В общих чертах любая история строится по принципу эмоциональных качелей. Вот у героя всё было хорошо, и вот оно всё вдруг становится плохо. Только начнёт налаживаться, сразу же опять ухудшится. Только любовь, так тут же развод.
Только-только герой выбирается из болотца, разрешает проблемы, а губы принцессы уже так близки, как тут… бац! на него нападает дракон, злая ведьма насылает проклятие, доспехи ломаются, а конь теряет подковы.
Стоит герою разобраться с проблемами и увидеть свет в конце тоннеля, как тут же его ждут новые напасти и испытания.
И так он, бедолага, раскачивается на эмоциональных качелях всю дорогу. Туда — сюда. Туда — сюда.
Держа в голове только это уже можно писать вполне себе интересные и цепляющие истории.
Но мы сегодня пойдём ещё дальше, пойдём по Пути Героя.
Структура по-настоящему эффективной истории
- ➕ Обычный мир. Наш герой — обычный человек с обычными проблемами, который живёт обычной заурядной жизнью. «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль»…
- ➖ Чужак в обычном мире. Вроде бы герой обычный, вроде бы всё у него нормально, но как будто бы что-то не так. Герой чувствует, что находится не на своём месте, чего-то для счастья ему не хватает. «…так откуда взялась печаль?»
- ➕ Зов приключений. Происходит событие, которое вплотную подводит героя к решению отправиться на поиски приключений: биться с драконами, избавляться от депрессии или перестать жрать сладкое на сон грядущий.
- ➖ Отказ от зова. Но как известно, мотивация — штука непостоянная, поэтому герой принимает решение «начать бегать с понедельника». Он игнорирует зов приключений и остаётся лежать на печи, проживая такую обычную, но такую привычную и стабильную жизнь.
- ➕ Учитель. Тут откуда ни возьмись появляется учитель-мотиватор, который вдохновляет героя на подвиги, заряжает ему воду и благословляет на странствия.
- ➖ Начало путешествия. Путь героя — не сахар. Кроссовки с непривычки натирают ножки, солнце нещадно палит, быстро иссякают силы, хочется сдаться и вернуться к маме.
- ➕ Союзник. Герой встречает ещё одного добряка, который наставляет его на путь истинный-праведный и не даёт надуть в штанишки.
- ➖ Погружение в бездну. Начинаются серьёзные испытания, которые герой с непривычки благополучно… проваливает.
- ➕ Обретение меча. Герой находит, получает или приобретает «оружие» — некое супер-свойство, секретный секрет, который поможет ему справиться с грядущими сложностями.
- ➖ Сражение с чудовищем. Вот она — настала, настигла! — нашего бедолагу: финальная сложность, эпичная схватка, решительная битва, к которой его всю дорогу готовила сама судьба. Здесь герою требуется вся его решительность, все его навыки, всё хладнокровие, что он приобрёл в пути.
- ➕ Возвращение с победой. Несмотря ни на что, герой преодолевает все сложности, убивает дракона, спасает принцессу, освобождает рабов и всё в таком духе.
- ➕➖ Хозяин двух миров. Герой понимает, что на самом деле всё это время сражался не с чудовищами, а с самим собой: с собственными страхами, ограничениями и тд. Он извлёк множество уроков из своих приключений и больше не допустит прежних ошибок. Ведь он намного, намного сильнее, чем прежде. И теперь он со спокойной совестью может продолжить жить обычной жизнью. И как только это происходит, можно отправлять героя на шаг №1 и прокручивать шарманку по новой.
Путь героя на примере Шрэка
- Обычный мир. Живёт себе огр на болоте, живёт обычной огровой жизнью: ест глаза, принимает грязевой душ, вытаскивает восковые свечи из ушей.
- Чужак в обычном мире. А вот деревенские жители, которые точат вилы и разжигают факелы, потому что Шрек — чужак в этом обычном мире. Лорд Фаркуад объявил награду за поимку сказочных тварей, к коим относится и наш герой.
- Зов приключений. Осёл со Шреком приходят к замок лорда Фаркуада, чтобы «вернуть себе болото».
- Отказ от зова. Фаркуад говорит, что вернёт болото только если Шрэк спасёт для него принцессу. Шрэк сопротивляется.
- Учитель. Осёл наставляет Шрэка, как важно быть собой и ладить с людьми.
- Начало путешествия. Спасают принцессу, но та не рада (женщины!)
- Союзник. В этой картине Осёл для Шрэка и кум, и друг, и брат, и сват. И в роли союзника выступает опять он.
- Погружение в бездну. Шрек подслушивает разговор Фионы и Осла и приходит к выводу, что она говорит всякие гадости про него. Он отдаёт принцессу Фаркуаду и возвращается на болото.
- Обретение меча для Шрека — это принятие дружбы Осла и принятие самого себя, понимание, что в самом Шреке НЕТ проблемы. Всё это время он был НОРМАЛЬНЫМ.
- Сражение с чудовищем — это когда Шрек заваливается на свадьбу Фаркуада и Фионы с криком «Я возражаю». Само «сражение» — это не победа над лордом, а убеждение принцессы, что он, Шрек, и есть её суженый-ряженый.
- Возвращение с победой. Поцелуй.
- Хозяин двух миров. Оказывается, истинный облик принцессы Фионы — это облик огра. А всё, что нужно было Шреку всё это время — так это быть собой. Такой простой и банальный, но так красиво поданный урок.
Ничего не нужно выдумывать, креативить или изобретать. Хотите, чтобы ваша история была путём Героя? Хотите, чтобы была подана в формате «истории Золушки»? Просто пишите по этой структуре (используя этот замечательный пример из Шрека).
И всё. Точка. Абзац. Бай-бай.
P.S. Эта статья — часть 26 сообщения, которое получают участники «Жёсткого привата» в контентном боте, созданном специально для этого проекта.
Каждый день в ЖП мы присылаем мини-задания с инструкциями, о чём написать сегодня, что и как транслировать, чтобы бренд развивался, проект рос, позиционирование укреплялось, а продажи взлетали до небес.
В боте к этой статье есть ещё и подробное задание с вводными.