Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Cruiser Mk. II - попытка соединить крейсерский танк с пехотным, 1936

Оглавление

Cruiser Mk.II (A10) — британский танк, разработанный параллельно с танком Cruiser Mk. I (A9), как более тяжёлая пехотная версия крейсерских танков. На практике же, пехотным танком ему стать так и не удалось, оставшись в разряде тяжёлых крейсерских машин. Танков этих было немного, потому они применялись в годы Второй Мировой Войны весьма ограниченно и недолго.

Недопехотный и перекрейсерский танк Cruiser Mark II. Фотография в свободном доступе.
Недопехотный и перекрейсерский танк Cruiser Mark II. Фотография в свободном доступе.

История создания

Для обеспечения высокой скорости передвижения (около 40 км/ч), танк Cruiser Mk.I (он же А9), оснащался бронированием толщиной до 14 мм, что к середине 30-х годов ХХ века было откровенно мало. Также усложняла строительство трёхбашенная компоновка боевой машины, к 1940 году окончательно устаревшая. Но ещё в середине 30-х британские военные поняли недостатки первого «крейсерского танка», после чего запросили у конструкторов новый танк. От него потребовалось усиленного бронирования, при этом допускалось некоторое снижение скорости движения.

Предсерийный прототип А10, без установки пулемётной рубки в носовой части. Фотография в свободном доступе.
Предсерийный прототип А10, без установки пулемётной рубки в носовой части. Фотография в свободном доступе.

Требования к новому танку были изучены Джоном Карденом, и едва ли не чудом можно было счесть то, что они совпали с планами самого Кардена на модернизацию уже серийного к тому моменту Cruiser Mk.I. Так, военные требовали танк, обладающий бронированием в 2,54 см во лбу, с сохранением вооружения – как пулемётного, так и артиллерийского. При этом военные хотели отказаться от дорогих и громоздких башен (как мы помним из предыдущих статей, британские военные силились экономить на вооружении), заменив их довольно массивными коробками.

Чертёж-схема с размерами Cruiser Mark II. Фотография в свободном доступе.
Чертёж-схема с размерами Cruiser Mark II. Фотография в свободном доступе.

Однако в серийной модели конструкторы представили несколько иную в сравнении с первой моделью, машину – её бронирование выросло до 30 мм во лбу корпус а и башни, 14 мм по корпусу, а корма башни и корпуса, днище и крыша получили всего по 6 мм. Изменения коснулись и вооружения - изначально были планы на два спаренных пулемёта Vickers в переднем лобовом листе, но впоследствии от них отказались в угоду экономии, заменив их на более совершенные 7,62-мм пулемёты BESA. Именно в таком варианте А10 пошёл в серийное производство, получив название Cruiser Mark II. Всего с июля по декабрь 1939 года было поставлено 175 вагонов компаниями Birmingham Railway Carriage and Wagon Company, Metropolitan-Cammell and Vickers, которые были введены в эксплуатацию до начала 1940 года.

Описание конструкции

В сравнении с первой моделью «Крейсера», Mark II имел несколько заметных отличий, существенно повышающих его боевые характеристики.

Корпус и башня

Как я уже говорил, выросло бронирование танка – лоб корпуса и башни получили по 30 мм бронирования, борта получили по 14 мм, а корма и крыши башни и корпуса, равно как и днище – получили 6 мм брони. Форма корпуса осталась без изменений, разве что малые пулемётные башни удалили из конструкции, заменив их цельной коробкой. Это позволило увеличить боекомплект к пулемётам, а также предоставить механику-водителю чуть больше пространства для управления машиной.

Уже серийный, но ещё без курсового пулемёта - Cruiser Mk.II прибыл в порт Каира. Фотография в свободном доступе.
Уже серийный, но ещё без курсового пулемёта - Cruiser Mk.II прибыл в порт Каира. Фотография в свободном доступе.

Главным отличием стала новая лобовая часть корпуса. Поскольку на пехотном варианте пулемётных башен не требовалось, от них отказались. Танк получил верхний лобовой лист корпуса с рациональным углом наклона. Была переделана и рубка механика-водителя. На верхнем лобовом листе корпуса появились специальные планки-отбойники, которые должны были отсекать пули и осколки снарядов. Также немного изменилась кормовая часть корпуса в районе моторного отделения. Гораздо меньше бросалась в глаза увеличившаяся толщина брони, это можно было заметить только на стыках листов. Из видимых изменений можно также отметить усиление бронировки механизмов ведущих колёс.

Серийная сборка танков. Фотография в свободном доступе.
Серийная сборка танков. Фотография в свободном доступе.

Башня не получила особых изменений – да они ей, в принципе, тоже не были нужны. Это была всё та же, пирамидальной конструкции, лишённая командирской башенки трёхместная обитаемая башня, разработанная по усреднённым запросам на крейсерские машины. Первая серия танков получила башню с усиленным бронированием лобовой части (устанавливали дополнительный экран) – танков в ней было около 40-45 единиц. Но почему-то (как по мне, из-за лишней нагрузки на подвеску и снижения скорости движения) от этого быстро отказались, и остальные танки шли уже без дополнительного экранирования.

Вооружение

Мало что изменилось и в вооружении танка – основным оружием выступала всё та же Ordnance QF 2-pounder – 40-мм противотанковая пушка с длиной ствола в 52 калибра. Комплектовалась она, как и ранее, только снарядами бронебойного типа, что определяло роли танков Mark II не только по бронированию, но и по типу вооружения – британские военные одними из первых смекнули, что подвижная противотанковая артиллерия нужна. Поэтому и комплектовали все свои танки только противотанковыми пушками, снаряжая их только бронебойными снарядами.

Под названием 2В53 в Китае использовали чешский аналог пулемёта BESA - ZB-53. Фотография в свободном доступе.
Под названием 2В53 в Китае использовали чешский аналог пулемёта BESA - ZB-53. Фотография в свободном доступе.

В противопехотном вооружении, изменения всё-таки были – вместо уже привычных всем пулемётов Vickers с водяным охлаждением, британские военные захотели более мощные и надёжные пулемёты BESA. На танках первых серий случались совмещения – в артиллерийской установке «спаривали» пулемёт Vickers калибра 7,7 мм с водяным охлаждением, а в рубке на лобовой детали – BESA калибра 7,92 мм. Разность боеприпасов вызывала некоторые недопонимания и негодования среди военных – интендантам теперь нужно было принимать на склад два типа боеприпасов для пулемётов, а самим танкистам – возить два разных боекомплекта, которые можно было перепутать и повредить тем самым оружие. Поэтому на танках второй серии от пулемётов BESA отказались, заменив стволы пулемётов на макеты, но высшее военное руководство Великобритании постановило отказаться от Vickers и в танках третьей серии устанавливались два пулемёта BESA калибра 7,92 мм.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Не изменился в этом танке и двигатель – изначально на него планировали поставить 120-сильный двигатель от Rolls-Royce Phantom II, который показал себя не лучшим образом ещё на испытаниях Cruiser Mark I. Но вспомнив, что масса нового танка выше, а следовательно, нагрузки на двигатель больше, от его использования отказались. Зато использовали спарку рядных шестицилиндровых карбюраторных двигателей от двухэтажного автобуса АЕС суммарной мощностью в 126 лошадиных сил, как и в серийной модели предыдущего танка. Такое решение было надёжнее, но значительно снизило максимальную скорость движения – теперь она не поднималась выше 26 км/ч по шоссе и 13 км/ч по бездорожью. Военным это значительным не показалось – всё равно по бездорожью танк не должен был двигаться быстрее наступающей пехоты.

Mark II на испытаниях. Фотография в свободном доступе.
Mark II на испытаниях. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть была представлена пружинными «свечками» в новой подвеске, соединёнными с полуэллиптическими листовыми рессорами. И всё это было сгруппировано на трёх сблокированных по три опорных колеса тележках при двух натяжителях в передней и задней частях танка. Однако вскоре было обнаружено, что машина в целом плохо управляется (лучше, чем предыдущая модель, но всё равно плохо) и имеет старую проблему с креплением гусеничного двигателя — он мог запросто слететь на ходу. Решение искали, но так и не нашли – по заявлениям Роберта Криспа и Роберта Уотта, около 90% танков, использовавшихся в Греции в 1941 году, было потеряно именно из-за механических поломок, в том числе и слетевших гусениц. Боевые повреждения они получали после, если оказывали сопротивление немецким войскам.

Боевое применение

Mark II не оказался удачным британским танком – сказывался целый ряд компромиссов в области экономии средств и веяний времени (без ведения боевых действий создать удачную боевую машину практически нереально – этого тогда ещё не понимал никто). Танку определенно не хватало защиты, чтобы его можно было назвать полноценным пехотным танком. Во время битвы за Францию, где первые два десятка машин, поставленных в распоряжение 1 танковой дивизии, Mark II показали себя плохо. Низкая скорость движения, хрупкие гусеницы и множественные недостатки ходовой части – всё это «наложилось одно на другое».

Cruiser Mark II - едва ли не единственная фотография из Франции, где танк цел и невредим. Фотография в свободном доступе.
Cruiser Mark II - едва ли не единственная фотография из Франции, где танк цел и невредим. Фотография в свободном доступе.

Немного лучше показали себя Mark II в Северной Африке – сухой климат, равнинная местность и достаточно мягкие грунты сделали своё дело. 2-фунтовой пушки с лихвой хватало на борьбу с итальянскими танками, а операция «Компас» (когда британские войска смогли вычистить Ливию и Абиссинию от войск противника) своим успехом во многом обязана именно танкам. Но надо учитывать, что итальянские танки тех лет тоже не были верхом инженерно-конструкторской мысли и обладали достаточно слабым бронированием.

Примерно аналогичная ситуация сложилась в Греции, где около 60 Cruiser Mark II были серьёзной угрозой для лёгких немецких танков Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw. II – их броню двухфунтовая пушка брала с лёгкостью, а оружие немецких танков (они вооружались пулемётами) навредить британским танкам не могло. Ситуацию в Греции изменило (в пользу для германских войск) появление на фронте 37-мм противотанковых пушек Pak 36 и танков Pz.Kpfw. III, вооружённых аналогичными орудиями. Вот они уже били британские танки, как говорится, «на ура» - броня пробивалась практически с одного выстрела. Большинство танков Cruiser Mark II в Греции было подбито, выведено из строя или брошено уже в апреле 1941 года, спустя полтора года с момента принятия их на вооружение.

Заключение

Cruiser Mark II, конечно же, можно заклеймить «плохим танком» - но я скажу, что виной тому не качество его производства (его можно было отладить при необходимости), а вынужденная экономия. Создавать хорошую боевую технику в условиях ограниченных финансов можно – как пример можно привести советский танк Т-34, но без оглядки на тенденции в мировом танкостроении это невозможно. Таким образом, британцы вроде бы и дали армии новый танк, но в подобных условиях он стал своеобразным «выстрелом в ногу».

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!