Найти тему
Газета "Завтра"

Знаковые проекты Москвы: Моховая и Старая площадь - проезжую часть под землю

фото: Яндекс Карты
фото: Яндекс Карты

Предстоящие выборы в Мосгордуму и День города дают повод поговорить о знаковых проектах Москвы. Таковым реализованным проектом, безусловно, является парк "Зарядье" на месте снесённой гостиницы "Россия". Парк с ландшафтами нашей большой страны стал достопримечательностью города, органично добавил дефицитного пространства в самый центр столицы и убрал довлеющую над Кремлём коробку гостиницы. Также в парк аккуратно вписали несколько капитальных объектов преимущественно подземного расположения.

Открытые пространства, большие площади с зеленью категорически необходимы центру города. Москвичи отличаются от туристов тем, что стремятся из стеснённой городской застройки в парки и в Подмосковье, а туристы с разряженного пространства городков и сёл нашей страны – в застроенную столицу. Имперский Петербург отличается от Москвы большим количеством площадей со свободными пространствами, выгодно разряжающими и подчёркивающими архитектурные доминанты культурной столицы.

В Москве в этом году начата реконструкция квартала на Никольской улице в Китай-городе. Это именно целый квартал в столь же шаговой доступности от Кремля, как и парк "Зарядье", исторически ценный и давно не ремонтированный. Начатый проект предполагает сохранение архитектурного облика и внешних стен, а кроме того — аккуратное добавление мансардного этажа и подземных пространств. Хотя в основном получится большой торгово-развлекательный центр, пока без музеев и других культурных объектов. Хочется надеяться, что после реконструкции мы всё же увидим часть помещений под цели духовного развития, а не только торговли и общепита.
Вокруг Кремля есть ещё одно знаковое место, при правильной перестройке обещающее стать шедевром на века. Речь о Моховой улице, идущей от Боровицкой башни Кремля и Боровицкого моста в сторону Воздвиженки (начало Арбата) и Тверской, до Театральной площади. Вдоль этой улицы расположены Дом Пашкова и Библиотека имени Ленина, органично вписанные новые галерея Шилова и памятник князю Владимиру, Манеж и Московский университет, Госдума (в здании Госплана) и гостиница "Москва".

К сожалению, уникальная Моховая отдана под автотранспорт, с 5–6 полосами движения и с частыми пробками, с узенькими тротуарами. Автотранспорт здесь доминирует, скрадывая историю этого знакового места. У Кремля расположен Александровский сад, а между ним и Моховой – небольшой маленький квартал старой застройки. В составе этой застройки небольшая усадьба Гедеонова начала XIX века, признанная архитектурным памятником. В основном же квартал застроен в начале XX века зданиями с относительно приличными фасадами, ветхими перекрытиями и интерьерами.

В середине 2000-х снесли гостиницу "Москва", а на её месте примерно на год образовалось большое пустое пространство. Это пространство стало выгодно подчёркивать окружающие архитектурные доминанты, добавило самому центру Москвы питерской имперскости.

Вот бы убрать под землю автотранспорт с Моховой и снести большую часть построек между Александровским садом и Моховой!

Масштаб этого места сопоставим с Александровским садом, то есть фактически удвоит его размеры, приблизив к размерам "Зарядья". Стены и башни Кремля будут видны с ещё большего расстояния, и станет явственней перекличка эпох между Домом Пашкова, Манежем и Библиотекой имени Ленина.

Значимым инженерным вопросом подземной Моховой является "красная" линия метро, проходящая на относительно небольшой глубине под этой улицей. О глубине метро можно судить, просто спускаясь с поверхности на станции, и эта глубина до потолка станций составляет не более 10–12 метров. Метро строилось совсем в другую эпоху с другими технологиями, и инженерам придётся хорошо подумать, как сделать подземную проезжую часть над этой линией. Пусть даже будет высота только для проезда легковых автомобилей, микроавтобусов и небольших грузовичков, поскольку проезд большегрузов и строительной техники там всё равно ограничен.

Жертва изрядной частью застройки между Моховой и Александровским садом кажется оправданной, поскольку создаст свободное пространство масштаба "Зарядья". Здания находятся в основном в собственности различных государственных структур, и не потребуется больших денег на их выкуп. Об их ветхости можно судить, например, посетив расположенные там отделы Ленинской библиотеки. Наиболее ценную и признанную памятником архитектуры небольшую и невысокую усадьбу Гедеонова можно сохранить, органично вписав её в расширенный Александровский сад, по типу отдельных построек "Зарядья". Здание казарм делового двора, расположенное почти напротив Манежа, также можно сохранить и перестроить, как доходные дома Персица на углу "Зарядья" в сторону стены Китай-города.

Моховая затем переходит в Театральный проезд, Новую и Старую площади, Китайгородский проезд, которые по совокупной длине чуть больше Моховой. Эти проезды и площади также отданы под автотранспорт, замыкают как бы подкову вокруг Кремля и Китай-города. По их сторонам расположены знаковые здания разных эпох: Большой и Малый театры, сталинские "Детский мир" и НКВД/КГБ/ФСБ, Политехнический музей, здание советского Министерства чёрной металлургии, а также комплекс зданий ЦК КПСС - Администрации Президента. Открытыми пространствами являются Театральная площадь, площадь Дзержинского, Ильинский сквер с памятником героям Плевны. Эти проезды и площади также могут стать объектом подземного строительства и создания единого пространства для пешеходов с зеленью, широкой связкой между "Зарядьем" и расширенным на Моховую Александровским садом.

Город более чем располагает опытом и деньгами для строительства подобного подземного транспортного объекта. Торговый центр на Манежной площади, построенный в начале 2000-х годов (выровнять бы его небольшую надземную часть, вернув просторную площадь), в разы глубже гипотетической подземной проезжей части Моховой, как и недавно построенный торговый центр на площади Павелецкого вокзала. Алабяно-Балтийский, Волоколамский и Ленинградский туннели, построенные в начале 2010-х годов, на порядок длиннее и сложнее всей Моховой.

Власти города не столь давно анонсировал амбициозный и очень дорогой проект железнодорожного туннеля между Павелецким и Ярославским вокзалами. Этот туннель по протяжённости, сложности и стоимости будет в разы дороже гипотетической подземной Моховой, даже если в дополнение к Моховой рассматривать и другие улицы до Старой площади. Только архитектурная, культурная, смысловая значимость Моховой без автомобилей будет куда больше, чем связка двух вокзалов или типичное благоустройство дворов.

Автор этих строк ранее повлиял на масштабное транспортное строительство Москвы, а именно на трассировку Северо-Западной хорды у станции метро "Октябрьское поле". Первоначально трасса должна была идти от улицы Народного ополчения по улице Берзарина и затем вдоль железнодорожного кольца (ныне это МЦК). Причиной этому была станция метро неглубокого заложения с трудностями вписать транспортную развязку над ней. Трассировка тогда обсуждалась на форуме "Дороги России" (roads.ru) неравнодушными проектировщиками, строителями и жителями. Автор этих строк предложил и обосновал отказ от развязки над станцией метро, перенос этой развязки на перекрёсток улиц Народного ополчения и Берзарина и перекрытие сквозного движения по улице Маршала Бирюзова через улицу Народного ополчения. Может, и предложение создания подземной проезжей части Моховой заинтересует власти города, проектировщиков и строителей.

Вопрос о частично пешеходной Моховой рассматривался в 2013 году, путём сокращения проезжей части и расширения пешеходной. С тех пор остались заголовки публикаций типа «Моховая не станет Старым Арбатом». За проект масштаба "Зарядья" тогда взяться не рискнули, оставили большое пространство для автомобилей. Может, в ближайшем будущем к этому вернутся?

Сергей Ануреев, доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета