Инструкция по постановке целей по SMART
Лидеру важно постоянно учиться. К 2025 году более 800 млн работников в мире будут нуждаться в новых компетенциях, прежде всего в связи с развитием высоких технологий. Находить время на обучение поможет одна из методик целеполагания — SMART. Расскажем, как правильно использовать подход.
Статья входит в образовательную подборку «Лидерская прокачка» для амбициозных карьеристов и линейных руководителей. Из материалов узнаете, как перейти от техничного управления к вдохновляющему лидерству, научитесь развивать в себе лидерские качества и управлять командой в условиях постоянных внешних изменений.
Что означает SMART
Аббревиатура складывается из первых букв критериев, которым должна соответствовать бизнес-цель:
- S — specific, конкретная;
- M — measurable, измеримая;
- A — attainable, достижимая;
- R — relevant, актуальная;
- T — time-bound, ограниченная во времени.
Главное преимущество этой системы в том, что она помогает снять разногласия при постановке целей, а также идеально подойдёт для командной работы.
Семь шагов к постановке целей
Чтобы грамотно поставить цель по SMART, нужно пройти семь шагов.
- Обозначить потребность;
- Убедиться в актуальности цели;
- Конкретизировать цель;
- Определить качественные показатели;
- Поставить дедлайн;
- Проверить план на реалистичность;
- Перенести этапы в планировщик.
Читайте ещё
Лидер наизнанку. Какими стратегиями должен владеть современный руководитель
Эмпатия, любовь к ИТ и быстрая реакция: что ждут от лидеров нового времени
Оптимизм как фактор устойчивости: почему важно сохранять позитивное мышление
Внутренние ритмы: как перестать мучить себя тайм-менеджментом
Шаг 1. Обозначить потребность
Формулировка должна быть чёткой: не «выйти на зарубежный рынок», а «начать поставки товара на рынок Индии».
Шаг 2. Проверить актуальность цели
Сопоставьте затраты на реализацию цели и убедитесь в том, что они оправданы: проанализируйте рынок, ценовую конкурентоспособность продукции, потенциальную динамику объёмов продаж и т. д.
Шаг 3. Конкретизировать цель
Если на втором этапе актуальность цели подтвердилась, определяем товарную и ценовую матрицу поставок, рынки и каналы поставок, продаж.
Шаг 4. Определить количественные показатели
Определяем конкретику: какой объём продукции надо поставить.
Шаг 5. Установить дедлайн
Зафиксируйте реалистичную точку — например, старт продаж через полгода.
Шаг 6. Проверить план на реалистичность
На этом этапе важно убедиться, что всё запланированное ранее соответствует действительности. Например, провести тестовые продажи.
Шаг 7. Поставить цель в планировщик
Всё перечисленное выше нужно оформить в формате, принятом в компании. Расставить задачи для сотрудников, использовать программу-планировщик, составить чек-лист и отмечать выполненное. Определить зону ответственности каждого участника проекта. Лидер должен знать, что именно он делегирует, когда наступает время промежуточного контроля. В идеале каждый сотрудник должен иметь доступ к плану.
Практическое задание
Мысленно выберите 2—3 цели или значимых задачи, над которыми вы сейчас работаете или поставили своей команде. Проанализируйте каждую на соответствие методике SMART:
- Она конкретная?
- Она измеримая?
- Она достижимая?
- Она актуальная?
- Она имеет конкретный дедлайн?
Какие ещё методики постановки целей стоит освоить руководителю? Вот ответ нашего AI-колумниста:
• OKR (Objectives and Key Results) помогает ставить амбициозные цели и измерять результаты, обеспечивая прозрачность и согласованность.
• Hoshin Kanri — японская методика, фокусирующаяся на согласовании стратегий и ежедневных задач, вовлекая все уровни компании.
• Balanced Scorecard (BSC) оценивает выполнение стратегий через финансовые, клиентские и внутренние перспективы. Эти подходы усиливают управление и повышают вероятность достижения целей.
О том, как научиться стратегически мыслить и достигать своих целей в бизнесе, рассказываем здесь.
Больше рекомендаций по прокачке лидерских качеств — на СберПро.
#Лидерскаяпрокачка #Саморазвитие