Продолжая цикл статей про железные дороги, сегодня захотелось написать не совсем обычную статью. Ведь до этого все статьи были посвящены маршрутам поездов, их скоростям. И лишь в одной статье про поезд сообщением Новосибирск-Адлер мы вспомнили самую жуткую аварию на железной дороге в СССР. Прочитать эту статью можно по ссылке ниже:
И вот сегодня я решил написать небольшую публикацию про катастрофу, произошедшую на еще даже не введенной официально в эксплуатацию Николаевской железной дороге. У этих событий была небольшая предыстория. Несмотря на то, что торжественное открытие движения по Николаевской дороге произойдет лишь в ноябре 1851 года (1 ноября по старому стилю или 13 ноября по новому), поезда, в том числе и с пассажирами начали ходить по ней уже в августе того года. Например, есть документальные подтверждения, что в период с 14 по 16 августа по старому стилю из Петербурга в Москву по железной дороге были перевезены два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полка. И для этого потребовалось аж девять поездов. А 19 августа 1851 года из Петербурга в Москву отправился поезд, перевозивший самого Императора Николая I. Поезд вышел из Петербурга в 4 утра. Вот не спалось же Императору. Видимо, очень хотел своими глазами посмотреть все окрестности в светлое время суток, а в Петербурге в августе светает еще достаточно рано. В Москву поезд прибыл через 19 часов, то есть около 11 вечера. Известно, что этот императорский поезд состоял из 9 вагонов.
Николай I оказался очень впечатлен поездкой. А вот Императрица ехать наотрез отказалась. Оказавшись в Москве Император каждый день посылал письма жене и также на ежедневной основе получал ответы, переправляемые как раз поездами. Однако по какой-то причине 3 сентября (по старому стилю) ответ не был получен (то ли Императрица задержала его и его просто не успели доставить к поезду, то ли поезд где-то остановился в пути по причине поломки. В общем, Николай Павлович не получил ежедневный конверт от августейшей супруги. Телеграфа в те годы не было, телефона тем более. В результате, граф Петр Андреевич Клейнмихель, который был главноуправляющим путей сообщения и лично курировал строительство Николаевской железной дороги, в срочном порядке отправляет из Москвы в направлении Петербурга еще один поезд, о котором естественно практически ничего не было известно. Правда, по другим сведениям поезд этот был вполне объявленным, состоял из вагонов II класса, в одном из которых ехал и генерал-адъютант Огарев с супругой. По другим, поезд состоял из одного единственного вагона, в котором ехал тогда еще полковник, а в будущем - министр путей сообщения - Павел Мельников, который и был направлен для выяснения обстоятельств задержки почты. Причем в эту вторую версию верится больше, поскольку Мельников после себя оставил мемуары, в которых подробно описана катастрофа. То есть, что он был ее невольным участником - это точно не отрицается.
Причины же катастрофы были следующие. Со стороны Петербурга следовал поезд по правильному (правому, как его тогда называли) пути. Поезд со стороны Москвы, в котором и ехал Мельников, шел по неправильному пути,поскольку на ремонт был закрыт некий мост. В районе Клина поезда и столкнулись друг с другом. Установить место столкновения точно мне так и не удалось. Прочитал штук 10 статей, но даже приближенные ориентиры не указываются. Просто - в районе Клина. Есть, правда, некий вспомогательный ориентир - крутой поворот. В настоящее время в относительной близости от Клина таких поворотов два. Один после Покровки (ближе к Москве от Клина). А второй - возле Редкино (ближе к Твери). Есть небольшой изгиб и совсем рядом со станцией Клин, но там угол поворота небольшой совсем. Источник, указывающий на пассажира Огарева, утверждает, что катастрофа произошла все-таки на участке Клин-тверь. Я же больше склоняюсь к Покровке.
Вот изгиб железной дороги у Покровки:
А вот у Редкино:
Но я бы сказал, что если бы катастрофа была под Редкино, то ее нужно было бы уже отождествлять скорее с Тверью, а не Клином.
Оба машиниста погибли, как и один помощник. Кочегар выжил. Обвинять в катастрофе было фактически некого, но именно после этого на Николаевской дороге очень серьезно озаботились правилами безопасности.
Вот такая история произошла на российских железных дорогах в сентябре 1851 года. Про следующую катастрофу на российских железных дорогах можно почитать по ссылке ниже:
Спасибо, что следите за каналом!