Cruiser Mk.II (A10) — британский танк, разработанный параллельно с танком Cruiser Mk. I (A9), как более тяжёлая пехотная версия крейсерских танков. На практике же, пехотным танком ему стать так и не удалось, оставшись в разряде тяжёлых крейсерских машин. Танков этих было немного, потому они применялись в годы Второй Мировой Войны весьма ограниченно и недолго.
История создания
Для обеспечения высокой скорости передвижения (около 40 км/ч), танк Cruiser Mk.I (он же А9), оснащался бронированием толщиной до 14 мм, что к середине 30-х годов ХХ века было откровенно мало. Также усложняла строительство трёхбашенная компоновка боевой машины, к 1940 году окончательно устаревшая. Но ещё в середине 30-х британские военные поняли недостатки первого «крейсерского танка», после чего запросили у конструкторов новый танк. От него потребовалось усиленного бронирования, при этом допускалось некоторое снижение скорости движения.
Требования к новому танку были изучены Джоном Карденом, и едва ли не чудом можно было счесть то, что они совпали с планами самого Кардена на модернизацию уже серийного к тому моменту Cruiser Mk.I. Так, военные требовали танк, обладающий бронированием в 2,54 см во лбу, с сохранением вооружения – как пулемётного, так и артиллерийского. При этом военные хотели отказаться от дорогих и громоздких башен (как мы помним из предыдущих статей, британские военные силились экономить на вооружении), заменив их довольно массивными коробками.
Однако в серийной модели конструкторы представили несколько иную в сравнении с первой моделью, машину – её бронирование выросло до 30 мм во лбу корпус а и башни, 14 мм по корпусу, а корма башни и корпуса, днище и крыша получили всего по 6 мм. Изменения коснулись и вооружения - изначально были планы на два спаренных пулемёта Vickers в переднем лобовом листе, но впоследствии от них отказались в угоду экономии, заменив их на более совершенные 7,62-мм пулемёты BESA. Именно в таком варианте А10 пошёл в серийное производство, получив название Cruiser Mark II. Всего с июля по декабрь 1939 года было поставлено 175 вагонов компаниями Birmingham Railway Carriage and Wagon Company, Metropolitan-Cammell and Vickers, которые были введены в эксплуатацию до начала 1940 года.
Описание конструкции
В сравнении с первой моделью «Крейсера», Mark II имел несколько заметных отличий, существенно повышающих его боевые характеристики.
Корпус и башня
Как я уже говорил, выросло бронирование танка – лоб корпуса и башни получили по 30 мм бронирования, борта получили по 14 мм, а корма и крыши башни и корпуса, равно как и днище – получили 6 мм брони. Форма корпуса осталась без изменений, разве что малые пулемётные башни удалили из конструкции, заменив их цельной коробкой. Это позволило увеличить боекомплект к пулемётам, а также предоставить механику-водителю чуть больше пространства для управления машиной.
Главным отличием стала новая лобовая часть корпуса. Поскольку на пехотном варианте пулемётных башен не требовалось, от них отказались. Танк получил верхний лобовой лист корпуса с рациональным углом наклона. Была переделана и рубка механика-водителя. На верхнем лобовом листе корпуса появились специальные планки-отбойники, которые должны были отсекать пули и осколки снарядов. Также немного изменилась кормовая часть корпуса в районе моторного отделения. Гораздо меньше бросалась в глаза увеличившаяся толщина брони, это можно было заметить только на стыках листов. Из видимых изменений можно также отметить усиление бронировки механизмов ведущих колёс.
Башня не получила особых изменений – да они ей, в принципе, тоже не были нужны. Это была всё та же, пирамидальной конструкции, лишённая командирской башенки трёхместная обитаемая башня, разработанная по усреднённым запросам на крейсерские машины. Первая серия танков получила башню с усиленным бронированием лобовой части (устанавливали дополнительный экран) – танков в ней было около 40-45 единиц. Но почему-то (как по мне, из-за лишней нагрузки на подвеску и снижения скорости движения) от этого быстро отказались, и остальные танки шли уже без дополнительного экранирования.
Вооружение
Мало что изменилось и в вооружении танка – основным оружием выступала всё та же Ordnance QF 2-pounder – 40-мм противотанковая пушка с длиной ствола в 52 калибра. Комплектовалась она, как и ранее, только снарядами бронебойного типа, что определяло роли танков Mark II не только по бронированию, но и по типу вооружения – британские военные одними из первых смекнули, что подвижная противотанковая артиллерия нужна. Поэтому и комплектовали все свои танки только противотанковыми пушками, снаряжая их только бронебойными снарядами.
В противопехотном вооружении, изменения всё-таки были – вместо уже привычных всем пулемётов Vickers с водяным охлаждением, британские военные захотели более мощные и надёжные пулемёты BESA. На танках первых серий случались совмещения – в артиллерийской установке «спаривали» пулемёт Vickers калибра 7,7 мм с водяным охлаждением, а в рубке на лобовой детали – BESA калибра 7,92 мм. Разность боеприпасов вызывала некоторые недопонимания и негодования среди военных – интендантам теперь нужно было принимать на склад два типа боеприпасов для пулемётов, а самим танкистам – возить два разных боекомплекта, которые можно было перепутать и повредить тем самым оружие. Поэтому на танках второй серии от пулемётов BESA отказались, заменив стволы пулемётов на макеты, но высшее военное руководство Великобритании постановило отказаться от Vickers и в танках третьей серии устанавливались два пулемёта BESA калибра 7,92 мм.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Не изменился в этом танке и двигатель – изначально на него планировали поставить 120-сильный двигатель от Rolls-Royce Phantom II, который показал себя не лучшим образом ещё на испытаниях Cruiser Mark I. Но вспомнив, что масса нового танка выше, а следовательно, нагрузки на двигатель больше, от его использования отказались. Зато использовали спарку рядных шестицилиндровых карбюраторных двигателей от двухэтажного автобуса АЕС суммарной мощностью в 126 лошадиных сил, как и в серийной модели предыдущего танка. Такое решение было надёжнее, но значительно снизило максимальную скорость движения – теперь она не поднималась выше 26 км/ч по шоссе и 13 км/ч по бездорожью. Военным это значительным не показалось – всё равно по бездорожью танк не должен был двигаться быстрее наступающей пехоты.
Ходовая часть была представлена пружинными «свечками» в новой подвеске, соединёнными с полуэллиптическими листовыми рессорами. И всё это было сгруппировано на трёх сблокированных по три опорных колеса тележках при двух натяжителях в передней и задней частях танка. Однако вскоре было обнаружено, что машина в целом плохо управляется (лучше, чем предыдущая модель, но всё равно плохо) и имеет старую проблему с креплением гусеничного двигателя — он мог запросто слететь на ходу. Решение искали, но так и не нашли – по заявлениям Роберта Криспа и Роберта Уотта, около 90% танков, использовавшихся в Греции в 1941 году, было потеряно именно из-за механических поломок, в том числе и слетевших гусениц. Боевые повреждения они получали после, если оказывали сопротивление немецким войскам.
Боевое применение
Mark II не оказался удачным британским танком – сказывался целый ряд компромиссов в области экономии средств и веяний времени (без ведения боевых действий создать удачную боевую машину практически нереально – этого тогда ещё не понимал никто). Танку определенно не хватало защиты, чтобы его можно было назвать полноценным пехотным танком. Во время битвы за Францию, где первые два десятка машин, поставленных в распоряжение 1 танковой дивизии, Mark II показали себя плохо. Низкая скорость движения, хрупкие гусеницы и множественные недостатки ходовой части – всё это «наложилось одно на другое».
Немного лучше показали себя Mark II в Северной Африке – сухой климат, равнинная местность и достаточно мягкие грунты сделали своё дело. 2-фунтовой пушки с лихвой хватало на борьбу с итальянскими танками, а операция «Компас» (когда британские войска смогли вычистить Ливию и Абиссинию от войск противника) своим успехом во многом обязана именно танкам. Но надо учитывать, что итальянские танки тех лет тоже не были верхом инженерно-конструкторской мысли и обладали достаточно слабым бронированием.
Примерно аналогичная ситуация сложилась в Греции, где около 60 Cruiser Mark II были серьёзной угрозой для лёгких немецких танков Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw. II – их броню двухфунтовая пушка брала с лёгкостью, а оружие немецких танков (они вооружались пулемётами) навредить британским танкам не могло. Ситуацию в Греции изменило (в пользу для германских войск) появление на фронте 37-мм противотанковых пушек Pak 36 и танков Pz.Kpfw. III, вооружённых аналогичными орудиями. Вот они уже били британские танки, как говорится, «на ура» - броня пробивалась практически с одного выстрела. Большинство танков Cruiser Mark II в Греции было подбито, выведено из строя или брошено уже в апреле 1941 года, спустя полтора года с момента принятия их на вооружение.
Заключение
Cruiser Mark II, конечно же, можно заклеймить «плохим танком» - но я скажу, что виной тому не качество его производства (его можно было отладить при необходимости), а вынужденная экономия. Создавать хорошую боевую технику в условиях ограниченных финансов можно – как пример можно привести советский танк Т-34, но без оглядки на тенденции в мировом танкостроении это невозможно. Таким образом, британцы вроде бы и дали армии новый танк, но в подобных условиях он стал своеобразным «выстрелом в ногу».
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!