В начале 80-х годов прошлого века, когда советский военпром достиг высшей точки своего развития, Союз сделал то, что долгие годы не удавалось никому, несмотря на многочисленные попытки. В рамках одной бронированной машины, зенитной самоходной установки, удалось "скрестить" автоматические орудия 30-мм и управляемые ракеты. Комплекс 2К22 доводили до ума долгих 11 лет, и даже в какой-то собирались отказываться от разработки в пользу многозарядных ракетных комплексов. Но скорость реакции пушки оказалась намного выше, чем скорость реакции ракет. В ходе предсерийных испытаний на полигоне "Тунгуска", без особых проблем, сбивала крупнокалиберные реактивные снаряды от "Урагана". Так что комплекс в итоге до ума довели, и приняли на вооружение, а в начале 1990 года ещё и провели модернизацию с учетом появления большого количества малоразмерных угроз. Основной целью "Тунгусок" считались крылатые ракеты типа "Томагавк", американский штурмовик A-10 Thunderbolt II и ударный вертолёт "Апач". Эра беспилотной авиации тогда ещё только начиналась, и, казалось бы, "Тунгуски" могли стать идеальным средством от новой угрозы. Но.
Впрочем, тут мы пытаемся забегать вперёд. В отличие от своей предшественницы "Шилки", дебют "Тунгуски не был таким впечатляющим. В начале 70-х "Шилка" здорово попила крови израильским авиаторам и приземляла не только штурмовики "Скайхоук", но и сверхзвуковые "Фантомы". А во времена "Тунгуски" ударная авиация уже перестала заходить в радиус действия ближних зенитных комплексов. Да и войн, для которых создавалась "Тунгуска", прекрасный образец профильной техники, с огромным конструктивным резервом, тогда не происходило.
В ходе Чеченской компании её частенько использовали как средство огневой поддержки. Но это далеко не безобидное удовольствие для легкобронированной машины. Хотя, конечно, залп у неё не хуже, чем у "Терминатора". А потом наступила эра полукустарных беспилотников, и проблемы "Тунгуски" оказались гораздо глубже и серьезнее, чем у более современных и простых в управлении "Панциря" и "Тора", где гораздо больше решает автоматика, чем сам зенитчик. Успехи же "Тунгуски" впрямую зависели от очень высокой квалификации экипажа. Да и стоила она заметно дороже того же "Панциря"
Почему "Тунгуска" не прижилась в армии, явно уступив по количеству и качеству применения функционально схожему с ней "Панцирю"? Причины здесь две. Первая, это то, что обучение на "Тунгуски" квалифицированного экипажа, процесс намного более сложный, чем подготовка экипажа для "Панциря", где многие процессы автоматизированы. Ну и второе, на поле боя появилось слишком много ударных беспилотников, бороться с которыми "Тунгуска" не может либо в силу ограниченности радиуса действия, либо из-за того, что цель слишком мелкая и маневренная и на её поражение у установки просто не хватает времени реакции. Ну и злобная стая FPV-дронов заклюёт её скорее всего раньше, чем она успеет что-то предпринять.
Увы, но сегодня "Тунгуска" годится только для охраны объектов на значительном удалении от ЛБС. Насколько я знаю, комплексы пытаются адаптировать для защиты критической инфраструктуры внутри России. Сейчас происходит очередной этап модернизации "Тунгусок" и создание законодательной базы для применения её частными военными организациями. Надеюсь, что долго с этим возиться не будут. "Тунгуска" хоть и устарела, но ещё вполне может себя проявить. Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Спасибо!
Читайте ещё: Самый "опасный" танк НАТО "Челленджер-2". "Плохо ездит, плохо стреляет, нудно горит и никак не доедет до поля брани".