Найти тему
Невыдуманные истории

Как я ездил в Эстонию.

Гостиница "Виру" в Таллине.

В апреле 1991 года руководство фирмы, где я тогда работал, предложило мне съездить в командировку в Таллин. Наша фирма занималась промышленным альпинизмом, в основном заделывала швы на фасадах жилых и промышленных зданий. Для этого использовался диковинный по тем временам материал – импортная жидкая монтажная пена «Макрофлекс», очень дефицитная. Ни в Нижнем, ни в Москве тогда она не продавалась. Каким – то образом, руководство вышло на эстонскую фирму, которая использовала «Макрофлекс» при изготовлении деревянных панелей для строительства сборных домов. Созвонились с прибалтами, и они согласились продать нам некоторое количество монтажной пены. Уж не помню, сколько конкретно стоил у них тогда «Макрофлекс», но помню, что очень дорого. Но других вариантов не было.

Чтобы удостовериться в солидности фирмы, в наличии «Макрофлекса» и для выписки счета на оплату меня туда и командировали. Прилетев в Таллин прямым рейсом из Нижнего (тогда это было ещё возможно) я ощутил, что это совсем другая страна – везде чистота и порядок. Уже в аэропорту увидел, что в киосках свободно продается то, что в Горьком было страшным дефицитом и в продаже отродясь никогда не было, а именно – рижские шпроты.

Проехав на такси по старому городу, увидел старинные дома на узких улочках, покрытые красной керамической черепицей.

Поселился я в красавце отеле, в 22 – х этажном небоскребе «Виру» в центре города, что тоже было непривычно – в Советском Союзе гостиниц вечно не хватало, чаще всего на входе висели объявления «мест нет».

Здесь я впервые увидел диковину в санузле, которую еще не встречал – смеситель с единственным рычажком, с которым я не сразу справился и который меня несколько позабавил.

Утром спустился в ресторан, столы по периметру были уставлены подносами седой. Так я впервые узнал, что такое «шведский стол». Мне никак не верилось, что это обилие еды совершенно доступно и можно есть все подряд, что я и сделал, немного освоившись. На фоне полнейшего отсутствия и жесткого нормирования продуктов в Нижнем такая щедрость выглядела неправдоподобной. Плотно позавтракав, я отправился на поиски фирмы, для чего поймал такси. Вскоре таксист привез меня по указанному мной адресу. Фирма занимала небольшой аккуратный, чистенький домик в частном секторе на окраине города.

Эстонцы приняли меня вежливо и деловито: рассказали о своей производственной деятельности по изготовлению панелей для жилых сборных домов, о сотрудничестве с Финляндией. Впечатление у меня об их фирме сложилось очень благоприятное. Менеджер, молодой, очень вежливый эстонец, выписал мне счет на оплату «Макрофлекса» и я вернулся в город, решив немного погулять. Прогулявшись по улицам, я понял, что заблудился и решил спросить, как пройти к отелю.

Женщина, к которой я обратился с этим вопросом, очень подробно и благожелательно ответила мне, никакого отрицательного отношения ко мне не проявила, хотя прекрасно поняла, что перед ней русский. С тех пор я долго не верил в плохое отношение прибалтов к русским.

Вечером я спустился в ресторан отеля, чтобы поужинать. Шведского стола по вечерам не было, и я присел за один столик с женщиной, постарше меня. Она оказалась немкой и я, усиленно вспоминая свое знание немецкого, попытался с ней поговорить. Получалось очень даже неплохо.

Я повторил свой казус, когда был в Германии – на вопрос «где можно купить цветы («Blumen»), я употребил слово «Blue» - голубой. Она поняла и получилось так забавно, что мы с ней очень долго громко смеялись. Так что вечер мы провели замечательно. Денег у меня было очень немного, впрочем, хватило на второе и на рюмочку знаменитого ликера «Старый Таллин».

На следующее утро я так же рейсом «Аэрофлота» покинул гостеприимную прибалтийскую столицу, от которой у меня остались самые благоприятные впечатления.

Вернувшись в Нижний, я подробно отчитался перед руководством фирмы о своей поездке. Буквально через пару дней счет на «Макрофлекс» был оплачен, а ещё через несколько дней в Таллин выехал грузовик с нашим экспедитором, который благополучно доставил монтажную пену в Нижний. Верхолазы продолжили свои работы на высоте.

Вот такие были времена – сейчас, чтобы получить счет на оплату, достаточно пяти минут. Но тогда все было в новинку, тем более, что нужно было убедиться в существовании и серьезности эстонской фирмы. Я в этом убедился сам и убедил руководство своей фирмы.

Тогда я не мог поверить, что настанут времена, когда Эстония станет одной из самых враждебных России стран. И что русских там начнут притеснять и вытеснять из страны.

Но, как говорил царь Соломон, все в этой жизни рано или поздно кончается, должно кончится и это.