Дорогие коллеги, от всей души поздравляю вас с новым учебным годом! Удачи вам в нелёгком учительском труде! Терпения вам и умения не отчаиваться, даже когда наш труд кажется неоценённым, когда руки опускаются и крылья за спиной больше не ощущаются, потому что наши усилия и старания в обучении и воспитании чаще всего остаются в тени. А как хочется порой, чтобы рядом с именами прославившихся в какой-либо области знаний учеников звучали имена тех, кто помог им достичь высоких результатов.
К сожалению, история очень часто скромно умалчивает имена учителей, кто помог сделать первые шаги прославившимся талантливым учёным, художникам, поэтам и писателям... и прочая, прочая, прочая.
Хочу рассказать сегодня о Карле Ивановиче Рабусе (1800 - 1857 гг.), окончившем Академию художеств в 1821 году по классу видовой живописи, преподававшем в Московском училище живописи и ваяния, но не получившем широкого признания публики.
Рабус был личностью исключительной. Искренне преданный революционным идеям сороковых годов XIX века, он распространял передовые взгляды на назначение искусства среди своих учеников и слушателей. Кстати, преподавать в Училище живописи был приглашён декабристом М. Ф. Орловым; художник был близок к кругу людей, тесно связанных с А. И. Герценом; разделял взгляды Н.Г. Чернышевского на назначение искусства : «Прекрасное есть жизнь».
Для своих учеников он был не только учителем и наставником, но и близким другом (некоторые ученики жили у него дома, он помогал и поддерживал их финансово; безвозмездно занимаясь с ними вне класса).
Вот как отзывался о Карле Ивановиче его современник, художник Н.А. Рамазанов: «Не могу представить себе, что нет уже более этого умного, всегда любезного, доброго Рабуса – ребёнка пылкостью и добродушием, но сильного умом и душою человека и художника».
И ещё: «Как преподаватель Рабус был неоценим. Глубокое знание и ясность мысли сообщали и ясность способу его изложения; он научал, увлекая слушающих, и не только ученики, но и опытные художники дорожили его советами» (по кн. История русского искусства. Русское искусство 2-ой половины XIX века. М., 1965 г.).
Рабус знакомил своих учеников и слушателей с различными эстетическими теориями крупнейших художников и мыслителей прошлого и одновременно читал составленный им самим «курс перспективы», иллюстрируя его сложными чертежами и рисунками.
Изображение, по Рабусу, "оживало" благодаря тщательно построенной перспективе.
В своих картинах Рабус воплощает новую концепцию эстетического мышления, в которой действительность должна являться источником прекрасного в искусстве. Идея, закреплённая несколько позднее Н.Г. Чернышевским в его магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», 1853 г.
Рассматривая картины Рабуса и его учеников (наиболее известными среди них являются Алексей Кондратьевич Саврасов
и Иван Константинович Айвазовский)
невозможно не отметить влияние учителя на творческую манеру изображения «открытого глазу ровного пространства, значительного именно своей бескрайностью и соразмерностью безграничного неба».
Судите сами.
Бесспорно, мысль о побеждённом учителе и победителях-учениках возникает в памяти, но одновременно приходит и мысль, что основа жизни - это путь к более совершенному творению человеческих рук. И в этом случае, имя учителя должно произноситься с благодарностью не только самими учениками, но и всеми, кто признаёт выдающиеся способности за этими учениками.
Я ещё раз поздравляю всех с новым учебным годом и желаю вам талантливых и благодарных учеников, которые превзойдут вас в знаниях, умениях, талантах. И пусть ваши имена произносятся с гордостью не только вашими учениками.