73-МЕТРОВОЕ КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ, ВО3ВЕДЕННОЕ К 850-ЛЕТИЮ Москвы, долго не простояло. В 2016 году его демонтировали, и тогда же началось обсуждение нового проекта. Само строительство близ ВДНХ стартовало осенью 2019 года: ЧТОБЫ БУДУЩЕЕ «СОЛНЦЕ МОСКВЫ» ПОДНЯЛОСЬ НА ОБЕЩАННЫЕ
136 М - ВЫШЕ, ЧЕМ В ЕВРОПЕ, - СПЕРВА ТРЕБУЕТСЯ УЙТИ ГЛУБОКО ПОД ЗЕМЛЮ.
Строительные нормы и правила разделяют сооружения на три класса - от простейших временных вагончиков и теплиц до особо сложных и ответственных объектов. «Солнце Москвы» относится к этому последнему
классу (КС-3), причем сразу по нескольким параметрам - и по экстремальной высоте, и по технической сложности. Поэтому на производстве самого колеса с опорами строители решили не экономить. Изготовление было поручено швейцарской компании Intamin AG, одному из крупнейших производителей оборудования для парков развлечений. Именно ее инженеры сделали самые быстрые в мире американские горки (240 км/ч) и самое высокое колесо
обозрения традиционной конструкции Sky Dream (120 м), которое сегодня работает в Тайване.
НА ВЫСОТУ
Однако в отличие от Sky Dream и от предыдущего колеса обозрения на ВДНХ (да и от большинства таких аттракционов во всем мире) «Солнце Москвы» использует конструкцию, впервые апробированную лишь в 1999 году на знаменитом колесе <<Лондонский глаз». Аналогично устроено и самое большое в мире колесо High Roller в Лас-Вегасе (168 м): наблюдательные
кабины в нем находятся не внутри обода, удерживаясь в вертикальном положении за счет собственной тяжести, а снаружи.
Это обеспечивает большую высоту наблюдения, но требует и более сложной, активной системы стабилизации с использованием электродвигателей.
Необычная конструкция, большая высота колеса и жесткие стандарты безопасности потребовали специальных испытаний проекта на ветровые нагрузки. Проводились они на базе Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского: чтобы оценить стабильность конструкции на ветру, уменьшенную модель колеса продували в аэродинамической трубе при
скорости воздушного потока до 44 м/с. Для сравнения среднегодовая скорость ветра в Москве составляет 2,3 м/с, а рекордный ураган весны 2017 года достиг 30 м/с
<<Самая значительная нагрузка на колесо именно ветровая, - объяснил нам главный инженер проекта Александр Комаров.- Ветер давит на колесо, оно передает нагрузку на опоры, а те уже на фундамент». И если колесо будет доставлено в Россию в виде готовой сборной конструкции, то фундаментом пришлось заниматься на месте. Расчетную часть этой работы провели специалисты НИИОСП им. Герсеванова, крупнейшего в России института, занимающегося основаниями и подземными сооружениями. «Фундамент получился интересный, - признается Александр, - необычный»
В ГЛУБИНУ
Основу фундамента составят шесть свайных кустов и уходящих на глубину более 20 м. Каждый куст включает пять или семь баретт - свай повышенной несущей способности.
Благодаря Т-образному сечению баретты могут выдержать значительные нагрузки и по вертикали, и по горизонтали, и на изгиб. На площадке возле Южного входа на ВДНХ можно увидеть, как идет эта работа.
Форшахта задает точное направление и четкие размеры для выборки грунта. Его разработка продолжается при постоянной подаче раствора бентонитовой глины, которая связывает и удерживает грунт от обрушения. Затем внутрь погружают арматурный каркас и закачивают бетон. Заполнение происходит начиная со дна, раствор постепенно вытесняет глину и образует монолитную структуру. В ней сохраняются лишь вертикальные технологические отверстия, позволяющие провести ультразвуковой контроль целостности и другие измерения качества. Впрочем, некоторые размещенные в фундаменте датчики останутся в бетоне навсегда - например, приборы на внешней стороне баретт, регистрирующие их давление на грунт.
Кроме того, в свайный каркас внедряется набор тензометрических датчиков, которые позволят постоянно отслеживать возникающие деформации - по четыре инструмента на четырех разных уровнях глубины. «По сути, это полая трубка, внутри нее натянута тонкая струна, по которой подается ток, -
объясняет Александр Комаров. Любая деформация влияет на колебания струны, меняя характеристики тока. Сигнальный кабель передает данные вверх, и показания поступают в единую систему мониторинга инженерных конструкций».
У ПОВЕРХНОСТИ
Ближе к поверхности армирование свайных кустов усилено дополнительными 400-миллиметровыми двутавровыми балками, выходящими дальше, в ростверки. Эти верхние элементы фундамента будут принимать нагрузку от опор колеса и передавать ее вниз, на баретты, и они также оснащаются
датчиками деформации. Именно на ростверках строители подготовят посадочные площадки для фиксации колеса. Его опоры встанут сюда, словно детали огромного конструктора LEGO, и будут закреплены анкерными болтами из специальной стали.
После установки обеих опорных "вилок" начинается монтаж элементов самого колеса обозрения. Для большей прочности длинные спицы состоят из двух частей: внешняя телескопическая выдвигается из расположенной ближе к ободу. Собираться они будут на земле, после чего строители поднимут их, закрепят, вытянут на всю длину, установят соответствующие сектора обода и провернут почти готовый участок, приступая к работе над следующим. Так фрагмент за фрагментом, <<Солнце Москвы» раскроется в полный круг.
после чего на нем смонтируют кабины.
Приводить всю структуру в движение будут 14 электродвигателей - по семь с каждой стороны обода. Их общая мощность составляет около 200 кВт - по словам главного инженера колеса Сергея Сидоренко, при необходимости они не только сумеют завершить оборот, чтобы вывести пассажиров из всех кабинок, но и позволят сделать это быстрее обычного, если кому-то потребуется срочная помощь. Для большей безопасности число двигателей запланировано с избыточностью - как и питание для них.
Проектом предусматривается использование трех независимых источников энергии, включая собственные дизель-генераторы на случай полного отключения от центральной сети. Что бы ни случилось, рассчитанное на ураганные ветра, опирающееся на мощный заглубленный фундамент,
построенное с большим запасом прочности «Солнце Москвы»
продолжит подниматься в небо с такой же надежностью, как
и настоящее солнце над столицей.
Эта статья была опубликована в журнале "Популярная механика" в июне 2021 года, когда Колесо ещё не ввели в эксплуатацию.
А вот что я нашла в интернете в ответ на запрос "случаи с Колесом обозрения":
7 марта 2023 года. Вечером во вторник, 7 марта, в центре Москвы на ВДНХ произошло ЧП. На ВДНХ остановилось колесо обозрения «Солнце Москвы».
По словам очевидцев, аттракцион резко остановился около полутора часов назад — с тех пор люди находятся в кабинках без отопления.
Люди больше часа сидят в кабинах остановившегося колеса.
— Отопление нам выключили, обещают снять, но пока сидим, ни вверх, ни вниз. Очень плотно застряли, — сообщили очевидцы.
Сейчас спасатели направились на место происшествия. Происходит эвакуация людей, которые находятся в кабинах.
Напомним, жители окрестных домов активно протестовали против строительства колеса, огни которого бьют им прямо в окна. Сбои в работе аттракциона «Солнце Москвы» случались и ранее.
По словам пресс-службы аттракциона, людей, которые находились в кабинках более часа, уже эвакуировали. Среди них нет пострадавших. Кроме этого, объяснили, что стало причиной остановки движения.
— В связи с верховым снежным ветром произошло налипание на датчик, отвечающий за безопасность. Колесо приостановилось в соответствии с регламентом производителя для снятия пассажиров в режиме ручного прокручивания. Никто из посетителей не пострадал.
26 мая 2023 года. Остановившееся с людьми в кабинах колесо обозрения «Солнце Москвы» показывали на видео. Его прокручивают вручную и спускают застрявших на аттракционе горожан.
По ссылкой на источник канал пишет, что причиной остановки могла стать резкая смена температурных режимов. Сейчас колесо прокручивают вручную и спускают застрявших на аттракционе горожан.
Высота колеса обозрения — 140 метров. Аттракцион расположен в районе южного входа ВДНХ на северо-востоке столицы.
16 июля 2023 года. Колесо затопления: очевидцы рассказывают, что произошло с остановившимся аттракционом на ВДНХ.
"Мы были на самом верху. Началась буря, дождь, в колесо ударила молния, и оно остановилось", — делится один из посетителей.
По словам другого пострадавшего, колесо не двигалось около 40 минут, а кабины начали протекать от сильного ливня. Но и на земле все пошло не по плану: двери аттракциона заклинило, и их пришлось открывать вручную.
Про себя хочу сказать: мы на Колесе катались, понравилось. Билеты, конечно, очень дорогие, но один раз сходили.
Всем хорошего дня!