Интерес Винсента Ван Гога (1853-1890) к японской гравюре впервые проявился в Антверпене в 1885 году.
В письме к брату Тео от 28 ноября он писал:
Моя студия неплоха, особенно потому, что я повесил на стены много маленьких японских гравюр, которые меня очень забавляют. Вы знаете эти маленькие женские фигурки в садах или на пляже, всадники, цветы, узловатые колючие ветви.
Во время своего пребывания в Париже Ван Гог собирал японские гравюры сотнями, в основном они были из магазина Сэмуэля Бинга, торговца восточным искусством.
Осенью 1887 года художник начал делать копии некоторых из них.
Два из известных примеров это картины с работ Утагава Хиросигэ (1797-1858): «Цветущая слива»
и «Мост под дождем».
Мы знаем, что он перенес изображение первой гравюры на холст, поскольку сохранилась калька, которую он использовал в качестве ориентира; и предположительно он применил ту же процедуру и для для второй работы.
В обоих случаях он добавил японские иероглифы, которые служили декоративными границами, заполнителями пространства, продиктованными размером стандартных французских холстов, которые он использовал (54.93х46.04 см и 73.03х53.98 см).
Для «Japonaserie: The Courtesan» / «Японская серия: Куртизанка» Ван Гог выбрал больший формат, 105.1х60.96 см.
И вместо того, чтобы работать с японской гравюрой, он сделал кальку с репродукции на обложке Paris Illustre, специального японского номера за май 1886 года (рис. внизу).
Увеличив размер рисунка ровно в два раза по сравнению с первоначальным размером.
Но вместо каллиграфических рамок художник добавил природные мотивы, взятые из разных источников.
Лягушки были скопированы со страницы из «Новой книги с изображением насекомых и мелких существ» Утагава Ёсимори (1830-1885)
журавли связаны с «Гейшей в пейзаже» (1858) Сато Торакиё;
а прототипы для бамбуковых стеблей могут быть найдены в гравюре Кацусика Хокусая (1760-1849) «Фудзи сквозь заросли бамбука».
Единственный мотив, который избежал сетей охотников за источниками, — это небольшая европейская лодка с двумя фигурами в верхней центральной части картины, которая, должно быть, была собственным изобретением Ван Гога.
В этом, казалось бы, бессистемном заимствовании ван Гог преследовал вполне определенную иконографическую цель.
Фигура, позаимствованная у Кэйсай Эйсэна (1790-1848) — это высокопоставленной куртизанка, или ойран, чьи многочисленные черепаховые украшения для волос, или когай, намекали на её профессию.
Ван Гог окружает ойран символами, которые, как и когай в её волосах, отсылают к ее профессии.
Это достигается путем своего рода трансформации значения некоторых слов, понимаемых во французском, а не в японском контексте.
И grue (журавль), и grenouille (лягушка) были известными парижскими символами проституток.
Картина находится в музее Ван Гога в Амстердаме.
Подборка статей о творчестве Винсента Ван Гога: