Найти тему
Клиника Бэбибум

Культура уважения: как сделать школу безопасным местом для всех?

Оглавление

Как сделать школу безопасным местом для всех? Рассказывает Иванова Екатерина Олеговна врач-психотерапевт клиники Бэбибум.

Команда психиатров Бэбибум занимается всем спектром ментальных, психических и поведенческих расстройств, а также нарушений нейроразвития, которые могут возникать в подростковой практике.

Там где возникает буллинг - существует потребность группы снять общее напряжение

Буллинг – это намеренное (а не просто так) причинение вреда одним человеком и/или группой людей другому.

Но не в каждом коллективе возникает травля человека, а только в том, где преследование человека – это единственный возможный способ для дружбы и сотрудничества. Людям в такой группе изначально небезопасно друг с другом. Поэтому нужен «чужой», «не такой», «странный» против кого участники объединяются.

В травле есть определенные роли:

-2

Чек-лист, если жертва – это ты

1. По возможности не поддаваться на провокацию агрессора. Любая сильная эмоция со стороны преследуемого(жертвы), как будто «разрешает» причинять ему вред. Поэтому такого ответа агрессор и ожидает.

2. Использовать технику общения «Психологическое айкидо» по М.Литваку.

Например:

Когда агрессор оскорбляет, дразнит, толкает жертву – можно ответить:

«Зачем ты это делаешь?», «Ведь видно же, что ты смелый, сильный, у тебя есть друзья, а связался ты со мной, который (и дальше перечислять все те оскорбления, который использовал до этого агрессор). Будь я хоть чуть-чуть таким как ты – я бы много достиг и совсем не обращал внимания, на таких обычных ребят как я. Как мне стать, таким же смелым?»

Психологи и психотерапевты обучают разным способам речевой самообороны, поэтому важно к ним обращаться за такой помощью. С ними можно и потренироваться в этом.

Этот подход не решит самой проблемы буллинга, но позволит в моменте выйти из ситуации. Дальше нужно сообщить учителю, родителю.

3. Демонстрировать 2 вида поведения(на выбор):

1. спокойствие (смотреть в глаза обидчику, не опускать взгляд вниз, стоять прямой спиной);

2. равнодушие(сначала выразить легкое удивление, а затем пожать плечами, как будто ничего важного сейчас не происходит)

4. Обратиться за помощью к учителю, родителю, друзьям. Жертвой может стать любой, к сожалению, нет никаких гарантий остаться в безопасности.

-3

Чек-лист, если агрессор – это ты

Большинство агрессоров – это люди, сами перенесшие насилие, унижение.

Этот травматичный опыт человек «лечит» через подавление и наказание других. Самостоятельно выйти из этой роли самому ребенку трудно, необходим позитивный пример взрослого человека, который мог бы объяснить причину его агрессии.

1. Задать себе вопрос: «Для чего я так поступаю? Мне обидно и я отыгрываюсь на другом? Или я боюсь, что другие считают меня слабаком/ самой непопулярной?»

2. Обратиться за помощью к учителю, родителю, чтобы совместно прекратить это поведение. Можно обратиться анонимно в бесплатные психологические службы онлайн, описать ситуацию и спросить совет.

3. Менять отношение к себе: я не тот/не та, кто обижает других, я не плохой/плохая; я тоже могу стать жертвой и некому будет меня защитить; я понимаю, что все мы разные и я не должен/не должна бороться с теми, кто отличается от меня; у меня на самом деле есть свои важные дела, кроме этого.

-4

Чек-лист, если свидетель – это ты

1. Не поддерживать агрессора: не смеяться, не повторять того же.

2. Подойти к тому, на кого нападают: поздороваться с ним, помочь собрать вещи, вместе пройти до следующего урока или проводить до дома.Важно показать агрессору, что не все согласны с его отношением к другому. Дать отпор агрессору, сказав, что: у нас так друг друг относиться не принято. Такому поведению необходимо обучать детей на внеклассных занятиях разговорах о важном.

3. Рассказать учителю, родителю, если не удается остановить поведение агрессора.

-5

Чек-лист антибуллинга для родителя

1. Обратите внимание на состояние ребенка: избегание посещения школы, прогулок на улице по причине, как будто плохого самочувствия, пропажа вещей или их повреждение, спрашивает ли ребенок регулярно деньги, не объясняя зачем, ссадины и гематомы на теле. Если есть эти признаки есть, а на ваши вопросы ребенок отвечает:

«нормально», «всё хорошо», вероятно, ребенок запуган и не верит, что проблему преследования и травли можно решить. Это повод поговорить. Создайте уютную атмосферу и ненавязчиво расскажите о своем опыте – личном или ваших друзей, знакомых, как им удалось выйти из этого или не удалось и почему так произошло.

Расскажите, что на самом деле с ним не случится того, чем ему угрожали. Скажите, что вы рядом с ним и сможете его защитить. Спросите, чем вы ему могли бы помочь уже сейчас.

2. Поговорите о ваших опасениях, наблюдениях и фактах с классным руководителем. Буллинг можно остановить только сообща, не увеличивая количество конфликтов с проявлением агрессии. Попросите учителя понаблюдать за вашим ребенком и дать вам обратную связь.

-6

Чек-лист антибуллинга для учителя

Ребенок еще не владеет полностью контролем над своими эмоциями и легко поддается воздействию более авторитетного человека или группы людей.

Поэтому профилактика буллинга – это регулярные беседы учителя с учениками на эту тему. Разбор биографий знаменитых людей, подвергшихся буллингу или тем, кто его использовал, или оказался свидетелем.

Написание сочинений, обсуждение данных сюжетов, историй из фильмов.

Поиски способов сплочение детей с помощью игр, проектов, путешествий, регулярных конкурсов, концертов среди школьников. А также развивать в ребенке позитивное восприятие людей и их разнообразие.

1. Не выделяйте одних учеников среди других.

2. Будьте внимательны к тому, как относятся ученики друг к другу. Особенно если кого-то изолируют, а кто-то оказывает существенное влияние на остальных детей в классе.

3. Останавливайте действие агрессора. В ваших руках основной рычаг воздействия. Но не нападайте на агрессора.

4. Обязательно поговорите с родителями агрессора, жертвы.

5. Говорите о буллинге и его последствиях на родительских собраниях.

6. Воспользуйтесь помощью психолога, пригласите его к сотрудничеству. Если такого специалиста нет в штате, сообщите администрации школы о необходимости получить дополнительное обучение по данной теме. К сожалению, ситуации, связанные с желанием жертвы отомстить за все унижения частая причина вооруженных нападений на школу.

-7

Команда Бэбибум стремится оказать помощь детям, подросткам и их семьям, которые не могут самостоятельно справиться с эмоциональными кризисами, травмирующими ситуациями, ментальными, поведенческими, учебными и психологическими проблемами. Наша команда также специализируется на коррекции поведения, лечении расстройств пищевого поведения и психических расстройств.

Выздоровление и забота в клинике Бэбибум!

33-26-26

Было - будет - телеграм канал о ментальном здоровье от экспертов клиники Бэбибум. Этот канал ведут врачи-психотерапевты, психиатры, клинический психолог. Подписаться на канал