Найти в Дзене
Истории PRO жизнь

Группа здоровья (Рассказ)

Я не думала становиться «гуру» и обзаводиться армией последователей. Вся эта шумиха меня только раздражала… Еще недавно я порхала как бабочка. Сбегать за хлебом и подняться на пятый этаж без лифта было для меня пустяком. Махнуть в лес за грибами осенью или на лыжах зимой — тоже легко. Внука годовалого учила ходить больше, чем его мама — моя невестка. Та уже падала от усталости, а я — ничего. Пару раз качнусь из стороны в сторону, и снова можно топать за малышом, согнувшись вперед коромыслом. Неудобно, но терпимо. Могла внука на руках покачать и самолетиком покрутить, пока однажды ощутимо и звонко не хрустнуло в коленке. И вдруг стало ни встать, ни сесть, ни шагу шагнуть без дикой боли. — Артрит, — поставил диагноз доктор. — Беда современности. Неподвижный образ жизни, сидячая работа. Телевизор, компьютер… — Это не про меня, — возразила я. — Работа у меня — да, сидячая. Но в остальном я очень даже активный человек. — В таком случае, — произнес доктор, — видимо, чересчур активный. Перегр

Я не думала становиться «гуру» и обзаводиться армией последователей. Вся эта шумиха меня только

раздражала…

Еще недавно я порхала как бабочка. Сбегать за хлебом и подняться на пятый этаж без лифта было для меня пустяком. Махнуть в лес за грибами осенью или на лыжах зимой — тоже легко.

Внука годовалого учила ходить больше, чем его мама — моя невестка. Та уже падала от усталости, а я — ничего. Пару раз качнусь из стороны в сторону, и снова можно топать за малышом, согнувшись вперед коромыслом. Неудобно, но терпимо. Могла внука на руках покачать и самолетиком покрутить, пока однажды ощутимо и звонко не хрустнуло в коленке. И вдруг стало ни встать, ни сесть, ни шагу шагнуть без дикой боли.

— Артрит, — поставил диагноз доктор. — Беда современности. Неподвижный образ жизни, сидячая работа. Телевизор, компьютер…

— Это не про меня, — возразила я. — Работа у меня — да, сидячая. Но в остальном я очень даже активный человек.

— В таком случае, — произнес доктор, — видимо, чересчур активный. Перегрузили организм непомерными нагрузками.

— И что же мне теперь делать? — в отчаянии заныла я.

— И в первом, и во втором случаях схема одинакова: таблетки, уколы, мази, массаж и… моральная подготовка к операции.

— Операции?! — в панике заголосила я.

Доктор не смутился.

— Чтобы отсрочить хирургическое вмешательство, — монотонно продолжал он, — рекомендуется лечебная физкультура.

И он выписал мне направление и стопку рецептов.

В первые за почти пятьдесят лет, если не считать детского возраста и периода беременности, я была вынуждена регулярно посещать поликлинику. И достаточно быстро стало понятно, что эти визиты никак не стыкуются с работой. Поликлиника открывается в восемь. В это же время обычно я уже спускаюсь в метро, так как мой рабочий день стартует в девять, а дорога занимает около часа. Вечером то же самое. Инструктор ЛФК начинает последнее занятие в половине седьмого вечера. Но в это время я еще только еду домой. А по пути у меня еще магазины. Плюс дома ждет приготовление ужина, хозяйственные хлопоты и общительный внук. Тут уж не до физкультуры. Вот если бы в выходные дни… Но по выходным работает лишь спортивный комплекс, поликлиника отдыхает. Я попробовала сунуться в этот спорткомплекс. Понятно, что тренажеры и аэробика мне не светили. Но какая-нибудь йога для начинающих и бассейн вполне могли бы подойти. Однако цены там оказались такими, что встал выбор между тренировками и едой: либо мы с мужем удовлетворяем свои потребности в питании, и я лежу пластом от прогрессирующего артрита, либо я так же лежу пластом, но уже от истощения из-за нехватки денег на продукты, зато имею на руках вожделенный абонемент. Я выбрала первое в надежде, что еще найду подходящую физкультурную группу.

За следующий месяц я пересмотрела внимательно все объявления в газетах и интернете, обошла все окрестные Дома культуры и спортивные залы.

Выяснила, что в нашем районе нет ничего по моей специфике. Есть разнообразные секции для детей, есть качалки для мужчин и мужественных женщин, есть залы для единоборств, но традиционную гимнастику нигде не практикуют, не говоря уже об удобном для меня времени и приемлемой цене. Операция становилась все более вероятной.

— Не бывать этому! — решительно постановила я и серьезно занялась физическим самообразованием. В смысле физкультуры, а не физики, конечно.

Я вспомнила школьные и техникумовские уроки физкультуры. Кое-что подсмотрела в интернете. Разработала персональный комплекс упражнений, включавших в себя разогрев тела, прокручивание суставов, растяжку и немного силовой нагрузки. С учетом больной коленки большую часть движений приспособили к выполнению в сидячем и лежачем положениях. Прекрасно! Теперь я могла заниматься сама. В любое удобное для меня время. Бесплатно! Вот только где?

Двухкомнатная квартира вполне сошла бы за гимнастический зал, если снести все имеющиеся стены и выкинуть всю мебель. А куда при этом девать мужа, сына, невестку, непоседливого внука? И все-таки я попробовала обосноваться в нашей с мужем спальне между кроватью и шифоньером. В первое же занятие набила несколько шишек и снесла со стены бра. На испуганные возгласы домочадцев сердито ответила, что еще жива, но собираюсь уйти в монастырь. На следующее утро действительно ушла. Во двор.

В просторном дворе нашего дома есть небольшой сквер. Там стоит беседка, окруженная густым кустарником, как раз в тот момент зазеленевшим. На дворе и во всем северном полушарии набирала силу весна. Я прикинула, что спрятавшись за листвой в беседке, получу некоторую свободу действий без насмешек со стороны прохожих. При условии, конечно, что выйду на зарядку часов в шесть, не позже, пока не появились мамочки с детьми и пенсионеры с шахматами. Но уже и в этот ранний час на улице оказалось немало собачников. Они прогуливались по скверу со своими питомцами. Я постаралась не обращать на них внимания. Расстелила коврик на деревянном полу беседки и погрузилась в заботы о собственном здоровье. Место и время оказались столь удачными, что мне ничто не мешало и никто не мешал, а я еще принять душ и позавтракать перед работой успела. За неделю непрерывных занятий почувствовала некоторое облегчение в коленке, убедилась, что нахожусь на правильном пути. Достаточно скоро выяснилось, что путь этот я открыла не только для себя.

В один из дней ровно в шесть утра у беседки остановилась женщина в спортивном костюме и с ковриком под мышкой.

Судя по внешнему виду, примерно одного со мной возраста. Не исключено, что с теми же проблемами.

— Разрешите к вам присоединиться? — деликатно спросила она.

— Что, простите? — удивилась я ее словам.

— Я за вами наблюдала с балкона, — объяснила женщина. — Сама сколько раз порывалась делать зарядку, и все без толку. Нет у меня знаний, как и что правильно делать. Силы воли нет. Вы позволите повторять за вами?

— Пожалуйста, — широким жестом разрешила я.

Меня не тяготило одиночество, но я не решилась отказывать столь вежливой женщине. Она расстелила свой коврик на асфальтированной дорожке рядом с беседкой, потому что внутри для двоих места не хватило бы. В первые минуты я опасалась, что женщина будет меня тормозить вопросами и просьбами повторить или сбавить темп. Но она оказалась совсем необременительной напарницей, достаточно быстро превратившись в мою приятельницу.

Вслед за ней на утреннюю зарядку подтянулось еще несколько дам. Появился в нашем коллективе и мужчина. Он был много старше всех остальных, но придумал нам музыкальное сопровождение, принося и вешая на скамейку маленькую колонку. Он же окрестил нашу компанию «группой здоровья».

Группа становилась все более популярной, собирая в ранние утренние часы от десяти до двадцати человек. Одни появлялись единожды и навсегда пропадали. Другие становились завсегдатаями. Кто-то ходил через день-два. А кто-то не пропускал ни одного занятия. Я была в числе последних. Мой пыл подогревало страстное желание вернуть себе и сохранить на будущие годы былую юношескую подвижность и энергичность.

Но я никак не рассчитывала, что превращусь в инструктора. Это произошло само собой без моего желания и наложило на меня определенную ответственность.

Теперь я не только сама выполняла упражнения, но еще следила за тем, как выполняют другие, чтобы вовремя поправить, предотвратить вывихи и растяжения. Чтобы не было скучно, постоянно искала в интернете новые движения. Черпала идеи из гимнастик цигун и ушу. Изучала влияние каждой позиции на состояние организма. Познакомилась с анатомией и физиологией. При желании, наверное, уже могла бы защитить диплом в физкультурной академии. Подтверждением этому стала благодарность одной из женщин, которая заявила, что избавилась от болей в спине, не отпускавших ее ни днем ни ночью последние лет десять.

Не обошлось без курьезов. Однажды утром после занятия прозвучал вопрос от новой участницы:

— Кому платить за занятие?

— Никому, — рассмеялась я. — У нас бесплатная группа.

— Как?! — поразилась та. — Такого не бывает.

— Ну, если вы считаете, что обязательно надо платить, — вклинилась в разговор одна из давних посетительниц утренних зарядок, — то, пожалуйста, можете это сделать. Заплатите инструктору.

— Сколько? — последовал следующий вопрос.

— Тысячу рублей, — пошутила я.

— С ума сошли! — рассердилась женщина, не оценив юмор. — Ни зала, ни оборудования — и такие деньги!

Большого труда мне стоило ее успокоить, уговорить не жаловаться участковому.

А еще как-то раз на меня наскочила соседка по дому, когда я плелась вечером с работы.

— А вы не собираетесь открыть вечернюю группу? — поинтересовалась она.

— Я и утреннюю не открывала, — устало заметила я.

Соседка не поверила и еще долго неприязненно смотрела мне в спину. Всем вокруг она потом рассказывала, что я хамка. Я это стерпела.

А вот история с заметкой в местной газете заставила меня засучить рукава и призвать всех причастных к ответу.

Заметка называлась: «Избежать летального исхода». В ней говорилось о том, что некоторое время назад я заболела смертельным недугом. Врачи назначили мне срок не более, чем в два месяца. Но я не сложила руки. Занялась физкультурой и полностью исцелилась. Теперь вот помогаю другим, используя свой персональный хитрый комплекс упражнений.

У меня сотни последователей, и попасть в мою группу сложно — уж слишком много желающих. Но можно получить видеозапись занятия по такой-то цене и по такому-то адресу.

Я не пожалела времени и сил, и навестила указанный офис.

— Здесь распространяется чудофизкультура? — спросила я с порога.

— Да-да, заходите, — улыбнулась мне девушка, приподнимаясь из-за стола, заваленного дисками в коробочках.

На первой же коробочке я увидела свою фотографию на фоне знакомой мне беседки. Впрочем, девушка меня не признала. Она скороговоркой сообщила, что является официальным представителем группы «Здоровье по методике Елены Свиридовой» (мои реальные имя и фамилия), сослалась на какие-то международные сертификаты и мнение уважаемых экспертов, а также всесторонние медицинские исследования. Ее речь пестрила заумными научными терминами, призванными окончательно сбить с толку посетителя. Не знай я подноготной, вполне могла бы и поверить.

— Сколько стоит диск? — перебила я девушку, которая, видимо, могла говорить часами, хоть и бессмысленные вещи.

— Всего две тысячи девятьсот девяносто девять рублей по случаю краткосрочной акции, — не мигая, произнесла она. — Завтра устанавливается прежняя цена — пять с половиной.

— Я могу посмотреть, какого качества запись? — еле сдерживая подступающую злость, попросила я.

— Да, конечно, — с готовностью отозвалась девушка и воткнула диск в ноутбук. — Смотрите, — она повернула ко мне экран.

На экране показалась я сама, хлопающая в ладоши и призывающая энтузиастовфизкультурников занять исходное положение. Я так поняла, что кто-то из группы, а может и просто посторонний из-за кустов, тайно записывал занятия. Затем скомпоновал диск и решил навариться, используя меня, как человека, информация о котором уже разошлась не только по району, но и по городу и социальным сетям. Уже давно на страничке «Жизнь нашего города» в одной из популярных сетей висело объявление о месте и времени проведения утренних зарядок для всех желающих. Меня там в шутку именовали гуру. Слово «гуру» было взято в кавычки, что подтверждало шутку. Но в газете и в офисе мошенников все было серьезно.

Я закипела праведным гневом. Защищая свое честное имя, учинила грандиозный скандал. Бедная девушка клялась, что не имеет никакого отношения к афере. Однако меня это мало волновало. Я заставила газету опубликовать опровержение, а также написала заявление в полицию. Мне пообещали, что аферистов обязательно отыщут. Я очень надеюсь, что они получат по заслугам!

Также я очень надеюсь, что для нашей группы отыщется подходящее помещение на зимний период, который уже не за горами. Мы с «коллегами» уже сталкивались с непогодой — дождем и сильным ветром. Сначала мы просто не выходили на улицу, если лил дождь. Но потом решили, что можем на такие моменты переносить занятия под крыло школы, стоящей в соседнем дворе. Школьное крыльцо прикрывает широкий козырек, под которым, если вытянуться в ряд, спокойно помещаются пятнадцать человек. И даже остается место для взмахов руками и ногами. В дождливые дни больше пятнадцати человек никогда не выходило. Так что проблема была удачно решена. А вот что делать зимой?

— Придется нам расстаться до весны, — выражают опасения одни.

— Ни в коем случае, — возражают другие. — Мы можем теплее одеваться.

Однако до меня дошел слух, что о нашей группе уже беспокоится районный депутат. Он ведет переговоры с Домом культуры, что в пяти минутах ходьбы от нашего двора. Договаривается, чтобы для нас по утрам открывали актовый зал на безвозмездной основе. С одной стороны, депутат заботится о своем рейтинге. С другой — постоянной участницей нашей группы является его мама. А мне, по большому счету, нет разницы, какие причины побуждают его суетиться для нашей пользы, главное, чтобы наша спонтанная «группа здоровья» продолжала существовать. За полгода она стала неотъемлемой частью моей жизни.