Вчера у нас был Ленинабад, а сегодня - Ленинакан. Как надеюсь помнят постоянные читатели, Ленинабад в 1991 году переименовали в Худжанд. Та же участь постигла и Ленинакан. И даже немного раньше. Еще в 1990 году город стал именоваться сначала Кумайри, а затем в 1991 - Гюмри. И если Худжанд - это второй по величине город Таджикистана, то Гюмри - это второй по величине город Армении. Кстати, в последние почти 100 лет существования Российской Империи он еще успел побыть Александрополем. Здесь отлично сохранилась Черная крепость. Ее построили на случай очередной войны с Турцией, ведь эта территория и отошла то к России лишь в первой четверти XIX века. А до границы с Турцией здесь гораздо ближе чем до Еревана и Тбилиси. Правда, за всю историю своего существования крепость в осаде ни разу так и не побывала (хотя рядом бои шли, например, во время Крымской войны). А вот тюрьмой и складом побывать успела. Кстати, еще до закладки крепости здесь проездом побывал А.С. Пушкин. Естественно во время путешествия в Арзрум. Ну да про поездки Пушкина на канале было три десятка публикаций. Вот ниже ссылка на нужную:
Уже после закладки крепости в этих местах побывал и сам император - Николай I. И Александрополем он стал не в честь Александра I, а в честь супруги Николая I - Александры Федоровны.
Расположен Ленинакан на очень приличной высоте - более 1500 метров над уровнем моря. Вот так посмотришь на городские фотографии, и создается впечатление, что вокруг какая-то равнина. На самом деле до гор совсем недалеко. И до гор очень высоких. Просто, несмотря на такую высоту местоположения, расположен город в Ширакской котловине, которую со всех сторон окружают хребты и их отроги. Вот на топографической карте желтое пятно в центре - это как раз расположение Гюмри. А в округе куда как более высокие горы (например, максимальная высота горного массива Арагац - 4090 метров над уровнем моря):
А вот в 1898 году в эти края пришла железная дорога. Причем сразу же стало очевидно, что Александрополь станет важным железнодорожным узлом. Ведь железная дорога прямо веером расходилась из этой точки на карте в разных направлениях. Уже через год была открыта дорога на Карс, еще через год - на Эривань. Ну а в первом десятилетии ХХ века на Джульфу и Тебриз. Город был третьим по значению в Закавказье после Тбилиси и Баку, обгоняя даже Ереван.
Ну а в 1924 году город станет Ленинаканом (после смерти вождя мирового пролетариата). Многие местные жители видели в таком переименовании дурной знак, а когда в октябре 1926 года здесь ударило сильное землетрясение, то это также было тут же увязано с переименованием. Ну а в декабре 1988 года накануне моего дня рождения в регионе произошло еще одно сильнейшее землетрясение.
В общем, это достаточно крупный и широко известный город в Армении. Поезда сюда пошли сразу же после строительства железной дороги. И еще в 1936 году сюда приходило как минимум три поезда со стороны Тбилиси (220 км по железной дороге согласно справочника 1936 года) и три - со стороны Эривани (155 км). Давайте оценим их время. Итак, со стороны Тбилиси:
- № 77 - 13:00 - 22:39, то есть на 220 км время в пути 9 часов 39 минут.
- № 55 - 18:55 - 4:41, 9 часов 46 минут;
- № 57 - 22:45 - 7:53, 9 часов 08 минут.
После остановки (максимум 19 минут), поезда продолжали свое движение в направлении Эривани.
- № 77 - 22:56 - 04:02, то есть на 155 км время в пути 5 часов 04 минуты (скорость на этом участке была гораздо выше, чем на предыдущем).
- № 55 - 05:00 - 10:00, то есть ровно 5 часов со средней более 30 км/ч;
- № 57 - 08:10 - 12:33, 4 часа 23 минут - и это вообще достойный результат.
Поезд № 77 продолжал движение далее на Джульфу, куда прибывал в 11:30.
В первый послевоенный год на участке Тбилиси-Ереван через Ленинакан осталось два поезда (время указано по схеме Тбилиси - Ленинакан (пр / отпр) - Ереван):
- № 51 - 14:50 - 23:27 / 23:52 - 05:05;
- № 53 - 23:20 - 10:15 / 10:40 - 16:40.
Налицо существенное замедление на каждом из участков, хотя, например, поезд № 51 шел с очень малым количеством остановок.
Но тот же справочник 1946 года содержит поезда по еще одной ветке, которая отходила от Ленинакана - на Артик. Она очень небольшая - в те годы была всего 25 км, а время в пути у пары обслуживающих ее поездов составляло 56 минут.
Прошло еще 15 лет. В Ленинакан прибывало уже 4 поезда дальнего следования:
- № 33/34 сообщением Москва-Ереван. Участок Тбилиси - Ленинакан - Ереван он преодолевал по следующем графику: 21:23 - 3:36 / 3:46 - 7:30 (то есть на весь участок от Тбилиси до Еревана уходило 10 часов 07 минут);
- № 73/74 сообщением Тбилиси-Ереван - 10:51 - 17:43/17:53 - 22:20 (итого 10 часов 29 минут - всего на 22 минуты дольше, но остановок у него было гораздо больше, чем у предыдущего);
- № 75/76 - и это тоже Тбилиси-Ереван - 18:00 - 2:12 / 2:24 - 7:57 (как-то уж очень долго он следовал, хотя число остановок практически совпадало с № 73/74)
- №95/96 сообщением Ленинакан-Ереван - 00:02 - 4:40.
И ветку на Артик продлили еще дальше на 7 км. Теперь поезда ходили до станции Пемзашен, время в пути на 32 км около 1,5 часов.
Вот мы и нашли первый поезд из Ленинакана. А в 1969 году его не стало. Поезд № 95/96 стал № 295/296, и его продлили до Кировакана. Но в целом движение через Ленинакан стало еще более интенсивным:
- № 33 - Москва-Ереван - 5:24 - 10:51 / 11:06 - 13:50 (то есть весь маршрут до Ереван от Тбилиси теперь был 8 часов 26 минут);
- № 167/168 - еще один Москва-Ереван - 23:05 - 5:11 / 5:26 - 8:27 (общее время 9 часов 22 минуты);
- № 183/184 сообщением Кисловодск - Ереван (летний) - 01:54 - 8:14 / 8:25 - 12:18 (итого 10 часов 24 минуты);
- № 187/188 сообщением Сочи-Ереван (довелось мне на нем проехаться в 1984 году, не очень он был хороший по моим воспоминаниям, грязный, окна все пыльные до такой степени, что ничего толком не было видно) (тоже летний) - 0:20 - 7:20 / 7:31 - 11:11 (10 часов 51 минута);
- № 273/274 сообщением Тбилиси-Ереван - 18:06 - 1:42 / 1:52 - 5:56 (итого аж 11 часов 50 минут);
- № 275/276 еще один сезонный Тбилиси-Ереван - 23:30 - 5:52 / 6:02 - 9:13 (время в пути 9 часов 43 минуты).
А кроме того, в справочнике приводятся снова два поезда на Пемзашен и еще один совсем короткий до деревни Ахурян, что вообще лишь в 13 км от Ленинакана.
Прошло еще 11 лет. Кисловодского поезда я в справочнике не нашел. Но есть Ереван-Ростов-на-Дону. И появился еще один - Ереван-Шагали, который тоже следовал через Ленинакан. Вот время самого быстрого из них - знаменитого № 55/56 "Дружба": 22:08 - 3:39 / 4:02 - 7:10 (время в пути 9 часов 02 минуты). Упс... А он оказывается на этом участке и не был самым быстрым. № 165 / 166 тоже сообщением Москва-Ереван - 10:19 - 15:23/15:39 - 18:52 (итого 8 часов 33 минуты). А вот поезда Тбилиси-Ереван теперь уходили со станции Тбилиси-Узловая. Один из них тоже был очень быстрым - 8 часов 33 минуты, но там от Тбилиси-Пасс. до Тбилиси-Узл. еще около 12 минут, так что № 165/166 все равно быстрее.
К 1989 году почти все поезда еще немного замедлились. Но зато снова появился Ленинакан - Ереван. Время в пути до Еревана 3 часа 50 минут, а обратно - 3 часа 55 минут. Вот такая история!
Спасибо, что следите за каналом! До встречи!