Найти тему

Курсовая работа: "Государственные (казенные) предприятия: анализ правового статуса и практики применения законодательства".

Оглавление

Введение

1. Государственное (казенное) предприятие: понятие, признаки и правовое положение

1.1. Понятие и признаки государственного (казенного) предприятия

1.2. Правовое положение государственных (казенных) предприятий на современном этапе

2. Отдельные вопросы функционирования государственных (казенных) предприятий

2.1. Создание, реорганизация и ликвидация государственных (казенных) предприятий

2.2. Проблемы функционирования государственных (казенных) предприятий на современном этапе

Заключение

Библиографический список

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

Введение

Актуальность темы. В условиях развивающейся рыночной экономики, значительное место в обеспечении качественного осуществления экономической политики государства и выполнения взятых ею на себя функций, отводится эффективному использованию государственного сектора экономики. Процесс рыночной трансформации российской экономики свидетельствует о том, что государство способно принимать долгосрочные, стратегические решения в условиях экономической нестабильности. Зарубежный опыт убедительно доказывает высокую эффективность управления государственным сектором только в условиях выполнения государством своих функций и оптимального управления государственными (казенными) предприятиями.

В нынешних условиях прогресса экономики, из-за неэффективности своего функционирования и несовершенства регулирования, государственный сектор стал своеобразным "балластом для страны", удержание которого приводит к отвлечению значительных финансовых ресурсов, которые должны были бы использоваться для развития экономики. Функциональную нагрузку государственного сектора и уменьшение его удельного веса в экономике требуют от правительства и других институтов взвешенной политики по его регулированию. Возрастает необходимость внедрения новых, действенных инструментов влияния на государственный сектор, способных, с одной стороны, обеспечить развитие конкурентной инновационной экономики, с другой – гарантировать оказания общественно необходимых услуг и выполнения социальных задач.

Государственные (казенные) предприятия относится к субъектам хозяйствования, которым присущи определенные признаки некоммерческих субъектов и которые создаются в специально установленном порядке соответствующим органом власти и имеют особые отличия в осуществлении деятельности и сбыте продукции. Действующее законодательство регламентирует порядок создания государственного (казенного) предприятия и закрепляет цель и вид его деятельности. Возникновения государственного (казенного) предприятия обусловлено его особыми экономическими и социальными функциями в экономической системе, а именно функциями товаропроизводителя, который удовлетворяет общественные потребности в продукции, работах, услугах. Поэтому законодательный институт предприятия как субъекта хозяйствования является центральной частью системы хозяйственного права РФ, его правовой основой.

Степень изученности темы. Изучению правового положения государственных (казенных) предприятий посвящены работы: Н.А. Аблятипова, Л.М. Баталлова, А.А. Баюш, Т. А. Береговая, И. Г. Бублик, Ю.А. Волчек, А. И. Гудков, Н.З. Дихаминджия, Н. В. Разуваев и др.

Объектом исследования в курсовой работе являются государственные (казенные) предприятия.

Предметом исследования в курсовой работе являются правововй статус и особенности функционирования государственных (казенных) предприятий.

Целью курсовой работы – является исследование теоретических аспектов правового положения государственных (казенных) предприятий.

Для ее реализации в работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и признаки государственного (казенного) предприятия;

- охарактеризовать правовое положение государственных (казенных) предприятий на современном этапе;

- рассмотреть порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных (казенных) предприятий;

- выявить проблемы функционирования государственных (казенных) предприятий на современном этапе.

Методы исследования. Для объективного исследования правового положения государственных (казенных) предприятий в основу курсовой работы положен широкий спектр общенаучных принципов и методов познания, использован ряд универсальных научных приемов: анализа, синтеза, классификации и сравнения.

Информационной базой курсовой работы послужили законодательные акты, нормативные документы государственных органов власти, официальные статистические данные и аналитические материалы, опубликованные в научной литературе и сети Интернет.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.

1. Государственное (казенное) предприятие: понятие, признаки и правовое положение

1.1. Понятие и признаки государственного (казенного) предприятия

Государственному (казенному) предприятию присущи все общие признаки и свойства в отношении предприятия как юридического лица. Предприятие является основным звеном хозяйственного комплекса и его понятие применяется в хозяйственном, налоговом, земельном, бюджетном, наконец, административном и уголовном законодательстве РФ.

В то же время не прекращаются дискуссии в экономической и юридической литературе по поводу сути понятия "предприятие". В их основе два вопроса: 1) является ли предприятие объектом или субъектом права, и 2) каково соотношение понятия предприятия с понятием юридического лица? Согласно п. 1 ст. 132 ГК РФ предприятие – это имущественный комплекс, используемый для извлечения прибыли. ГК РФ в ст. 191 в абз. 2 п. 2 ст. 132 ГК РФ говорит об имущественном комплексе предприятия как об объекте права: "в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором".

Но это не означает, что предприятие, благодаря ГК РФ, теряет статус субъекта правоотношений. Об этом, в частности, свидетельствуют ст. 48 ГК РФ. Поэтому понятие "предприятие" лишь в отдельном значении (как целостный имущественный комплекс) может рассматриваться как объект имущественных прав. В наиболее распространенном значении такое понятие характеризует субъекта имущественных правоотношений. Сегодняшние попытки некоторых исследователей рассматривать предприятие исключительно как вещь (имущество) являются ничем иным, как навязыванием современным поколениям терминов, существовавших в дореволюционной России и сложившихся в некоторых западных странах.

Вопрос о соотношении понятия предприятия и понятия юридического лица требует углубления в экономику и природу современных хозяйственных отношений.

В сегодняшней финансовой экономике деятельность субъектов хозяйствования не может быть свободной, особенно в отношениях между учредителем и юридическим лицом, между дочерней и материнской компанией[3]. В результате появляются субъекты, формально считающиеся юридическими лицами, но лишенные классических цивилистических признаков юридического лица (имущественная обособленность, равенство с другими субъектами, самостоятельная ответственность, автономная воля и т. Основы правового положения предприятия регламентированы в параграфе 1 гл. 4 ГК РФ.

Любое предприятие, в том числе и государственное (казенное), имеет права юридического лица. Об этом говориться в п. 3 ст. 48 ГК РФ: "к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения".

2. Отдельные вопросы функционирования государственных (казенных) предприятий

2.1. Создание, реорганизация и ликвидация государственных (казенных) предприятий

В решении о создании казенного предприятия определяются объем и характер основной деятельности предприятия, а также орган, в сферу управления которого входит создаваемое предприятие. Учредителем УП, в соответствии со ст. 8 Закона №161-ФЗ может выступать РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

При создании государственных и муниципальных УП необходимо соблюдение требований, установленных антимонопольным законодательством РФ.

Казенные предприятия разных уровней учреждаются решениями органов власти соответствующего уровня:

- федеральное казенное предприятие – решением Правительства РФ;

- казенное предприятие субъекта РФ – решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения;

- муниципальное казенное предприятие – решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

УП может быть создана, только в тех случаях, исчерпывающий перечень которых приведен в п. 4-4_1 ст. 8 Закона № 166-ФЗ.

Цели и предмет деятельности УП определяются решением о его учреждении. Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В п. 6 ст. 8 Закона №166-ФЗ подчеркивается, что УП не может быть создано путем преобразования организаций иных организационно-правовых форм.

В соответствии со ст. 10 Закона №166-ФЗ УП подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Ст. 29 Закона №166-ФЗ посвящена реорганизации УП. В ней, в частности говорится о том, что решение о реорганизации УП принимается собственником его имущества.

Формами реорганизация УП, в предусмотренных законодательством случаях, могут выступать:

- слияние двух или нескольких УП;

- присоединение к УП одного или нескольких УП;

- разделение УП на два или несколько УП;

- выделение из УП одного или нескольких УП;

- преобразования УП в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

На основании ст. 35 Закона №166-ФЗ, УП ликвидация УП может осуществляться в двух случаях: на основе решения собственника его имущества и по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК РФ и иными федеральными законами. Порядок ликвидации УП определяется ГК РФ, Законом № 166-ФЗ и иными нормативными правовыми актами.

Библиографический список:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 03.09.20).

2. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/ (дата обращения 04.09.20).

3. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения 05.09.20).

4. Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции". – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341777/ (дата обращения 06.09.20).

5. Баталлова, Л.М. К вопросу о реформе муниципальных унитарных предприятий / Л.М. Баталлова // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 5. С. 174-176.

6. Баюш, А.А. Казенные предприятия: правовое положение, особенности создания и функционирования / А.А. Баюш // Политехнический молодежный журнал. 2020. № 3 (29). С. 11.

7. Богатырев, Э.Д. Становление казенной поташной промышленности России / Э.Д. Богатырев, Р.В. Федосеев // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 6 . С. 37-42.

8. Волчек, Ю.А. Некоторые вопросы периода перехода отдельного федерального казенного предприятия в сферу действия федерального закона 44-фз "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" / Ю.А. Волчек // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. Воронеж. 2020. С. 194-197.

9. Гражданское право (Общая часть) [Текст] : учебное пособие / И. Г. Бублик, Д. А. Морозов, О. С. Черепанова, А. А. Чесноков; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Барнаульский юридический институт. – Барнаул: Барнаульский юридический ин-т МВД России, 2019. – 264 с.

10. Гражданское право (общая часть) [Текст]: учебное пособие для студентов очной формы обучения среднего профессионального образования, направление подготовки 40.02.01 Право и организация социального обеспечения / [Аблятипова Н. А., Адабашев Т. К., Бахтина Ю. С. и др.; ответственный редактор О. И. Грейдин]; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет правосудия", Крымский филиал, Кафедра гражданско-правовых дисциплин. – Симферополь : Ариал, 2019. – 284 с.

11. Гражданское право (общая часть): учебное пособие / [Т. А. Береговая, Г. В. Богдановская, А. Г. Борзенкова и др.]; ответственный редактор Полич Светлана Байрамовна; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет, Юридический институт, Кафедра "Гражданское право и гражданское судопроизводство". – Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2020. – 151 с.

12. Гражданское право. Общая часть : учебник для направления бакалавриата и магистратуры "Юриспруденция" / Н. В. Разуваев, М. В. Трегубов. – Москва : Justitia, 2020. – 438 с.

13. Гражданское право. Общая часть: конспекты лекций / А. И. Гудков, А. В. Красильщиков, В. И. Мищенко [и др.]; под общей редакцией доцента А. И. Гудкова; Федеральная служба исполнения наказаний, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний. – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2019. – 174 с.

14. Дихаминджия, Н.З. К вопросу о соответствии правовой формы реализации права государственной собственности и цели деятельности казенных предприятий / Н.З. Дихаминджия // Образование, наука и вызовы современности. Москва. 2020. С. 144-146.

-2