Найти в Дзене
Константин Елисеев

Второе дальневосточное столичное кольцо: Москва,Благовещенск,Хэйхэ,Тында,Биробиджан,Хабаровск,Южно-Сахалиснк, Мыс Крильон,Москва

Прошел ровно год после маршрута, который я назвал: «Малое дальневосточное золотое кольцо».

Дальний Восток настолько большой, что колец, а вернее кругов по нему можно нарезать до бесконечности…

Якутия и Чукотка - вот, что осталось хоть как - то не охвачено мной на старом Дальнем Востоке, Бурятия и Забайкальский край с растворившимся в нем Агинско- Бурятским автономным округом, то есть вновь присоединённые от Сибирского федерального округа территории к Дальнему Востоку, это вообще загадочные для меня регионы, ведь даже вблизи их административных границ я никогда не бывал.

Провинциальный мегаполис

Итак, Хэйхэ - китайский захолустный городок уезда Нэньцзян, поту сторону Амура, выросший в полутормиллионный мегаполис благодаря русско- китайским челнокам. Город, который в Китае сравним, разве что с Кимрами и Талдомом, так я полагаю китайцы оценивают этот град сравнимый по количеству населения с третьим городом России - Новосибирском, единственным русским городом - миллионником в Сибири и на Дальнем Востоке.

Старая песня времён нашей дружбы с Китаем в самой середине ХХ века : «Москва - Пекин, идут, идут, народы…» во многом актуальна и по сей день. Как я понимаю визу в КНР россиянину получить не представляется большого труда, в приграничный Хэйхэ попасть вообще можно без особого напряга, заключив с одним из множества амурских турагентств договор, включающий в себя разрешение на въезд в этот приграничный город и проживание в гостинице.

Многие, минуя турфирмы, немногим дешевле оформляют проход в Хэйхэ через «помогаторов» с Авито, этот вариант тоже действует, но вот за городскую черту Хэйхэ попасть можно лишь по китайской визе, которая работает на весь Китай. Кстати, нашим друзьям из ЕАЭС, партнерам по СНГ и представителям недружественных стран в «братскую» КНР никаких виз не требуется, паспорт этих стран - тот вездеход, который позволяет пересекать границу с Поднебесной.

вид на Хэйхэ из Благовещенска
вид на Хэйхэ из Благовещенска

Речной вокзал Благовещенска, здесь за 3000 ₽ вы покупаете билет на теплоход: «Благовещенск - Хэйхэ - Благовещенск», для приобретения которого необходим загранпаспорт, причем со взрослых детей (16-18 лет) в билетной кассе потребуют ещё и Свидетельство о рождении, как впрочем и пограничники на паспортном контроле, такого в Москве я не встречал…

-2
-3
Речной вокзал г.Благовещенска
Речной вокзал г.Благовещенска
г. Благовещенск, фарватер р.Амур
г. Благовещенск, фарватер р.Амур
речной вокзал г. Хэйхэ
речной вокзал г. Хэйхэ

Процедура контроля на нашей стороне довольно быстрая, русские идут в одну очередь, китайцы в другую и, соответственно, также распределяются пока по кораблям....на следующий год планируют открыть первую в России международную канатную дорогу- через Амур будут перевозить путешественников, как я понимаю, в горнолыжных кабинках.

Кто едет в Хэйхэ? Челночники, а их не так уж и много, жители Благовещенска и Амурской области, как говорится погулять и попить пиво за бугром, вернее за рекой … многие россияне едут в китайские санатории и пансионаты, что вблизи с Харбином, кое- кто на лечение, в том числе зубов…, не буду давать оценки китайскому зубопротезированию, но отзывы разные, диаметрально противоположные …, сам не лечился, комментировать не буду.

-7
-8
три книги, две о Великих гениях…, одна о великом предателе
три книги, две о Великих гениях…, одна о великом предателе

Да и вообще в Хэйхэ много противоположностей. Ездят они в основном на европейских, японских и корейских машинах, чисто китайских машин определенных марок наверное около 20 %, да и те марки в России трудно встретить.

-10
-11

Что касается цен на авто, то на весьма затрапезной площадке продавались новые автомобили типа «газель - фермер», то есть кузовок и кабина на пятерых, включая водителя, по нашим деньгам она стоит порядка 420000₽, а теперь зайдите в московский автосалон и посмотрите почем продают «чудо - техники» - «Москвич-5» и прочие драндулеты, после чего, используя онлайн калькулятор таможенных платежей рассчитайте конечную стоимость «ноу- хау» из Поднебесной …

-12

Еды в Хэйхэ очень много. Кафе, рестораны…,уличные торговцы … и все относительно недорого, вкусно, тоже касается и цен на шмотки. Торговаться с китайцами просто необходимо, уважать не будут, да и зачем переплачивать лишнее.

-13

Что касается мифа о том, что КНР полностью нас кормит, тоже можно поспорить, в Хэйхэ полно русских магазинов и покупают китайцы там традиционно не только водку и шоколадки, но и другие продукты… серый хлеб, в виде кирпичика, выпеченный в Благовещенске и пиво «Балтика» в двухлитровых бутылках здесь идёт на «ура», в сетевых крупных супермаркетах можно встретить также разнообразие русских продуктов, но, естественно, российское соевое масло занимает там первое место…

-14

Так как же относятся они к нам? Судить сложно, поскольку общался я в основном с торгашами и представителями сферы услуг, в целом, вроде как дружелюбно, готовы помочь, пойти навстречу, но вот беда, как правило, кроме китайского языка они никаким не владеют и общаются с тобой используя «Google переводчик», поэтому вывески на магазинах, выполненные на русском языке ничего не свидетельствуют о том, что хозяин лавки может хоть как - то «шпрехать» на Великом и могучем…

Назад дорога через китайско - российскую границу прошла заметно о быстрее, на двух берегах Амура - батюшки, никто, как при въезде в Поднебесную, не требовал отпечатков пальцев… скан паспорта и все, никаких штампов о пересечении границы они не ставят, остаётся неосведомлённому человеку, рассматривающему твой загранпаспорт догадываться, а где же был его обладатель, вроде как въезжающий и выезжающий из России.

Приграничная столица

Благовещенск позиционируется как единственный региональный центр России, прилегающий к государственной границе. Ещё несколько лет назад многие любили сравнивать Хэйхэ и Благовещенск, представляя Благовещенск убогим, грязным, серым городишкой вблизи Китая.

-15

Не знаю, как было тогда, но во всяком случае район амурской столицы, прилегающий к Амуру вполне может конкурировать с южным соседом. Идеальная чистота, высотные дома, набережная, застройка прошлого и позапрошлого века… малоэтажная застройка и… конечно коробки пяти- девятиэтажек, а куда без них?

вид на Благовещенск с набережной г.Хэйхэ
вид на Благовещенск с набережной г.Хэйхэ
вид на Хэйхэ из Благовещенска
вид на Хэйхэ из Благовещенска
-18
-19
-20
-21
-22
-23

Ночная иллюминация Благовещенска дополняет иллюминацию Хэйхэ, а городской железнодорожный вокзал хорошо вписался в архитектурную концепцию русского модерна, как и вокзалы Транссиба : Ярославский вокзал Москвы, вокзалы Хабаровска и Владивостока …

-24

При хорошей погоде Благовещенский вокзал видно с колёса обозрения Хэйхэ, которое всего - то 4 км от китайского мегаполиса, и с противоположной стороны реки можно смело звонить в Россию без всякого роуминга, рассматривая в хороший бинокль друзей садящихся в поезд сообщением «Благовещенск- Тында».

-25
по пути на БАМ… Транссиб, ст. Белогорск
по пути на БАМ… Транссиб, ст. Белогорск
ст. Свободный, где - то рядом космодром «Восточный»
ст. Свободный, где - то рядом космодром «Восточный»

Столица БАМа

Не так давно, хотя в железнодорожной истории нашей страны, которой ещё и не скоро стукнет двухсотый юбилей, а двадцать лет, это весьма внушительный срок, Байкало Амурская железная дорога, составная часть МПС-РЖД прекратила своё существование, как юридическое лицо.

-28

Часть магистрали подчинили Восточно -Сибирский ж.д., а два других куска БАМа: Забайкальской и Дальневосточной железным дорогам.

Тында стала заурядным центром отделения Дальневосточной ж.д., сейчас именуемая Тындинским регионом ДВЖД, оставив в прошлом статус управления дороги. Конечно можно экспериментировать, менять правовое положение и переименовывать, но в народе, Тында была и есть столица БАМа. Это как Сталинград переименовали в весьма красивое и нейтральное название Волгоград, но в народе живет - Сталинград, который, как я полагаю возвратит своё гордое наименование.

-29

Чувствуется ли столичный статус Тынды? И да и нет- вот, что я скажу. С одной стороны, Тында - это маленькая Москва. Красная Пресня, Арбат, улица Профсоюзная…Сорок с лишним лет назад наши земляки строили столицу БАМа, поэтому в городе полно московских девятиэтажек разных серий, в особенности серии II-49, в том числе девятиэтажки - усеченные шестнадцатиэтажки серии П- 44 и П- 47, школы- самолётики серии 65-426/1, московские детские сады из семидесятых - восьмидесятых годов прошлого века.

-30

На весь город есть четыре шестнадцатиэтажных дома, благодаря которым Тында держала до недавнего времени первенство в Амурской области по высотному домостроению, обогнав Благовещенск… но дежавю, как в известной новогодней мелодраме Э. Рязанова здесь вряд ли может сейчас случиться, хотя кто знает.

Конечно в прошлом веке такое могло бы произойти, но до столицы России двадцатых годов ХХI века столице БАМа ещё далеко. В городе нет серьезных супермаркетов, не говоря уж о федеральных ретейлерах “X5” и «Магнит», поэтому цены вполне сравнимы с без железнодорожным Магаданом… из сетевых магазинов сюда робко зашли «Винлаб» и «К&Б»…

-31
-32

что касается сетей: одежда - обувь, то даже ближайший «Спортмастер» и тот находится в Благовещенске, до которого семнадцать часов поездом … в городе нет «Яндекс такси», как и нет бомбил… зато много спортплощадок, есть новый стадион построенный москвичами совсем недавно к 50- летию БАМа, имеется и музей истории БАМа, у которого, что удивительно,как я думаю для всех музейщиков, это два выходных дня - суббота и воскресенье (а не понедельник как во всем мире), поэтому музей остался без моего внимания…

Чем ещё поразила Тында, пожалуй большим количеством машин советского автопрома, лидируют среди которых «Нивы» с шестерочными фарами, по – видимому, в советские годы их много продали по разнарядке бамовцами, хотя японские рыдваны по количеству и качеству конечно же впереди…

-33
-34

Железные дороги в России, это по сути тоже самое, что для Англии флот. Конечно их можно уничтожать, кричать о ликвидации отделений дороги, переходе на безотделенческую систему работы, кое - где можно резать классность станций, выдирать пути, ликвидируя разъезды, ставить по одному проводнику на два вагона… взашей гнать путевых обходчиков и прочих железнодорожников… ликвидировать не имеющих аналогов в мире БЖРК, считая их архаизмом, оскорбляя, унижая всех тех, кто боролся за сохранение обороноспособности и промышленного суверенитета страны…

-35
-36
-37

Еврейская столица

Биробиджан, один самых маленьких областных центров России, в который можно добраться на поезде или электричке по Транссибу, следуя из Хабаровска или же на машине.

-38
-39
Геннадий Копланов (справа) у Еврейского культурного центра
Геннадий Копланов (справа) у Еврейского культурного центра
-41

Если внимательно посмотреть на пятитысячную купюру, то примерно в самом конце моста через Амур, что идёт из Хабаровска начинается Еврейская автономная область, единственная сохранившиеся автономная область из десяти существовавших в Советском Союзе.

Набережная р. Биры в г. Биробиджан
Набережная р. Биры в г. Биробиджан

Как заселялась и создавалась область написано очень много, по сути это первое еврейское государственное образование в мире, сформированное в тридцатых годах прошлого века, когда об Израиле даже и не было и речи.

Я уже второй раз в Биробиджане, надеюсь буду и в третий, четвёртый… пока не разгадаю, если получится «маленькую еврейскую тайну», как гласил слоган у павильона ЕАО на выставке- форуме «Россия», что не так давно закрылся на ВДНХ.

Так сложилась судьба моей бабушки, в начале тридцатых годов ХХ века она жила в Полоцке, в городе известном творчеством Малевича и Шагала, где преобладало еврейское население. Сперва ходила в белорусскую школу, где только и учили : «пан - кат, селянин - добряк», то есть- «пан- гад, крестьянин - хороший человек», а также стихотворения белорусского поэта Кондрата Крапивы: «Я селянская корова, дайте слова, прошу слово!».

Кроме этих незамысловатых четверостиший они больше ничего не проходили, повторяя хором про пана и корову.

Русская школа, оказалась по сути еврейской, из тридцати пяти учеников в классе, она была единственная русская. Так вот, когда Сталин создал ЕАО, среди еврейского населения Полоцка мало было желающих ехать на Дальний Восток, хотя были и энтузиасты, богатые полоцкие евреи находили способы избежать переселения в новый регион… в основном из Полоцка ехали бедняки.

С чем это связано? В своё время известная американская еврейка, экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт ввела термин «политкорректность», вот именно такое отношение полоцких :русских, белорусов, поляков и немцев к евреям не создавало условий по их переселению.

На Украине была совсем другая ситуация… события трагического сорок первого, гонения евреев, «Бабий Яр»… поэтому большая часть евреев в ЕАО прибыло из УССР, хотя были переселенцы из Европы, Северной и Южной Америки.

Так как живет город на Бире - притоке Амура? Запущенная провинция, вот какими словами можно его охарактеризовать. Кстати, никто из серьёзных политиков в ХХ веке не посещал Биробиджан, в нынешнем тысячелетии Биробиджан, в бытность Президента проездом посетили Дмитрий Медведев и лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

Горько осознавать, что Биробиджан уже не тот, сокрушается Геннадий Копланов, руководитель местного спортивного клуба «Маккаби», ещё не так давно Биробиджан был интеллигентным городом на Дальнем Востоке. Многие уехали, теперь жалеют…

Борису Михайловичу Голубю - 73 года, он с увлечением рассказывает историю ЕАО в созданном Музее иудаики, при новой синагоге. Чувствуется стиль преподнесения информации… сорок пять лет педагогического стажа и ученая степень кандидата исторических наук даёт о себе знать…

Борис Михайлович Голубь
Борис Михайлович Голубь

Борис Михайлович, его два ребёнка, кстати тоже кандидаты наук, три внука , один правнук даже и не помышляют покидать ЕАО.

- Да, в Израиле не плохо, но где родился - там сгодился, мы на семейном совете решили, что либо уезжают все, либо никто, констатирует Голубь.

Конечно не многие, но есть кто возвращаются из Израиля в ЕАО, другие сокрушаются, что зря уехали в тяжелые времена, а дети и внуки практически не говорят по русски, забывают русскую культуру, считает Голубь.

У Копланова дочь уехала в Израиль учиться, даже и не думала эмигрировать, но вышла замуж за местного украинского еврея, родила Геннадию трёх внуков, при этом, как утверждает Геннадий, в доме у дочери в приоритете русский язык и традиции…

Судя по последней переписи населения в Еврейской автономии порядка 146 тысяч человек, евреев около одного процента, но Борис Голубь не согласен со статистикой, очень много переплетений, многие называют себя русскими, а хорошенько потри, так и еврейские корни вылезут через маму, бабушку, папу, дядю, тетю…

Так чем же интересна столица ЕАО, кроме синагоги культурного центра? Да, пожалуй ничем.

Из Биробиджана действительно можно и нужно сделать изюминку Дальнего Востока. Но как можно ее сделать если даже асфальт толком в областном центре закатать не могут, при слабом дожде на свежеуложенном асфальте лужи…

Где заводы и фабрики известные на всю страну? В советское время биробиджанская обувь продавалась даже в Детском мире на Лубянке, комбайны на гусеничном ходу Дальселььмаша шли на экспорт…

Руины, вот что осталось от Дальсельмаша, да памятник Герою Советского Союза, кузнецу Дальссельмаша Иосифу Бумагину, повторившему, под Берлином, в конце апреля 1945 года подвиг Александра Матросова.

-44

Зато есть СИЗО в центре города, исправительная колония при выезде из еврейской столицы в сторону горнолыжки «ФОМА», которую вроде как недавно реконструировали, разместив тюрьму на месте воинской части, что хорошо вписываются в местный антураж…

Вне зависимости от времени суток, по городу мигрирует большое количество стремных людей, которым лучше на глаза не попадаться…, кстати, горнолыжка «ФОМА» названа в честь «фабрики офисной мебели», построившей курорт… (одна малюсенькая еврейская тайна раскрыта, ларчик так просто открывался… а думал названа в честь ...Фомы Аквинского).

В отличие от Тынды, в Биробиджан зашла сеть «Х5», пока всего в городе лишь две «Пятёрочки», дальневосточная сеть «Сам бери», вроде как аффилированная с «Магнитом» жестко держит конкуренцию через акции и прочие бонусы… будем наблюдать, как пойдут дела дальше … кто кого съест.

Но вещевые бренды и алкомаркеты из Центральной России здесь уже хорошо обосновались, торгуя водкой и прочим горячительным и не очень горячительным товарам практически по московским ценам.

Бывшая столица

Да, Хабаровск бывшая столица Дальнего Востока.

-45

Губернаторство Фургала сыграло злую шутку с этим городом. И несмотря на это, столичный дух Хабаровска никуда не делся. Где бы ты не был, но дальневосточники воспринимают город, названный в честь Ерофея Павловича не иначе, как стольный град.

Ерофей Павлович Хабаров
Ерофей Павлович Хабаров
набережная В.И. Ленина на р. Амур в г. Хабаровск
набережная В.И. Ленина на р. Амур в г. Хабаровск
-48
-49

Островная столица и мой любимый остров

Южно - Сахалинск прекрасен и зимой и летом. Здесь нет столичного духа и даже не чувствуется ничего курортного, несмотря на горнолыжный курорт, расположенный в центре города.

Здесь все есть и все компактно и спланировано очень по умному, как в период губернаторства Карафуто, так и в последующие годы.

Впервые столицу Сахалина я посетил 18 лет назад и даже тогда, побывав загодя во Владивостоке, Южно- Сахалинск не шёл не в какое сравнение со столицей Приморья.

Но речь пойдет не о Южном, о котором я неоднократно писал, а легко и труднодоступных окрестностях островной столицы.

-50

Посёлок Быков, названный в честь капитана русской армии, возглавлявшего в 1905 году партизанский отряд для борьбы с японскими интервентами.

Ещё 15 лет назад из Южно- Сахалинска туда ходил несколько раз в день пригородный поезд, представленный бэушным японским дизель - поездом, был вокзал, пассажирская платформа…

Уж не знаю, как и почему, но во время перешивки железной дороги с японского стандарта в 1067 мм на общероссийскую колею - 1520 мм, в Быков железную дорогу не провели. Рельсы старые куда- то делись, пишу «в округ да около» потому, что со слов местных жителей, вроде как даже и осудили тех, кто упёр рельсы и сдал их в металлолом…, но железку не восстановили, вместо вокзала сделали стоянку для таксишек, платформа вообще бесследно исчезла.

быв. японская маторовагонная секция, поступившая на Сахалин в 80-х годах ХХ века пригородного поезда «Южно-Сахалинск-Быков», теперь экспонат музея Сахалинской ж.д.
быв. японская маторовагонная секция, поступившая на Сахалин в 80-х годах ХХ века пригородного поезда «Южно-Сахалинск-Быков», теперь экспонат музея Сахалинской ж.д.

Все дело в угольной шахте Быкова, где произошёл взрыв, это и послужило основанием для ликвидации стальной магистрали.

-52

А часто ли на шахтах бывают взрывы? Конечно часто. Скопление метана, ненадлежащая вентиляция, отсутствие газоаналитического оборудования и контроля, элементарное нарушение техники безопасности под землей, все приводит взрыву.

Правда запасов угля, там говорят местные, хватит на несколько поколений, а доводы о неэффективности добычи угля подземным способом, как и о нецелесообразности добычи его на сахалинских разрезах уж больно мутные…

По всякому можно относиться к японским оккупантам, но идиотами их называть нельзя, японцы использовали недра острова не как варвары и «пираты - копатели», они знали цену природным ресурсам и считали, что зашли на Сахалин навсегда.

село Быков Долинского района
село Быков Долинского района
-54
-55
-56

Тому пример и один из туристических объектов острова- рукотворные «Быковский пороги» на реке Красноярке, построенные японцами для мини ГЭС. Японцев нет, ГЭС разрушили, пороги и часть тела плотины на месте, как и заводские трубы бывших японских предприятий, которые живы по сей день.

-57
город Долинск
город Долинск

Так чем же заняты быковчане? Работой в Южно- Сахалинске и в райцентре Долинске, вахтой на нефтедобыче на севере острова, таксованием, мелкой торговлей; работой в учреждениях соцкульбыта…, ну и, естественно, браконьерством, а как без этого… до первой встречи с рыбоохраной и полицией…

Юг острова.

Невельск-Горнозаводск- Шебунино.

-59

Город Невельск протянулся на несколько километров вдоль Татарского пролива и по сути представлен одной улицей. В городе, как и в южнее расположенном Горнозавдске есть железная дорога, но пассажирского сообщения со столицей острова нет. Если в Невельске ещё есть жизнь, сосредоточенная, и так или иначе связанная с портом, то шахтерские Горнозаводск- Шебунино, как и Быков потеряли статус пгт, превратившись в села…

-60
-61
-62
-63
один из многочисленных памятников в Невельске нашему Национальному герою адмиралу Г.И. Невльскому
один из многочисленных памятников в Невельске нашему Национальному герою адмиралу Г.И. Невльскому
по пути к Горнозаводску (Крильону). Выброшенный на мель 28 ноября 2015 г. танкер «Виктория»
по пути к Горнозаводску (Крильону). Выброшенный на мель 28 ноября 2015 г. танкер «Виктория»

От Шебунино до самой южной точки острова- мыса Крильон около 70 км. Дорога идёт минуя старый японский мост, по песчаным пляжам, пересекая небольшие речки и ручьи… скала «Коврижка», очень напоминающая коврижку…,

-66
-67

далее кордон, где, как я понял можно остановиться, сняв домик. На территории кордона есть небольшая часовенка, внизу же живет медведь «Лёха», медвежонок за 18 лет выросший из медвежонка в огромного медведя, за которым смотрят его хозяева, берущие по 200₽ за просмотр мишки с человека и развесившие по близлежащему побережью аншлаги о том, что вся территория кордона- частная собственность…

-68
-69

Дорога идёт через перевал, на котором даже подготовленная «восьмидесятка» и «сафарик» может застрять… два водопада на побережье и опять песчаный пляж до Крильона.

Вот он мыс Крильон. Самая южная точка Сахалина, самое ближайшая точка острова с Японией, до которой всего- то около 40 км…

по пути к Крильону. выброшенный на мель 3 сентября 1947 года к пароход «Луга», приобретённый СССР по ленд-лизу, следовавший на ремонт во Владивосток
по пути к Крильону. выброшенный на мель 3 сентября 1947 года к пароход «Луга», приобретённый СССР по ленд-лизу, следовавший на ремонт во Владивосток

Маяк, построенный 130 лет назад французами, пролив Великого французского исследователя Лаперуза, которому 22 августа исполнилось 283 года, стык двух морей, с русским названием - Охотского и Японского, Тихий океан… погранзастава, маяк, метеорологическая станция…

место стыка двух морей, слева Японского, справа Охотского
место стыка двух морей, слева Японского, справа Охотского
-72
-73
построенный французами маяк на мысе Крильон
построенный французами маяк на мысе Крильон
самая крайняя (южная) точка Сахалина, впереди пролив Лаперуза и Страна Восходящего Солнца
самая крайняя (южная) точка Сахалина, впереди пролив Лаперуза и Страна Восходящего Солнца
-76

Именно так, на мой взгляд, должна начинаться Родина, исконно русская земля, которую ровно 79 лет назад вернули в родную гавань в ходе Южно - Сахалинской наступательной операции на юге Сахалина, и на севере Курильских островов, где 19 августа 1945 взвился наш Государственный флаг - Знамя Победы! который гордо и по сей день развивается на самой крайней точке Земли Русской-мысе Крильоне…