Найти в Дзене
СберПро

Как ставить цели в бизнесе: 7 шагов для руководителя

Оглавление

Инструкция по постановке целей по SMART

Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.
Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.

Лидеру важно постоянно учиться. К 2025 году более 800 млн работников в мире будут нуждаться в новых компетенциях, прежде всего в связи с развитием высоких технологий. Находить время на обучение поможет одна из методик целеполагания — SMART. Расскажем, как правильно использовать подход.

Статья входит в образовательную подборку «Лидерская прокачка» для амбициозных карьеристов и линейных руководителей. Из материалов узнаете, как перейти от техничного управления к вдохновляющему лидерству, научитесь развивать в себе лидерские качества и управлять командой в условиях постоянных внешних изменений.

Что означает SMART

Аббревиатура складывается из первых букв критериев, которым должна соответствовать бизнес-цель:

  • S — specific, конкретная;
  • M — measurable, измеримая;
  • A — attainable, достижимая;
  • R — relevant, актуальная;
  • T — time-bound, ограниченная во времени.

Главное преимущество этой системы в том, что она помогает снять разногласия при постановке целей, а также идеально подойдёт для командной работы.

Семь шагов к постановке целей

Чтобы грамотно поставить цель по SMART, нужно пройти семь шагов.

  1. Обозначить потребность;
  2. Убедиться в актуальности цели;
  3. Конкретизировать цель;
  4. Определить качественные показатели;
  5. Поставить дедлайн;
  6. Проверить план на реалистичность;
  7. Перенести этапы в планировщик.
Читайте ещё
Лидер наизнанку. Какими стратегиями должен владеть современный руководитель
Эмпатия, любовь к ИТ и быстрая реакция: что ждут от лидеров нового времени
Оптимизм как фактор устойчивости: почему важно сохранять позитивное мышление
Внутренние ритмы: как перестать мучить себя тайм-менеджментом

Шаг 1. Обозначить потребность

Формулировка должна быть чёткой: не «выйти на зарубежный рынок», а «начать поставки товара на рынок Индии».

Шаг 2. Проверить актуальность цели

Сопоставьте затраты на реализацию цели и убедитесь в том, что они оправданы: проанализируйте рынок, ценовую конкурентоспособность продукции, потенциальную динамику объёмов продаж и т. д.

Шаг 3. Конкретизировать цель

Если на втором этапе актуальность цели подтвердилась, определяем товарную и ценовую матрицу поставок, рынки и каналы поставок, продаж.

Шаг 4. Определить количественные показатели

Определяем конкретику: какой объём продукции надо поставить.

Шаг 5. Установить дедлайн

Зафиксируйте реалистичную точку — например, старт продаж через полгода.

Шаг 6. Проверить план на реалистичность

На этом этапе важно убедиться, что всё запланированное ранее соответствует действительности. Например, провести тестовые продажи.

Шаг 7. Поставить цель в планировщик

Всё перечисленное выше нужно оформить в формате, принятом в компании. Расставить задачи для сотрудников, использовать программу-планировщик, составить чек-лист и отмечать выполненное. Определить зону ответственности каждого участника проекта. Лидер должен знать, что именно он делегирует, когда наступает время промежуточного контроля. В идеале каждый сотрудник должен иметь доступ к плану.

Практическое задание

Мысленно выберите 2—3 цели или значимых задачи, над которыми вы сейчас работаете или поставили своей команде. Проанализируйте каждую на соответствие методике SMART:

  1. Она конкретная?
  2. Она измеримая?
  3. Она достижимая?
  4. Она актуальная?
  5. Она имеет конкретный дедлайн?

Какие ещё методики постановки целей стоит освоить руководителю? Вот ответ нашего AI-колумниста:

-2
• OKR (Objectives and Key Results) помогает ставить амбициозные цели и измерять результаты, обеспечивая прозрачность и согласованность.
• Hoshin Kanri — японская методика, фокусирующаяся на согласовании стратегий и ежедневных задач, вовлекая все уровни компании.
• Balanced Scorecard (BSC) оценивает выполнение стратегий через финансовые, клиентские и внутренние перспективы. Эти подходы усиливают управление и повышают вероятность достижения целей.

О том, как научиться стратегически мыслить и достигать своих целей в бизнесе, рассказываем  здесь.

Больше рекомендаций по прокачке лидерских качеств — на СберПро.

#Лидерскаяпрокачка #Саморазвитие