Не так давно я писала о том, что к 2030 году примерно 85% всех выпускников 9-х классов должны будут продолжить свое обучение в колледжах. Эпоха доступного высшего образования, кажется, подходит к концу.
Эту статью можно прочитать тут.
Я хорошо понимаю интересы государства: стране нужны рабочие руки, а не экономисты-юристы-искусствоведы. На заводах не хватает квалифицированных кадров, а продукция этих заводов очень нужна. Поэтому и систему образования пытаются привести в соответствие интересам государства.
Повторюсь, в колледжи должно будет уходить 85% всех выпускников! Но как довести этот показатель до желаемого, если даже у нас в провинции все равно есть дети, упорно желающие получить высшее образование?
В настоящее время в колледжи у нас уходит порядка 70% детей, а дальше эта цифра не двигается уже несколько лет. 30% детей все равно хотят поступать в вузы. А в больших городах, количество детей, желающих получить высшее образование, еще выше.
И государство придумало шикарный ход.
В школах с учениками 5-9 классов начнут работу учителя-выпускники колледжей.
Сейчас для учителя-предметника наличие высшего образования вроде как обязательно, но скоро такое требование просто исчезнет. Колледжа будет достаточно.
А теперь главный вопрос: будет ли педагог, не имеющий высшего образования, стимулировать своих учеников к получению этого самого высшего образования? Ответ очевиден. Не будет. Потому что сам о нем не имеет никакого понятия. А вот рассказывать о прелестях обучения в колледже точно будет.
Сможет ли такой педагог давать что-то сверх программы одаренным детям? И вообще будет ли он классным специалистом в своем предмете? Тоже не вариант. Скорее всего, обучение будет вестись под девизом «И так сойдет!».
Вот и получится, что даже способные дети будут уходить в колледж, потому что перед глазами не будет у них никакого ориентира. Дома родители-работяги, в школе учителя-недоучки. Выхода нет.
Хорошее образование станет доступно только отдельным категориям граждан.
Я всегда вспоминаю своих школьных учителей (я окончила школу в 1995 году). Какими же профессионалами они были! Мы были уже студентами-первокурсниками, но знали, что к своему учителю всегда можно обратиться за помощью с задачками из вуза или со сложным переводом (интернета тогда не было).
И никогда учителя не отказывали, рассказывали, как надо решить задачу, с листа делали перевод. Такой у них был уровень знаний, что его хватало не только для школьников, но и для студентов! Задачи из УПИ (Уральский политехнический институт) и тексты на иностранном языке из УрГУ (Уральский государственный университет) их не смущали.
А какими специалистами будут учителя-предметники из педагогических колледжей? Конечно, только время покажет.
А как вы относитесь к этой идее: заполнить школу учителями-предметниками без высшего образования?