В Национальном художественном музее работает выставка «І ты закрасуеш, наш Мінск старадаўнi», приуроченная ко Дню города. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» сравнили довоенные пейзажи со знакомыми местами современной столицы.
В экспозиции представлены более 150 работ, которые отображают, как менялся облик Минска с 1910-х по 1960-е гг.
— На выставке презентованы экспонаты, выполненные в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре. Они размещены в двух залах. В одном — работы довоенного и военного периодов, первых лет после окончания Великой Отечественной, во втором экспонируются картины и рисунки 1950–1960-х годов. Отмечу несколько произведений, которые значимы с точки зрения экспозиционного построения. Например, картина «Молодые строители Минска» Владимира Стельмашонка и работа Павла Гавриленко «На лесах», которая украшает афишу выставки, — рассказала младший научный сотрудник научно-фондового отдела музея Полина Горощеня.
Некоторые из экспонатов музей демонстрирует впервые. Выполненную темперами картину «Окраины Минска» Николая Тарасикова отреставрировали специально к выставке, как и вновь представленные спустя долгое время живописные произведения «Строительство парка у Дома Красной армии» Владимира Суховерхова и «Строительство Дома Красной армии» Матвея Беленицкого, созданные в 1930-х годах. К мероприятию подготовили и монументальное полотно «Сталинградские строители в гостях у минчан», написанное Натаном Вороновым, Фёдором Дорошевичем и Евгением Зайцевым, уточнила куратор выставки.
— Один из художников, который очень любил писать Минск, — это Анатолий Тычина. Довоенная столица также отображена в работах Николая Дучица, Валентина Волкова, Меера Слепяна, Михася Филипповича. Их работы представлены в экспозиции. В зале, посвященном 1950–1960-м годам, не менее интересные и значимые авторы Сергей Катков, Борис Малкин, Лев Лейтман, Анатолий Волков, Израиль Басов, — продолжила П. Горощеня.
Рассматривая экспонаты музея, можно иначе увидеть знаковые архитектурные объекты, которые стали визитной карточкой столицы. На месте шумного и людного района Комаровского рынка столетие назад была тихая деревенская улица, у ГУМа стояли ярко-синие телефонные будки, а по Немиге мчались конные упряжки… Кстати, о последней. Старый город чаще всего рисовали художники довоенного времени, а Свято-Духов собор стал центральным символом множества картин. Нашли свое отражение в работах белорусских художников Большой театр оперы и балета, «Ворота Минска», монумент Победы и застройка проспекта Независимости, который, к слову, не раз менял свое название, — и это тоже можно проследить на выставке.
Фото Алексея Столярова