспехи ломаются, а конь теряет подковы.

Стоит герою разобраться с проблемами и увидеть свет в конце тоннеля, как тут же его ждут новые напасти и испытания.

И так он, бедолага, раскачивается на эмоциональных качелях всю дорогу. Туда — сюда. Туда — сюда.

Держа в голове только это уже можно писать вполне себе интересные и цепляющие истории.

Но мы сегодня пойдём ещё дальше, пойдём по Пути Героя.

Структура по-настоящему эффективной истории

  1. ➕ Обычный мир. Наш герой — обычный человек с обычными проблемами, который живёт обычной заурядной жизнью. «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль»…
  2. ➖ Чужак в обычном мире. Вроде бы герой обычный, вроде бы всё у него нормально, но как будто бы что-то не так. Герой чувствует, что находится не на своём месте, чего-то для счастья ему не хватает. «…так откуда взялась печаль?»
  3. ➕ Зов приключений. Происходит событие, которое вплотную подводит героя к решению отправиться на поиски приключений: биться с драконами, избавляться от депрессии или перестать жрать сладкое на сон грядущий.
  4. ➖ Отказ от зова. Но как известно, мотивация — штука непостоянная, поэтому герой принимает решение «начать бегать с понедельника». Он игнорирует зов приключений и остаётся лежать на печи, проживая такую обычную, но такую привычную и стабильную жизнь.
  5. ➕ Учитель. Тут откуда ни возьмись появляется учитель-мотиватор, который вдохновляет героя на подвиги, заряжает ему воду и благословляет на странствия.
  6. ➖ Начало путешествия. Путь героя — не сахар. Кроссовки с непривычки натирают ножки, солнце нещадно палит, быстро иссякают силы, хочется сдаться и вернуться к маме.
  7. ➕ Союзник. Герой встречает ещё одного добряка, который наставляет его на путь истинный-праведный и не даёт надуть в штанишки.
  8. ➖ Погружение в бездну. Начинаются серьёзные испытания, которые герой с непривычки благополучно… проваливает.
  9. ➕ Обретение меча. Герой находит, получает или приобретает «оружие» — некое супер-свойство, секретный секрет, который поможет ему справиться с грядущими сложностями.
  10. ➖ Сражение с чудовищем. Вот она — настала, настигла! — нашего бедолагу: финальная сложность, эпичная схватка, решительная битва, к которой его всю дорогу готовила сама судьба. Здесь герою требуется вся его решительность, все его навыки, всё хладнокровие, что он приобрёл в пути.
  11. ➕ Возвращение с победой. Несмотря ни на что, герой преодолевает все сложности, убивает дракона, спасает принцессу, освобождает рабов и всё в таком духе.
  12. ➕➖ Хозяин двух миров. Герой понимает, что на самом деле всё это время сражался не с чудовищами, а с самим собой: с собственными страхами, ограничениями и тд. Он извлёк множество уроков из своих приключений и больше не допустит прежних ошибок. Ведь он намного, намного сильнее, чем прежде. И теперь он со спокойной совестью может продолжить жить обычной жизнью. И как только это происходит, можно отправлять героя на шаг №1 и прокручивать шарманку по новой.

Путь героя на примере Шрэка

  1. Обычный мир. Живёт себе огр на болоте, живёт обычной огровой жизнью: ест глаза, принимает грязевой душ, вытаскивает восковые свечи из ушей.
  2. Чужак в обычном мире. А вот деревенские жители, которые точат вилы и разжигают факелы, потому что Шрек — чужак в этом обычном мире. Лорд Фаркуад объявил награду за поимку сказочных тварей, к коим относится и наш герой.
  3. Зов приключений. Осёл со Шреком приходят к замок лорда Фаркуада, чтобы «вернуть себе болото».
  4. Отказ от зова. Фаркуад говорит, что вернёт болото только если Шрэк спасёт для него принцессу. Шрэк сопротивляется.
  5. Учитель. Осёл наставляет Шрэка, как важно быть собой и ладить с людьми.
  6. Начало путешествия. Спасают принцессу, но та не рада (женщины!)
  7. Союзник. В этой картине Осёл для Шрэка и кум, и друг, и брат, и сват. И в роли союзника выступает опять он.
  8. Погружение в бездну. Шрек подслушивает разговор Фионы и Осла и приходит к выводу, что она говорит всякие гадости про него. Он отдаёт принцессу Фаркуаду и возвращается на болото.
  9. Обретение меча для Шрека — это принятие дружбы Осла и принятие самого себя, понимание, что в самом Шреке НЕТ проблемы. Всё это время он был НОРМАЛЬНЫМ.
  10. Сражение с чудовищем — это когда Шрек заваливается на свадьбу Фаркуада и Фионы с криком «Я возражаю». Само «сражение» — это не победа над лордом, а убеждение принцессы, что он, Шрек, и есть её суженый-ряженый.
  11. Возвращение с победой. Поцелуй.
  12. Хозяин двух миров. Оказывается, истинный облик принцессы Фионы — это облик огра. А всё, что нужно было Шреку всё это время — так это быть собой. Такой простой  и банальный, но так красиво поданный урок.

Ничего не нужно выдумывать, креативить или изобретать. Хотите, чтобы ваша история была путём Героя? Хотите, чтобы была подана в формате «истории Золушки»? Просто пишите по этой структуре (используя этот замечательный пример из Шрека).

И всё. Точка. Абзац. Бай-бай.

P.S. Эта статья — часть 26 сообщения, которое получают участники «Жёсткого привата» в контентном боте, созданном специально для этого проекта.

Каждый день в ЖП мы присылаем мини-задания с инструкциями, о чём написать сегодня, что и как транслировать, чтобы бренд развивался, проект рос, позиционирование укреплялось, а продажи взлетали до небес.

В боте к этой статье есть ещё и подробное задание с вводными.

Приходите за продолжением →