Найти тему

«Красноармеец «Захар Иванович» или ЗИС-5 дорожный трудяга»

Осень 2024 года является юбилейной как для предприятия «АЯМтранс» – 95 лет со дня его образования, так и для самого памятника автомобилю ЗиС-5, которому в этом году исполняется 45 лет. Давайте вспомним историческую автобиографию грузовичка, прибывшего на Алданскую землю и прослужившего верой и правдой долгие годы человеку. Каждый житель Алдана знает место, где на века замер на своем пьедестале трудяга северных дорог.

На улицах советских городов и деревень ЗиС-5 появился в годы первой пятилетки, когда началось его серийное производство на 1-м государственном автомобильном заводе имени Иосифа Виссарионовича Сталина, сокращенно – ЗиС, завод имени Сталина. Это была уже третья модель грузовика, освоенного «сталинцами», и собиралась она полностью из отечественных деталей. Его «предком» по праву считался американский двухтонный грузовик Autocar Dispatch SA грузоподъемностью в две тонны. При этом конструкция ЗиС-5 отличалась от американских машин. Основной упор при переносе американской модели на отечественную почву был сделан на упрощение и повышение ремонтопригодности конструкции при одновременном увеличении грузоподъемности и проходимости. Конструкцию разработали практически с нуля инженеры АМО-ЗИС: Е. И. Важинский, В. И. Лялин и Б. Д. Строканов. Главными акцентами при разработке стали упрощение автомобиля и повышение ремонтопригодности. Кроме этого, требовалось повысить качество эксплуатационных характеристик – увеличение проходимости и грузоподъемности автомобиля. Именно его сборку из машинокомплектов освоили на московском заводе первой, а потом принялись модернизировать и адаптировать к отечественной промышленности удачную машину.

Первая партия ЗиС-5, состоящая из 10 машин, была собрана в июне 1933 года. На конвейер ЗиС-5 был поставлен 1 октября 1933 года без предварительной сборки опытного экземпляра, а в 1934-м их выпускали уже по 65 штук в сутки. Грузоподъемность грузовика составляла три тонны. Это было вдвое больше, чем у знаменитой «полуторки». Конструкция ЗиС-5 отличалась простотой и повышенной ремонтопригодностью. Починить машину можно было и в полевых условиях. Запас хода при движении по шоссе составлял 205 км. ЗиС-5 стал первым отечественным автомобилем, получившим в качестве серийного оборудования компрессор для накачки шин. При движении по шоссе он был способен развивать скорость до 60 км/ч. Средняя скорость при движении по шоссе составляла 30 км/ч, а по грунтовой дороге – до 20 км/ч. Основным же недостатком ЗиС-5 являлось то, что у машины ведущими были только задние колеса.

-2

Спрос на «трехтонки» был огромным. Страна спешно воссоздавала, а то и пересоздавала свою промышленность, объемы перевозок были колоссальными, и способный увезти сразу три тонны грузовик был нарасхват. Тем более что зачастую «пятый» мог утащить и больше, причем почти без последствий для трансмиссии и подвески. Среднетоннажный грузовик, которому предстояло вывозить страну из разрухи, воевать на фронтах Великой Отечественной и стать легендой нескольких поколений. Это вообще был простой и удобный в эксплуатации, нетребовательный к качеству ремонта, и при этом грузоподъемный и проходимый автомобиль.

«Захар Иванович» – так уважительно на фронте называли грузовичок-трудягу. Всего было выпущено свыше 571 тысячи этих автомобилей. Это был один из главных автомобилей Красной армии времен Великой Отечественной войны.

Но расслабленности этот автомобиль не прощает. Он строг, грубоват, но прям и честен. Разговаривать в кабине можно только на повышенных тонах – ревет двигатель, громко «поет» трансмиссия. Зато она, как и на других отечественных автомобилях тех лет, усердно тормозит двигателем. Стоит отпустить педаль газа, машина сама замедляется.

-3

Кабину грузовика делали с использованием большого количества деревянных деталей. Никакого отопления или нормальной вентиляции, жесткое крепление к раме. А зимой в кабине ЗиС-5 было немногим теплей, чем на улице. Но тулуп и валенки спасали ситуацию. Так что жизнь шофера была совсем не сахар.

И в мирное время этот автомобиль был востребован и популярен по всему Советскому Союзу. Но внаших северных условиях эксплуатация этого автотранспорта всегда вызывала гораздо больше проблем, чем в других регионах страны.

В октябре 1929 года было создано дорожно-транспортное предприятие «АЯМзолототранс», которое потом было переименовано в АП «АЯМтранс». В этом году предприятию исполняется 95 лет со дня его образования. В 1935 году на это предприятие поступили машины ЗиС-5, к ним цеплялись прицепы и перевозились грузы по 4 тонны.

-4

Из воспоминаний старейшего водителя Василия Архиповича Шаповалова: «После «Ярославца» мне пришлось работать на автомашине АМО, затем на ЗиС-5, на которых мы, шоферы, зимой замерзали, и согреться в кабине не было возможным. Были и такие случаи - включишь первую скорость и держишь одной рукой руль, а сам идешь рядом с машиной, чтобы согреться, а сейчас зимой шофер ведет автомобиль без рукавиц и телогрейки, в кабинах тепло. В те годы было очень трудно в зимнее время ехать по трассе, так как ее очищали от снега клинами, которые тащил трактор. Техники было мало и приходилось неделями стоять, пока прочистят дорогу. На рейс затрачивали 10–15 дней, перевозили 3–4 тонны».

-5

16 октября 1933 года трест «Якзолото» издал приказ об утеплении машин, но он не был выполнен. Указывалась необходимость обязательно иметь утеплительные капоты, заменить целлулоидные оконные рамки деревянными обшитыми кошмой. Но водители просветы рамок завешивали рваными мешками, а вместо капотов при остановках использовали верхнюю одежду, например, фуфайки. Несмотря на холод, люди, привыкшие ездить на телегах и санях, запряженных лошадьми, не особо серьезно относились к утеплению своих железных коней, поэтому из-за халатности случались и трагические ситуации, например, возгорание автомобиля вместе с грузом.

-6

В сложных ситуациях зимнего периода водители проявляли смекалку – чтобы стекло грузовичка не замерзало, возили под сиденьем марлевый мешочек с солью и натирали им стекло. Возникали и экстренные ситуации, а за рулем оказывались женщины. Из воспоминаний староалданцев: «В начале зимы 1935 года на АЯМе застряла в снегу полуторка. Разыгралась пурга. Ремонтный рабочий Павленков пошел к застрявшей машине и предложил шоферу Петуховой и двум пассажирам следовать за ним в будку - переждать непогоду. Но Петухова отказалась бросить почту и денежные посылки. Вместе с пассажирами они набрали веток, устроили около машины шалаш и двое суток отсиживались в нем, пока не кончилась пурга. Над ними образовалась огромная снежная гора. Сами они выбраться из нее не могли. Ремонтные рабочие вместе со снегоочистителем в течение 12 часов откапывали их. Снега в том году действительно было много. Стоило лишь на несколько сантиметров уклониться от наезженной колеи, и машина по самый кузов проваливалась в сугробы.

При слюдяном управлении, находившемся в Алдане, в 1944 году была всего одна машина ЗиС-5 на хозяйственных работах. Шофером на ней работала Мария Георгиевна Старкова (Пономарева). В Алдан она приехала в апреле того же года из Омской области, так как здесь тяжело болела сестра. Профессией шофера она овладела еще до войны.

Сначала Старкова возила для населения дрова. Затем стала ходить в трудные рейсы в Большой Невер. Ехала она однажды из Невера и на будке «Тит» попала в занос. Мело страшно, света не было видно. Старкова закрыла кабину, поставив двигатель на малые обороты, и десять часов ждала, пока утихнет метель и пробьется к ним трактор, чтобы расчистить дорогу».

В Алдане памятник первому автомобилю ЗиС-5 установлен в 1979 году в честь 50-летия образования автомобильного предприятия «АЯМтранс» по улице Мегино-Кангаласской. Памятник разработан и выполнен архитектором И. С. Лукиным, его площадь – 60 кв. м.

Автомобиль ЗиС-5, в простонародье – «трехтонка» или «Захар Иванович», был собран почти с винтика до колесика. И прибыл с Большого Нимныра в Алдан своим ходом, чтобы занять почетное место на постаменте. Это одно из напоминаний о трудных годах освоения и становления Алдана. Вел машину заслуженный старейший водитель, ветеран Великой Отечественной войны Василий Архипович Шаповалов. В Алдане машина была встречена как герой, сделала круг почета и была поставлена на пьедестал с любовью и благодарностью за ее тяжелый труд во время войны и после.

Н. Чигиринова, завотделом АИКМ.

"Алданский рабочий" от 6.09.2024 г.