Эндуро – это про выносливость. Выезжая на бездорожье на мотоцикле, ты бросаешь себе вызов: справишься или нет? Каждый выезд – это напряжение всех мышц, максимум концентрации, прилив адреналина. Если вас манит мир эндуро, вы хотите попробовать, но не знаете, как начать – это статья для вас. Мы разложили все по полочкам и расскажем, выбрать первый эндуро-мотоцикл или питбайк, какая экипировка необходима для эндуриста и где кататься на такой мототехнике.
Что такое эндуро?
Эндуро (от англ. enduro – вынести, выдержать, вытерпеть) – вид мотоспорта и велоспорта, который подразумевает езду по бездорожью в агрессивном стиле. Проезды могут проходить на подготовленных треках, где в качестве препятствий присутствуют бревна, камни, водные преграды, трамплины искусственные горки и т.д., или в естественных природных условиях. Эндуро-мотоцикл – это легковесная мототехника на специальной резине для езды в сложных условиях пересеченки, которая имеет свои конструктивные особенности. Для езды на таком типе мотоциклов не нужны права категории А. Эндуро-мотоцикл относится к категории «спорт-инвентарь» и не предназначен для выездов на дороги общего пользования.
Как выбрать эндуро-мотоцикл?
Допустим, вы никогда не катались на мотоцикле в принципе — как понять, какой выбрать мотоцикл? Начинающим эндуристам мы советуем сначала попробовать себя на питбайке – это мини-кроссовый мотоцикл с более простым устройством.
Что учесть при выборе пибайка или эндуро-мотоцикла?
Рост. В технических характеристиках мотоцикла указывают высоту по сиденью, обратите внимание на этот параметр при выборе техники. Например, мотоциклы/питбайки с высотой по седлу 885 мм подойдут райдерам ростом до 175 см. Если пользователь выше, стоит рассмотреть мотоциклы, где эта величина побольше. Например, у полноразмерных эндуро высота составляет 945 мм. На нем будет комфортно ребятам ростом от 180 мм. Лучше примерять мотоцикл лично и убедиться, что ноги хотя бы мысками достают до земли.
2. Мощность. Питбайки в целом не очень мощные: кубатура их двигателя варьируется от 50 (детские варианты) до 160 кубических сантиметров. Именно поэтому их рекомендуют всем начинающим обучаться внедорожной езде. Для начала можно присмотреть себе питбайк со скромным объемом двигателя в 125 кубов – на нем как раз удобно будет учиться. А далее рекомендуем попробовать среднекубатурный внедорожный мотоцикл на 250 кубических сантиметров.
3. Бюджет. Питбайки – мототехника по доступной цене, в сравнении с эндуро-мотоциклами. Но и среди них есть более бюджетные и более дорогостоящие модели. Из бюджетных можно обратить внимание, например, на KAYO Basic K125. Если готовы взять подороже, то рассмотрите, как вариант, KAYO EVOLUTION YX125EM. Готовы к эндуро-мотоциклу? Ваш вариант – среднеразмерник KAYO K1 250 MX или полноразмерный эндуро-мотоцикл KAYO K4 MX. Оба варианта подходят для начинающих.
Плюс питбайков для первых тренировок – простое и недорогое обслуживание, в сравнении с обслуживанием эндуро-мотоциклов.
Какая мотоэкипировка нужна на бездорожье?
Чтобы избежать сильных травм во время тренировок на питбайке или эндуро-мотоцикле, нужно как следует защитить голову и тело. Вот основные элементы мотоэкипировки, без которых не стоит даже соваться на бездорожье:
Шлем. Для внедорожной езды придумали специальные кроссовые шлемы, которые отличаются от дорожных выдающимся козырьком и массивной подбородочной частью. В качественных шлемах продуманная система вентиляции для комфортных поездок, которая включает несколько отверстий для воздухообмена. Внешняя оболочка шлема изготавливается из ударопрочного пластика. Внутрення часть шлема обычно состоит из пенополистирола, который хорошо гасит энергию удара.
Мотоочки. Классические кроссовые шлемы не имеют визора, они применяются со специальными мотоочками. Это обязательный атрибут экипировки, который защищает глаза от пыли, насекомых, камней, грязи, веток и прочих «радостей» бездорожьяе. Более премиальные модели очков имеют еще дополнительные свойтства — антизапотевания, повышения контрастности.
Защита тела. Перед тренировками и внедорожными заездами райдеры традиционно одеваются в специальную мотоодежду – джерси (футболка с длинными рукавами) и мотоштаны. Чтобы защитить грудную клетку от ударов, используют элемент экипировки, который имеет забавное название «черепаха». Она защищает еще поясницу, плечи, локти, что имеет важное значение при боковых падениях. Для защиты груди подойдет также мотопанцирь.
Защита ног. Сюда входит защита коленей и мотоботы. Важно сберечь ваши нижние конечности, особенно колени, ведь по статистике при падениях на них приходится максимум травм. Задача обуви для эндуро – зафиксировать голеностоп и спасти ваши голени и ступни от повреждений и ожегов о разгоряченный двигатель и выхлопную трубу.
Защита рук. На руках начинающих эндуристов мгновенно появляются мозоли. Перчатки для эндуро нужны не только для защиты рук от натирания и ударов ветками, но и для лучшего зацепа с органами управления мотоциклом.
Могу я сам научиться кататься на эндуро-мотоцикле?
Думаем, что тем, кто сдал на права категории А и имеет опыт вождения любым мотоциклом, обучиться езде на внедорожном мотоцикле не составит труда. Да, в управлении мотоциклом на пересченке есть свои особенности. Ваши лучшие друзья здесь – комплект экипировки, терпение и многократные тренировки.
Если опыта управления мотоциклом совсем нет – не беда. Научиться управлять эндуро-мотоциклом вполне реально за небольшой срок, а освоить питбайк получится еще быстрее – у многих моделей есть полуавтоматическая трансмиссия, что сильно упрощает обучение. Для первых тренировок все же не помешает найти тренера, который даст вам ценные советы и поможет быстрее освоиться с рулёжкой. С тренером обучение пойдет быстрее, интереснее, и прогресс при большом желании не заставит себя долго ждать.
Где кататься на питбайке или эндуро-мотоцикле?
Если вы только начинаете тренировки, не выбирайте для проездов жесткое бездорожье с крутыми склонами, обилием корней, камней, песчаных участков. Лучше потренироваться на каком-нибудь поле, проселочной дороге, на равнине с умеренной бугристостью.
Когда ощутите уверенность в управлении, можно тестировать участки посложнее – лесные извилистые дорожки, небольшие спуски и подъемы, при желании неглубокую грязь. Какой же ты эндурист, если не извозил себя и свой мот в грязи?