Российские компании столкнулись с серьезными проблемами при трансграничных расчетах за перевозки, и с каждым новым пакетом санкций проведение таких операций усложняется: деньги за границу идут месяцами, а часть платежей и вовсе отклоняется.
Все это приводит к увеличению издержек, росту стоимости перевозок и непредсказуемым срокам доставки. В итоге перебои отражаются на цене товаров и услуг для конечных потребителей.
Как обстояло дело летом 2024?
Евросоюз 24 июня принял 14-й пакет санкций, который включает запрет для европейских компаний использовать российскую Систему передачи финансовых сообщений (аналог SWIFT). Дополнительные трудности возникли в тот же день, когда Bank of China перестал обрабатывать платежи в юанях от российских банков, включенных в SDN-список Минфина США. Ранее, 12 июня, США внесли в SDN-список Московскую биржу и ее дочерние структуры, что вынудило российскую площадку приостановить торги в долларах и евро.
Как сейчас?
Многие иностранные компании — китайские, турецкие, европейские — отказываются напрямую принимать деньги из России в оплату грузоперевозок, либо отказ исходит от банков, в которых они обслуживаются. Раньше возникавшие проблемы решались, как правило, предоставлением в банк дополнительных документов в рамках комплаенс, сейчас уже и этого не достаточно.
Как это сказывается на грузоперевозчиках?
Ограничения очень ощутимо бьют по карману перевозчиков. По словам представителей логистической компании, подсчитать убытки за одну отправку или за какой-то конкретный период достаточно сложно из-за специфики работы логистических компаний. Эта отрасль часто работает по постоплате.
В целом такая форма работы считается нормальной практикой: грузоотправитель должен быть уверен, что его товар дошел до места назначения в целости и сохранности. Но из-за проблем с трансграничной оплатой платежи за уже выполненные перевозки могут задерживаться на несколько месяцев. Чтобы оплата пошла, факта доставки груза обычно недостаточно, заказчик еще должен получить оригиналы документов.
Таким образом перевозчики фактически на беспроцентной основе кредитуют своих заказчиков, а сами несут расходы, чтобы в принципе выполнить доставку груза.
Меняется ли что-то?
От банков зависит многое, и ведут они себя по-разному. Последние ужесточения исключили возможность импортировать доллары в США через большинство банков. Сотрудничество с теми, кто продолжает работать, складывается в условиях строгого контроля за соблюдением лимитов суммы переводов, которые устанавливают сами банки.
Более мелкие банки не могут участвовать в межбанковских торгах в евро и дирхамах ОАЭ, что делает невозможным проведение платежей из-за отсутствия валюты. На межбанковском рынке валюту могут покупать только крупные игроки, обслуживающие крупных экспортеров, от которых поступает валютная выручка.
Количество банков, работающих с долларами, сократилось, а спрос на открытие счетов в них значительно возрос. Сроки ожидания открытия счета варьируются от месяца до полугода. Мелкие российские банки, где еще доступны операции с USD и EUR, не справляются с потоком заявок.
Европейские кредитно-финансовые учреждения вообще не принимают переводы из России, даже от Газпромбанка, который не под санкциями.
Сколько идут деньги?
Логисты говорят, что сроки переводов — это лотерея. Деньги могут зависнуть на месяц, иногда — на три месяца, потом вернуться обратно либо все-таки дойти. Какой-то платеж может пройти за два-три дня. В зависимости от страны платежи могут идти одну-две недели, но иногда деньги находятся на счете банка-корреспондента до месяца, а затем возвращаются без объяснения причин с формулировкой «политика банка».
Не только Запад?
Сложности с оплатой возникают при взаимодействии практически со всеми странами, с которыми Россия ведет торговлю, в том числе с ЕС, Турцией, Казахстаном, Китаем, стран БРИКС. Все они требуют предоставления полного пакета документов по каждой сделке, включая договоры с контрагентами для подтверждения того, что конечным получателем либо перевозчиком данного груза не является подсанкционная компания.
В 2024 году, сразу после Нового года, массовые проблемы начались с Турцией, потому что турецкие банки тоже приостановили прием платежей из России. С февраля 2024-го аналогичная ситуация сложилась с китайскими компаниями и банками.
Крупнейшие из них стали возвращать платежи с просьбой уточнить характеристики товара и его назначение или вовсе без указания причины.
Какие все-таки есть способы рассчитаться за товары и услуги?
Участники рынка рассказывают, что можно привлекать посредников, либо проводить расчеты не в долларах или евро, а еще некоторые открывают филиалы в третьих странах.
Посредники стоят недешево, плюс зачастую это все равно не прямой платеж от посредника на контрагента. В схему включаются дополнительные прослойки. Комиссия за посреднические услуги составляет 5-8% от суммы, что значительно выше обычных банковских операций и иногда перекрывает всю маржинальность от сделки.
Использование валют третьих стран тоже сопряжено с рядом сложностей. Турецкая лира сейчас популярна, но находится под беспрецедентным инфляционным давлением, и курс крайне волатилен. Дирхам, привязанный к доллару, снижает валютные риски, но присутствуют все те же ограничения на операции. Для работы с Китаем нужно открыть счет в юанях, что долго и непросто: далеко не все китайские банки готовы к токсичным операциям.
Наконец есть третий способ. Часть компаний, как импортеров, так и логистических российских начали открывать свои представительства или филиалы в других странах, таких как Китай, Турция и Казахстан, чтобы расплачиваться за логистику оттуда. Но затраты на открытие своего филиала в дружественной стране влечет иногда очень большие расходы. На фоне того, что этот метод – не панацея для решения проблем – стоит дважды подумать об этом способе.
При задействовании юрисдикции третьих стран комиссия растет на 7 процентных пунктов и более за перевод. Все это ведет к увеличению цены на транспортно-логистические услуги, и «цена в $12 000 за контейнер из Китая уже никого не удивляет». Для сравнения, в мае 2023 года тариф составлял около $6000-6500 за контейнер.
Дольше, дороже, сложнее
Что дальше? Говоря о будущем в новой реальности, опрошенные участники рынка в большинстве своем к оптимизму не склонны. Реакцию рынка на последний пакет санкций можно будет увидеть через два-три месяца, так как сейчас «он адаптируется под настоящие условия, происходит поиск новых финансовых агентов и партнеров».
Некоторые надежды связаны с Китаем и взаимодействием на межгосударственном уровне.
Многие эксперты полагают, что проблему с Китаем удастся решить. Наше государство и власти Китая заинтересованы в продолжении сотрудничества и упрощении всех процедур, связанных с логистикой и расчетами.
Хотя в целом государство как помощник не воспринимается. Бизнес-сообщество тесно и доверительно взаимодействует с банками, вместе пытается справиться с вновь возникающими трудностями в этих жестких санкционных условиях, но без поддержки государства в России скоро может случиться бизнес-коллапс.
Рынок, как всегда, найдет выход в любой ситуации. Но вырастут издержки на трансакции и простои в транзитных схемах доставки, и это все придется учитывать импортерам в конечной стоимости товара. А государству, как всегда, достаточно просто не мешать рынку в урегулировании новых сценариев оплаты транспортно-логистических услуг.
Большинство сходятся в том, что работать станет сложнее и перевозки продолжат дорожать. Пока расширяется список санкционных товаров, расчеты не станут проще, ведь банки продолжат отказывать в переводах, зачастую объясняя это приобретением груза двойного назначения.
В перспективе ближайшего года-двух ситуация лучше не станет и будет только хуже, потому что примерно каждый новый квартал начинается с очередного пакета санкций, который все глубже и глубже забивает гвоздь в крышку изоляции России.
И как только Россия находит новые пути решения, находятся те, кто соответственно вводит очередной пакет санкций и усложняет работу российским импортерам, российским логистическим компаниям. Сколько это может продолжаться? По прогнозам - долго. Нужно готовится к не менее, чем пяти-восьми годам.
Как считаете - сколько продлится данная ситуация? Ваше мнение важно!