Найти тему
Minsknews.by

Остается популярной не одно десятилетие. Какие события вдохновили авторов написать песню «Третье сентября»

Оглавление

Песня «Третье сентября» действительно остается популярной не одно десятилетие. Что подвигло авторов написать этот хит, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Были талантливы

31 год назад, осенью 1993 года, композитор Игорь Крутой и поэт, музыкант Игорь Николаев написали эту «нетленку». В результате трех десятилетий регулярной ротации кто-то по-прежнему ее обожает, другие презирают. Но никто не отрицает, что лирическая мелодия на ступень выше прочего шансона, звучавшего в 1990-е как из окон бандитских, так и милицейских машин. Такова была мода. Включив телевизор, люди могли услышать Михаила Круга с «Владимирским централом». Кстати, хочется сказать, что не все, отсидевшие десятки лет в тюрьмах, обожают песенную лагерную романтику. Некоторые считают, что все это либо для наблюдающих со стороны, либо для «туристов», то есть тех, кто побывал в лагерях «проездом», получив не более шести месяцев. Впрочем, среди бывших заключенных немало и обожателей блатной лирики.

«Третье сентября» к отбытию тюремного наказания отношения не имеет:

Я календарь переверну,
И снова третье сентября.
На фото я твое взгляну,
И снова третье сентября.
Но почему, но почему
Расстаться все же нам пришлось?
Ведь было все у нас всерьез
Второго сентября.

Что ни говори, а время было другим, деревья были большими, Игорь Крутой и Игорь Николаев тогда еще не иссякли в выражении своих многогранных талантов. Давненько мы не слышали от них новинок, которые поразили бы до глубины души.

Брал чужое

Как раз в начале 1990-х Михаил Шуфутинский вернулся в Россию после длительной эмиграции. Когда-то он окончил музыкальную школу по классу баяна и Московское музыкальное училище имени М. М. Ипполитова-Иванова. Несмотря на то, что был коренным москвичом, уехал в Магадан и выступал там в местных ресторанах. Очевидно, что первопричиной стало то, что население Магадана в большинстве своем в разные годы отбывало наказание в тех краях. Выезд на Большую землю после освобождения разрешали не всем. А когда разрешили, то они уже обзавелись семьями, связями, жильем, работой и доживали свой век там. А у Шуфутинского был определенный репертуар, рассчитанный именно на эту публику. Сам исполнитель утверждает: пел песни Александра Вертинского и Петра Лещенко. Это тоже своего рода шансон, но довоенный и послевоенный. В столичных ресторанах его запрещали исполнять.

-2

Потом Михаил Захарович руководил ансамблем «Лейся, песня», который собирал стадионы. Правда, к телеэфирам группу не допускали. Как утверждает Шуфутинский, с бородой на телеэкране могли появляться только портреты Маркса, Энгельса и Ленина. Выходить на всесоюзную сцену с растительностью на лице считалось моветоном. Он бы сбрил ее, но вот беда: у него непропорциональное лицо. Аномально вытянутый подбородок. Борода скрывает изъян и делает мужчину гораздо притягательнее.

В 1981 году музыкант с семьей эмигрировал в США. Пел в русских ресторанах по всей Америке. Обрел популярность. Был приглашен в качестве вокалиста в русский ресторан «Арбат» в Голливуде! В его репертуаре появились и песни русских бардов. Высоцкого уже не было в живых, Владимир Семенович ничего не мог предъявить. Но многие помнят, как Александр Розенбаум публично в прессе возмущался, что Шуфутинский зарабатывает на его песнях, использует их без спроса и не выплачивает никаких авторских гонораров. Ведь в первой половине 1980-х казалось, что «железный занавес» будет вечен. И русские авторы никогда не дотянутся до певцов-эмигрантов, использующих плоды их трудов. Более того, песни Розенбаума в исполнении Шуфутинского звучали не только на концертах. После начала перестройки эти записи на кассетах просочились в СССР. Их начали массово продавать в специализированных киосках. Все это были пиратские копии, на которых зарабатывали кооператоры!

Когда Михаил Захарович все же смог приехать в СССР и начал давать первые концерты, то восстановил справедливость и выплатил Розенбауму крупную сумму. Так же крупную сумму от него получил сын Высоцкого Никита за использование произведений отца.

Сплетники говорили

Возвращаясь к песне «Третье сентября», можно вспомнить, что Крутой писал ее вовсе не для Шуфутинского. В одном из интервью, певец рассказывал: «Третье сентября» Крутой сыграл мне случайно. Я послушал, и должен сказать, что из всех песен, которые он мне показывал до этого, она мне больше всего понравилась. Не знаю почему, но есть какой-то в ней магнетизм, она притягивает к себе. И я просто говорю ему: я должен ее спеть, она мне нравится. На мой взгляд, она получилась чересчур драматичной. Я люблю более аскетичную инструментальную палитру. Тут мой аранжировщик Кобылянский приложил свои усилия. Делая обработку, всю свою любовь к большим развернутым гитарным соло выразил в этой песне. Я не стал спорить, поскольку он человек очень талантливый и неординарный. И поэтому песня получилась такая, как она есть. На мой взгляд, она чуть-чуть получилась растянутой, но никто этого не замечает, всем она нравится. Люди разных социальных слоев ее любят. Она запала всем в сердце. Она вне времени, модно, не модно, ее все знают. Она не остывает».

Николаев утверждал, что эти стихи он посвятил одному очень личному событию в жизни Крутого. Сплетники болтали, что речь о его тайном романе с актрисой Еленой Кориковой. Шуфутинский говорил иначе. Настаивал, что никакой истории нет. Просто люди узнают себя в ней, так как в судьбе каждого случались любовные неудачи.

Постоянные посетители караоке-баров уверяют, что этот хит один из любимых у тех, кто обожает голосить под фонограмму.

-3

Кроме того, о шлягере ежегодно напоминают появляющиеся накануне 3 сентября сотни мемов, фотожаб и прочих шуток на тему того, что дата близится и Михаилу Захаровичу уже не терпится исполнить свою визитную композицию. Он всерьез считает, что ее популярность только набирает обороты и апогей еще не достигнут. Как знать. Но факт остается фактом. 31 год — серьезный срок для популярности песни. Мало кто сегодня помнит хиты того же 1993 года, такие как «Было, но прошло» (София Ротару) или «Девочка в красном» (Богдан Титомир). А «костры рябин» горят по-прежнему.

Еще материалы рубрики:

«А я еду за туманом…». Кто написал мелодию гимна туристов, и почему она столь известна в Европе

Как комсомольский хит «Забота у нас простая…» подхватили в странах Азии и спела группа Rammstein

Песню «Пора в путь-дорогу» запрещали в СССР из-за упомянутого в ней суеверия

«То здесь сто грамм, то там сто грамм. На то оно и утро!» Как Винни-Пух стал первым в мире рэпером

«Дежурный по апрелю». Как Булат Окуджава дважды отомстил отвергнувшей его знаменитой возлюбленной