Найти тему
COMNEWS ИТ

Каждый четвертый россиянин предпочитает покупать лекарства онлайн, а каждый второй по-прежнему ходит в аптеки

56% пот­ре­бите­лей пред­по­читают по­купать пре­пара­ты в ап­те­ке воз­ле до­ма. Толь­ко 24% удоб­нее за­казы­вать их в ин­тер­нет-ап­те­ках, а мар­кет­плей­са­ми поль­зуют­ся все­го 3%. Оди­нако­во удоб­но по­купать ле­карс­тва на лю­бых пло­щад­ках 5% клиен­тов. При этом те, кто де­лают по­куп­ки он­лайн, пред­по­читают пункт вы­дачи. На вто­ром мес­те для них - курь­ер­ская дос­тав­ка.

Ан­на Шве­цова

© ComNews

03.09.2024

В исследовании участвовали более 150 представителей аптечных сетей, представляющие крупный, средний, малый и микробизнес. Его провели "Сбер Еаптека", "СберМаркетинг" и аналитики медиахолдинга Rambler&Co.

Авторы исследования пришли к выводу, что 25% компаний имеют высокий уровень цифровизации и используют в работе более 10 цифровых инструментов и практик. Почти половина (44%) находится на среднем уровне и использует от 6 до 10 инструментов. 31% остается на низком уровне - использует пять и менее цифровых инструментов.

У 71% аптечного бизнеса есть собственный сайт - он остается главным цифровым инструментом для него. Более половины (59%) используют сайт в качестве канала продаж. А вот мобильные приложения не так популярны - они есть у 12% розничных компаний.

Только у 28% участников исследования доступна оплата картой при введении данных, а у 24% - оплата сохраненной или привязанной к сайту картой. Большинство компаний (64%) предлагает покупателям оплачивать покупку офлайн, в самой аптеке. Оплатить заказ по QR-коду можно в 7% аптек.

14% участников опроса при онлайн-покупке доставляют нерецептурные препараты на дом. Всего 2% аптек доставляют рецептурные лекарства на адрес потребителя. Директор по маркетингу и развитию продукта "Сбер Еаптека" Вадим Абрамов рассказал ComNews, что это связано с тем, что не все аптеки имеют право их доставлять: нужно иметь фармлицензию, иметь право законодательно оказывать услугу, а также работать только с перечнем разрешенных к реализации рецептурных лекарств. "Сбер Еаптека" участвует в эксперименте по дистанционной торговле рецептурными лекарствами. "Предполагаем, что в ближайшем будущем к эксперименту присоединится больше организаций, а география присутствия расширится, так как это важная услуга для граждан, в том числе для тех, кто проживает в отдаленных регионах и у кого нет аптеки в шаговой доступности", - отметил Вадим Абрамов.

У 42% представителей среднего бизнеса есть интеграция с аптеками-партнерами. Также интеграция есть у 37% крупного бизнеса и 22% малого. 13% составляет показатель интеграции малого бизнеса с провайдерами электронных рецептов, у крупного - 14%, у среднего - 18%. Интеграция с маркетплейсами есть у 24% представителей крупного бизнеса, 10% среднего и 3% малого.

66% аптек, которые развивают бонусные программы, дают возможность авторизации по номеру телефона. Однако в большинстве сетей (69%) пользоваться льготными программами можно только непосредственно в аптеке. У 40% это можно делать на сайте, у 22% - в мобильном приложении.

Лидирующий канал общения с клиентами - SMS, его используют 57% участников исследования. Также распространены емейл-рассылки (46%). А вот личное общение с менеджерами используется только 33% опрошенных, а 23% пользуются сообщениями в личном кабинете на сайте.

Исследователи выяснили, что 38% компаний недовольны уровнем знаний сотрудников в области цифровых технологий - такая проблема чаще встречается в малом бизнесе. 42% опрошенных используют обучение работников в рамках рабочих групп при работе над цифровыми проектами, 17% проводят вебинары по повышению цифровой грамотности, а 10% - образовательные программы.

Каждый четвертый россиянин предпочитает покупать лекарства онлайн, а каждый второй по-прежнему ходит в аптеки