Найти тему

4 сентября 1851 года произошла железнодорожная катастрофа недалеко от станции Клин

Продолжая цикл статей про железные дороги, сегодня захотелось написать не совсем обычную статью. Ведь до этого все статьи были посвящены маршрутам поездов, их скоростям. И лишь в одной статье про поезд сообщением Новосибирск-Адлер мы вспомнили самую жуткую аварию на железной дороге в СССР. Прочитать эту статью можно по ссылке ниже:

И вот сегодня я решил написать небольшую публикацию про катастрофу, произошедшую на еще даже не введенной официально в эксплуатацию Николаевской железной дороге. У этих событий была небольшая предыстория. Несмотря на то, что торжественное открытие движения по Николаевской дороге произойдет лишь в ноябре 1851 года (1 ноября по старому стилю или 13 ноября по новому), поезда, в том числе и с пассажирами начали ходить по ней уже в августе того года. Например, есть документальные подтверждения, что в период с 14 по 16 августа по старому стилю из Петербурга в Москву по железной дороге были перевезены два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полка. И для этого потребовалось аж девять поездов. А 19 августа 1851 года из Петербурга в Москву отправился поезд, перевозивший самого Императора Николая I. Поезд вышел из Петербурга в 4 утра. Вот не спалось же Императору. Видимо, очень хотел своими глазами посмотреть все окрестности в светлое время суток, а в Петербурге в августе светает еще достаточно рано. В Москву поезд прибыл через 19 часов, то есть около 11 вечера. Известно, что этот императорский поезд состоял из 9 вагонов.

Московский вокзал Санкт-Петербурга. Фото с сайта https://na-poezde.ru/vokzaly/moskovskij-vokzal/. Взято с Яндекс.Картинки
Московский вокзал Санкт-Петербурга. Фото с сайта https://na-poezde.ru/vokzaly/moskovskij-vokzal/. Взято с Яндекс.Картинки

Николай I оказался очень впечатлен поездкой. А вот Императрица ехать наотрез отказалась. Оказавшись в Москве Император каждый день посылал письма жене и также на ежедневной основе получал ответы, переправляемые как раз поездами. Однако по какой-то причине 3 сентября (по старому стилю) ответ не был получен (то ли Императрица задержала его и его просто не успели доставить к поезду, то ли поезд где-то остановился в пути по причине поломки. В общем, Николай Павлович не получил ежедневный конверт от августейшей супруги. Телеграфа в те годы не было, телефона тем более. В результате, граф Петр Андреевич Клейнмихель, который был главноуправляющим путей сообщения и лично курировал строительство Николаевской железной дороги, в срочном порядке отправляет из Москвы в направлении Петербурга еще один поезд, о котором естественно практически ничего не было известно. Правда, по другим сведениям поезд этот был вполне объявленным, состоял из вагонов II класса, в одном из которых ехал и генерал-адъютант Огарев с супругой. По другим, поезд состоял из одного единственного вагона, в котором ехал тогда еще полковник, а в будущем - министр путей сообщения - Павел Мельников, который и был направлен для выяснения обстоятельств задержки почты. Причем в эту вторую версию верится больше, поскольку Мельников после себя оставил мемуары, в которых подробно описана катастрофа. То есть, что он был ее невольным участником - это точно не отрицается.

Ленинградский вокзал. Москва. Фото с сайта https://nemiga.info/moskva/leningradsky-vokzal-moskve.htm. Взято с Яндекс.Картинки
Ленинградский вокзал. Москва. Фото с сайта https://nemiga.info/moskva/leningradsky-vokzal-moskve.htm. Взято с Яндекс.Картинки

Причины же катастрофы были следующие. Со стороны Петербурга следовал поезд по правильному (правому, как его тогда называли) пути. Поезд со стороны Москвы, в котором и ехал Мельников, шел по неправильному пути,поскольку на ремонт был закрыт некий мост. В районе Клина поезда и столкнулись друг с другом. Установить место столкновения точно мне так и не удалось. Прочитал штук 10 статей, но даже приближенные ориентиры не указываются. Просто - в районе Клина. Есть, правда, некий вспомогательный ориентир - крутой поворот. В настоящее время в относительной близости от Клина таких поворотов два. Один после Покровки (ближе к Москве от Клина). А второй - возле Редкино (ближе к Твери). Есть небольшой изгиб и совсем рядом со станцией Клин, но там угол поворота небольшой совсем. Источник, указывающий на пассажира Огарева, утверждает, что катастрофа произошла все-таки на участке Клин-тверь. Я же больше склоняюсь к Покровке.

Клин. Станция. Фото с сайта https://susanintop.com/sight/zheleznodorozhnyj-vokzal-16. Взято с Яндекс.Картинки
Клин. Станция. Фото с сайта https://susanintop.com/sight/zheleznodorozhnyj-vokzal-16. Взято с Яндекс.Картинки

Вот изгиб железной дороги у Покровки:

Яндекс.Карты
Яндекс.Карты

А вот у Редкино:

Яндекс.Карты
Яндекс.Карты

Но я бы сказал, что если бы катастрофа была под Редкино, то ее нужно было бы уже отождествлять скорее с Тверью, а не Клином.

Оба машиниста погибли, как и один помощник. Кочегар выжил. Обвинять в катастрофе было фактически некого, но именно после этого на Николаевской дороге очень серьезно озаботились правилами безопасности.

Вот такая история произошла на российских железных дорогах в сентябре 1851 года. Про следующую катастрофу на российских железных дорогах можно почитать по ссылке ниже:

Спасибо, что следите за каналом!