В коттеджах при СССР можно было жить. Но не всем. Уже в раннем детстве я поняла, что социальное неравенство существует.
Мои родители после института переехали в Новосибирск, чтобы работать в НИИ Академгородка. Но их взяли на работу без предоставления жилья и права прописки. Поэтому сначала мы снимали «угол» в частном доме без удобств (подробно об этом написала в статье про Матвеевку, ссылка будет в конце статьи).
Из-за отсутствия постоянной прописки мы не получали талонов на продукты. А уже в 80-е годы масло, мясо, сыр, колбаса и другие важные товары продавались в Советском районе Новосибирска только по талонам.
Мою мать, например, подкармливала женщина с работы, зная, что семья с ребенком питается плохо. Женщина была женой заведующего лабораторией. И могла подарить маме курицу.
Позднее нам дали комнату в благоустроенной квартире. Следом прописку и талоны. Но то, что жизнь людей по качеству сильно отличается, я ощутила остро еще с раннего детства. На меня советская пропаганда не подействовала.
Советский микрорайон коттеджей
Когда была ребенком, любила гулять среди домов академиков, членов – корреспондентов и других ярких деятелей науки. Собственно, для них Академгородок и строился.
Чтобы ученые переехали в Новосибирск из Москвы и Ленинграда, для них создали условия. Построили отдельный «город» в лесу.
На участке в несколько гектаров земли стоит двухэтажный дом. Его передают ученому в личное пользование. Вокруг тишина, лес и белочки.
Помимо самого ученого, в коттедже жили его жена, дети, родственники. Дети академиков ходил в школу с детьми из обычных семей. Большое количество ученых на единицу площади в Академгородке было повседневностью. И «особенными родителями» дети не кичились. Все были на равных.
Планировка коттеджа внутри
Забавно было жителю хрущевки в 80-е годы зайти в коттедж и увидеть там настоящий камин.
Кухню, соединенную с гостиной. Комнату-библиотеку, где стоял лишь рабочий стол и этажи книг. Небольшие комнаты для гостей.
На участке росли деревья, цветы, ягоды и грибы. Деятели науки не занимались огородами, не ставили теплицы.
Если академик уходил в мир иной, в доме в одиночестве могла оставаться его жена. Ее никто не трогал и не выселял. Если только она сама не изъявляла желания переехать в обычную квартиру. Все-таки 6-8 комнат для одного человека многовато.
Сейчас в Академгородке есть коттеджи, которые с виду выглядят заброшенными. Непонятно живут ли в них.
Право собственности
Минус такого жилья был один – коттедж принадлежал Академии наук. Если здание требовало капитального ремонта, жильцы не ремонтировали сами. Нельзя было сделать пристройку или перепланировку.
Сейчас коттеджам уже больше 70 лет, а их внешний вид не поменялся. Максимум – какие- то дома жильцы обшили сайдингом.
Интересная ситуация с заборами. Их видимо тоже нельзя трогать. Поэтому десятилетиями стоит невысокий штакетник. Жильцы не тратятся на содержание участка, ландшафтный дизайн и проч. Может это советская привычка? Или им запрещено что-либо менять в ландшафте и заборе?
Сейчас коттеджей практически нет в продаже, поэтому предполагаю, приватизировать их не смогли.
И казалось бы, какое мне дело и зачем об этом пишу? А я не уверена что те люди, что получили коттеджи, создали научное открытие, важное для страны. Но пожить хорошо за государственный счет они успели – это факт.
В Академгородке действовал продуктовый заказ. И еду не только академикам, но даже докторам наук привозили сразу в дом, либо на квартиру. В магазины люди науки лишний раз не ходили.
Поликлиника у них тоже была своя, отдельная. Много узких специалистов и никаких очередей.
Самое грустное в этой истории лично для меня – что дети и внуки этих академиков чуть ли не поголовно уехали за границу. В России они не остались. Причем уже в школе они были нацелены на отъезд. Сразу связывали свое будущее с другими странами. Не буду называть, какими.
И сейчас спустя 30 лет после развала СССР ты ходишь, смотришь на все это. И не понимаешь, что ты чувствуешь.
Если статья были нитересной, ставьте 👍 и подписывайтесь на канал!
Еще почитать: