Этот рассказ можно считать два в одном, потому что писательница вводит в свое повествование рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда».
Зачем И.Грекова взяла название «Скрипка Ротшильда» ? Разве можно сравнивать жизнь гробовщика Якова, играющего по праздникам в еврейском оркестре на скрипке и двух подруг: учительницу советской школы Маргариту и ее приятельницу, лифтершу Полину Ивановну?
Рассказ прочитан в рамках супермарафона "Открой школьную вселенную!" авторами каналов "Аннушка и масло|книжки 📕", "Ветер в книгах", "Кот-книголюб" и "С книгой в обнимку".
Немного о сюжете рассказа И.Грековой, кстати, писательницы с интересной научной судьбой и другими замечательными произведениями.Вот здесь о рассказе 《Лето в городе》.
Две главные героини 《Скрипки Ротшильда》 не похожи кардинально.
Рита - высокая, худая, шарнирная женщина, одни руки и ноги, помесь Дон Кихота с ветряной мельницей. Полина Ивановна, напротив, ростом небольшая, вся упакованная, крутопузатенькая, с черными твердыми антрацитовыми глазами.
У Риты, разведенной и одиноко живущей женщины, всегда много проблем, а у Полины Ивановны, жены, матери и бабушки есть ответы на все жизненные вопросы.
Но это не мешает им пару раз в неделю общаться за чашкой кофе, у Риты.
Полина Ивановна очень любила давать советы одинокой и бездетной учительнице:
- Смотрю я на вас, Рита Петровна, и, не обижайтесь, совсем жить вы не умеете. Вот вы кофе пьете, курите, и не какие-нибудь, а "Столичные". Книги покупаете. Трех дней не прошло - опять книга! Сколько же на это денег надо! Хоть бы вы у соседок поучились, как жить. У них сервизы, серванты, от платьев шкафы ломятся. А на вас свитерок один, и тот на локтях светится. А если бы не курить, и кофе не пить, да книги побоку? Был бы у вас и свитер мохер, и ковер, и дубленка... А еще лучше - деньги на книжке. Лежат, есть не просят. Копили бы себе и копили.
Рита искренне не понимала психологию Полины Ивановны.
Однажды приятельница поделилась с Ритой, что муж, инвалид Великой Отечественной войны уехал в санаторий. Рита порадовалась новости. Но Полина Ивановна была хмурой и задумчивой:
- Хорошо, да не очень. С одного боку хорошо. Почти месяц - двадцать четыре дня - не поить его, не кормить: экономия. И свету меньше сгорит. Одно вечерам читать любит - борюсь с этим. Подождет, пока засну, и обратно читает. Люда-то с Садиком рано ложатся...
Слушая Полину Ивановну, у Риты возникла ассоциация с литературным произведением. Не зря она столько лет преподавала литературу в школе. И она решается прочитать Полине Ивановне рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда». Еле уговорила: «в порядке личного одолжения»,так как приятельница книг не читала и считала это занятие совершенно бесполезным:
«...Яков никогда не был в хорошем расположении духа, - читала Рита, - так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки. Например, в воскресенье и праздники грешно было работать, понедельник - тяжелый день,
и таким образом в году набиралось около двухсот дней, когда поневоле приходилось сидеть сложа руки. А ведь какой убыток!
Мысли об убытках донимали Якова особенно по ночам; он клал рядом с собой скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче».
Очень хотелось Рите, чтобы Полина Ивановна разделила с ней восторг от заветных строк и надеялась, что не может человек, не откликнуться на волшебное слово такого художника, как А.П.Чехов.
Оставшись одна, Рита много думала о воспитательном значении великой русской литературы. А некоторые его недооценивают, из года в год сокращают часы! И еще она думала, что на уроках меньше надо говорить "своими словами", а больше "его словами", чтобы слушали и плакали...
Писательница предложила свой вывод о событиях рассказа.На мой читательский взгляд, проблемы, поднятые в рассказе, стали еще актуальнее, и не только в рамках преподавания литературы в школе.
Рассказ И.Грековой можно прочитать здесь
Очень рекомендую прочитать не только рассказ И.Грековой, но и рассказ-первоисточник «Скрипка Ротшильда» А.П.Чехова.
Читали? А какие другие книги И.Грековой вам нравятся?