19 февраля 2020 г. я приобрела тур в Париж за 62 500 рублей. Я планировала отправиться в путешествие вместе со своей подругой, у которой был такой же тур. Однако из-за пандемии мы были вынуждены отказаться от поездки, так и не получив визу. На тот момент мне было 63 года, а в 2021 году мне исполнилось 65 лет, и с тех пор я не работаю.
Я слышала, что для пожилых людей действуют особые правила возврата средств за отменённые поездки, но туроператор не хочет возвращать мне деньги. Они утверждают, что на момент оплаты путёвки мне не было 65 лет. Я просила сделать взаимозачёт на санаторий в России, но мне одобрили только 20 000 рублей, хотя стоимость путёвки составляет 51 940 рублей. Поэтому я отказалась от этого предложения.
Должны ли мне вернуть деньги, учитывая, что сейчас мне 65 лет и я являюсь неработающим пенсионером?
В 2022 году туристам не придётся долго ждать возврата средств от туроператора. Согласно новым правилам, компания обязана вернуть деньги в течение 10 дней после получения заявления. Возраст туриста не имеет значения: меры, которые действовали в начале пандемии, больше не применяются.
В этой статье мы расскажем о правилах возврата средств от российских туроператоров и турагентов.
Как возвращали деньги за путевки в начале пандемии
Когда началась пандемия коронавируса, многие туристические путёвки были отменены. Чтобы поддержать туристическую отрасль, правительство изменило правила возврата денег за отменённые туры.
Новые правила действовали для туров, купленных до 31 марта 2020 года и запланированных на 2020 или 2021 год. Если тур был отменён, компания предлагала клиенту замену или возврат денег. Если клиент отказывался от замены, ему возвращали деньги, но с задержкой — до 31 декабря 2021 года. За каждый день использования денег туроператор или турагент начислял проценты — 1/365 ключевой ставки Центробанка.
В двух случаях туроператор не имел права задерживать возврат денег:
* если клиенту исполнилось 65 лет — независимо от того, вышел он на пенсию или продолжал работать;
* если у человека была трудная жизненная ситуация: например, он потерял работу, получил инвалидность, болел больше двух месяцев подряд.
В этих двух ситуациях, если туроператор не возвращал деньги в течение 90 дней с момента обращения, суды вставали на сторону туристов.
Например, жительница Нижнего Новгорода купила у туроператора путёвку в Карловы Вары на двоих за 205 122 ₽. Из-за пандемии поездка не состоялась, и туристка отказалась от замены тура. Она написала заявление туроператору и попросила вернуть деньги.
На тот момент ей исполнилось 65 лет, поэтому она рассчитывала получить деньги в течение 90 дней. Однако туроператор перечислил ей только 84 038 ₽, а остальное выплачивать отказался.
Тогда туристка пошла в суд и потребовала взыскать с туроператора оставшиеся деньги за путёвку — 121 084 рубля, неустойку за просрочку выплаты — 121 084 рублей, компенсацию морального вреда — 30 тысяч рублей и расходы на услуги представителя — 20 тысяч рублей. А также штраф — 50% от присуждённой суммы.
Суд учёл, что из-за пандемии прибыль предприятий туристической отрасли упала, и ориентировался на постановление Правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073. Он решил, что туроператор должен вернуть туристке оставшиеся 121 084 ₽, начислить проценты за пользование деньгами — 5 876 ₽ и возместить расходы на юридические услуги — 5 тысяч ₽. Остальные требования суд удовлетворять не стал.
Какие правила возврата денег действуют сейчас
Правила, введённые в начале пандемии, больше не действуют. Туроператоры должны были вернуть туристам деньги за путёвки вместе с процентами до 31 декабря 2021 года.
Сейчас правила возврата путёвок едины для всех. Они не учитывают возраст туриста или наличие у него инвалидности. Клиент может в любой момент отказаться от поездки, и фирма обязана вернуть ему деньги в течение 10 дней с момента обращения. Однако туроператор или турагент могут удержать уже понесённые расходы, например, если бронь гостиницы за рубежом была невозвратной, и отель отказался вернуть деньги. Всё это компания должна подтвердить документами.
Важно, чтобы расходы были понесены до отказа от поездки. Если на документах стоит более поздняя дата, это не будет доказательством трат в суде.
Чем раньше турист подаст заявление об отказе от поездки, тем выше вероятность, что он получит обратно все деньги.
Как быть, если деньги до сих пор не вернули
Если вам не вернули деньги за туристическую путёвку, я рекомендую сначала отправить туроператору или турагенту претензию о расторжении договора. Это необязательно, но претензия поможет вам доказать свою правоту в суде, если дело дойдёт до разбирательства.
Практика показывает, что даже в случае, когда нет причин для претензии, она может помочь. Например, если вам обещали отель в центре города с трёхразовым питанием и загородную экскурсию, а в итоге поселили в гостиницу на окраине и предложили только завтраки, а вместо экскурсии прокатили на трамвае.
Если компания не пойдёт вам навстречу, вы вправе обратиться в суд. О том, как это сделать, я писала в другой статье.
В 2020–2021 годах суды требовали от туроператоров вернуть деньги клиентам, которым исполнилось 65 лет или которые оказались в трудной жизненной ситуации, немедленно. Однако компании не штрафовали, а постановление правительства № 1073 служило основанием для таких решений. Возможно, сейчас ситуация изменится, поскольку сроки возврата по постановлению № 1073 уже прошли.
Кроме возврата стоимости тура, вы можете потребовать компенсацию морального вреда и неустойку — 3% от стоимости тура за каждый день просрочки. Также суд может назначить штраф в размере 50% от присуждённой суммы. Например, если суд обяжет вернуть 50 000 ₽ за путёвку, 3000 ₽ за моральный вред и 27 000 ₽ неустойки, то штраф может составить 40 000 ₽.
В любом случае, суд обяжет компанию вернуть стоимость тура и проценты за пользование деньгами. Проценты положены за путёвки, которые были куплены до 31 марта 2020 года.
Как вернуть деньги за туристическую путевку
Турист, он же потребитель, имеет право отказаться от исполнения договора о приобретении туристического продукта в любой момент. Однако он обязан возместить исполнителю фактически понесённые им расходы (статья 32 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1; пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, сумма, которую турист может получить обратно, зависит от размера расходов, которые туроператор или турагент понёс на момент получения отказа от поездки. Поэтому чем раньше турист обратится с заявлением об отказе от тура, тем больше вероятность, что он получит обратно полную стоимость тура.
Основания для возврата стоимости туристской путевки
Стоимость туристической путёвки можно вернуть по нескольким причинам:
* стихийные бедствия и другие обстоятельства, которые угрожают безопасности жизни и здоровью туристов в стране, куда они собирались поехать. В таких случаях МИД России и Ростуризм публикуют на своих официальных сайтах предупреждения об опасности в стране временного пребывания и просят воздержаться от поездок в определённые регионы. Если вы откажетесь от поездки до её начала, вам вернут полную стоимость путёвки;
* прекращение деятельности туроператора из-за невозможности выполнить все обязательства по договорам о реализации туристических продуктов;
* существенные изменения обстоятельств, например, невозможность совершить поездку по независящим от туриста причинам (болезнь, отказ в выдаче визы и так далее).
Общий порядок возврата денежных средств, уплаченных за туристскую путевку
**Как расторгнуть договор о реализации туристского продукта и вернуть деньги за тур?**
Если вы хотите расторгнуть договор о реализации туристского продукта и вернуть деньги за туристическую путёвку, но туроператор или турагент не идут вам навстречу, следуйте этому алгоритму:
1. **Обратитесь к туроператору или турагенту.**
Напишите требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и направьте его туроператору или турагенту, с которым вы заключили договор. В требовании укажите причины, по которым вы хотите расторгнуть договор. Если туроператор или турагент отказываются вернуть вам полную стоимость путёвки, они должны предоставить вам документальное подтверждение понесённых ими фактических затрат на дату отказа от тура.
2. **Подготовьте исковое заявление и необходимые документы.**
Если ваши требования не были удовлетворены в досудебном порядке, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о расторжении договора и возврате стоимости тура. В исковом заявлении укажите ваши требования, обстоятельства, на которых они основаны, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
Помимо взыскания суммы денежных средств, уплаченных за туристическую путёвку, вы вправе, при наличии соответствующих обстоятельств, дополнительно потребовать компенсации морального вреда.
При удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены ответчиком добровольно, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50% от присужденной в пользу потребителя суммы.
К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:
- договор о реализации туристского продукта, заявка на бронирование, документы, подтверждающие оплату туристского продукта;
- документ, подтверждающий обращение к туроператору или турагенту в досудебном порядке;
- документ, свидетельствующий об отказе туроператора или турагента осуществить возврат денежных средств;
- расчёт суммы иска, подписанный истцом (его представителем), с копиями для ответчика и третьих лиц;
- уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи искового заявления в электронной форме;
- документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;
- документ, подтверждающий уплату госпошлины или право на получение льготы по её уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от её уплаты (если госпошлина подлежит уплате).
**Как вернуть деньги за несостоявшееся путешествие**
Если вы не смогли отправиться в путешествие из-за пандемии коронавируса, то, согласно общим правилам, вы можете вернуть уплаченные за тур деньги во внесудебном порядке. Для этого следуйте инструкции, описанной в разделе 3.
**Подача иска в суд**
Если же вы хотите вернуть деньги через суд, вам нужно будет подать исковое заявление и необходимые документы. Вы можете выбрать, в какой суд подать иск: по месту своего жительства или пребывания, по адресу ответчика (туроператора) или по месту заключения или исполнения договора.
В зависимости от суммы иска, иск подаётся мировому судье или в районный суд. Если сумма иска не превышает 100 тысяч рублей, то иск подаётся мировому судье, а если сумма больше — в районный суд.
Сроки рассмотрения дел в суде обычно составляют два месяца со дня поступления заявления. В случае сложности дела срок может быть продлён не более чем на месяц.
После вынесения судом решения вам нужно будет дождаться его вступления в законную силу. Это происходит по истечении срока на апелляционное обжалование, если решение не было обжаловано. Срок для подачи апелляционной жалобы составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если же решение суда первой инстанции было обжаловано и отменено или изменено, то оно вступает в законную силу немедленно.
Возврат денежных средств из фонда персональной ответственности туроператора
Правительство Российской Федерации приняло решение о возврате денежных средств туристам и другим заказчикам, которые были уплачены за туристский продукт в сфере выездного туризма. Это решение распространяется на договоры, заключённые до 31 марта 2020 года включительно.
Возврат будет осуществляться из фонда персональной ответственности туроператора. Такое решение содержится в части 1 статьи 11.8 Закона № 132-ФЗ и пункте 1 Распоряжения Правительства РФ от 15.04.2021 № 977-р.
В течение месяца после 15 апреля 2021 года туроператор должен был направить в объединение туроператоров в сфере выездного туризма уведомление о возврате денежных средств. Это требование содержится в пункте 2 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 461.
Турист, в свою очередь, может обратиться к туроператору с требованием о возврате средств и необходимыми документами в течение шести месяцев со дня отправки уведомления туроператором. Возврат будет осуществляться объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с пунктами 3-5 Правил № 461.
Особенности исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта туроператором либо турагентом
В связи с пандемией COVID-19 существуют особенности исполнения и расторжения договора о продаже туристических путёвок, который был заключён до 31 марта 2020 года включительно туроператором или турагентом.
Согласно законодательству, туроператор обязан предоставить туристический продукт, предусмотренный договором, или равноценный туристический продукт в течение дополнительного срока, который определяется по соглашению сторон, но не позднее 31 декабря 2021 года.
Если заказчик требует расторжения договора, в том числе отказывается от равноценного туристического продукта, туроператор должен вернуть ему уплаченную сумму не позднее 31 декабря 2021 года. Однако для заказчиков в возрасте 65 лет и старше предусмотрены исключения. В этом случае стоимость туристической путёвки должна быть возвращена в течение 90 календарных дней с даты предъявления требования о возврате, но не позднее 31 декабря 2021 года.
Под заказчиком в данном контексте понимается турист или иной заказчик туристического продукта, который оплатил туристическую путёвку. Возраст других туристов, от имени которых был приобретён туристический продукт, не имеет юридического значения.
Обратите внимание:
В соответствии с законодательством, для обращения в суд с иском о взыскании денежных средств, уплаченных по договору о реализации туристского продукта, в случае если поездка не состоялась из-за пандемии COVID-19, не требуется обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Это подтверждается абзацем 2 статьи 222 ГПК РФ и седьмым вопросом Обзора, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года.
При возврате суммы, уплаченной за туристическую путёвку, например, при расторжении договора по желанию клиента, туроператор также должен выплатить проценты за пользование этими средствами. Проценты рассчитываются исходя из 1/365 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на 24 июля 2020 года (4,5%) и начисляются за каждый день пользования деньгами. Это требование указано в пункте 8 Положения, в Указании Центрального банка Российской Федерации от 11 декабря 2015 года № 3894-У и в Информационном сообщении Центрального банка Российской Федерации от 19 июня 2020 года.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!