Добрый день, мой читатель, коллега, клиент и просто прохожий!
Травма затрудняет сепарацию. Нарушается контакт. Пространство между или стирается или становиться таким, что близость невозможна!
Дело в том, что травма затягивает…
Затягивает в детское состояние.
Кому-то это откровенно удобно, кого-то держит страх, кого-то обида или/и другие чувства.
Часто все эти чувства переплетены.
Детский травматический опыт невозможно преодолеть без признания себя взрослым.
Шаги:
Поэтому первый шаг к сепарации:
- Признание себя взрослым.
Сюда же входит проработка обиды к родителям.
Быть взрослым, значит перестать выставлять счета за свое трудное детство!
И сюда же относится то самое принятие родителей такими какие они есть, то есть полное понимание, что их (родителей) не изменить, как бы грустно и печально не было (то есть в особых случаях сюда же включается еще и процесс горевания как утраты образа идеального родителя.
- Признание и принятие собственных эмоций.
Особенно детских обид, так как они влияют на взрослую жизнь.
Это важное место, понять, что я из детской части все еще обижаюсь и надеюсь получить от родителя то, чего он мне взрослому дать не может.
То есть, осознать обиду и понять, как я могу сам закрыть свои потребности.
- Найти и, если необходимо вырастить внутренний опоры.
Обнаружить точку на которою можно опереться и от которой можно оттолкнуться и шагнуть во взрослость и ответственность.
Место сложное и невозможное до тех пор, пока границы и опоры не стабильны.
Но как только появляется / восстанавливается устойчивое Я, можно строить планы и ставить цели.
И конечно, опираясь на себя можно возвращаться к своим смыслам и создавать их.
Из осмысленного состояния простраивается жизнь, то есть человек может сам себя организовать, то есть придумать для себя сам, что, как и где он хочет делать.
Все три условия становятся фундаментом взрослости и позволяют качественно менять жизнь, в соответствии со своими желаниями, потребностями, ценностями и смыслами.
Из этой точки человек уже не зависит от чужих эмоций и может справляться со своими, не ожидает, а делает, и не обвиняет кого бы то ни было (в первую очередь родителей) в том, что его жизнь не сложилась, а сам определяет что он лично может сделать здесь и сейчас, чтобы улучшить качество жизни.
И конечно, - делает!
Автор: Сердюк Алевтина Александровна
Психолог, Терапевт ЭОТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru