Меня тут всерьёз уверяют, что такси - это бизнес. Как легко можно догадаться - уверяют сами же таксисты. С одной стороны вроде правильно - сам себе хозяин (ага, хочу везу - хочу не везу), свободное распоряжение своим временем и ресурсами, начальник не заставит выйти сверхурочно или в выходной. А с другой - разве это не та сфера услуг, где требуется обслуживать клиента (ну хотя бы доставлять по его же требованию из пункта А в пункт Б)?
Давайте разберёмся, можно ли называть таксиста бизнесменом или же он всего лишь обслуживающий персонал.
Почему таксиста можно считать бизнесменом
1. Предпринимательская деятельность
Таксист работает как бы действительно на себя. У него есть собственный ресурс - автомобиль, или же он берёт этот ресурс в аренду. Таксист самостоятельно управляет своими финансами, своим временем. Какой-никакой, но это маркетинг. Многие из нас - самозанятые и ИП.
2. Гибкость и независимость
Таксисты иногда самостоятельно устанавливают свои тарифы (как в случае с "левыми" заказами или накидыванием несколько сотен за изменение маршрута) и выбирают клиентов. Да, мы можем просто отказаться везти пассажира, если он нам чем-то не понравился. Какая-никакая, но это свобода действий, своего рода бизнес-стратегия, где успех зависит от личных усилий.
3. Инвестиции
Вложения в автомобиль, как в ресурс для бизнеса, в его обслуживание и страхование - также говорит о предпринимательском подходе. Таксисты учитывают издержки и прибыль - это характерная черта бизнеса.
4. Конкуренция
С приходом Яндекса она, конечно, сильно ослабла. Но во многих городах ещё сохранились местные службы заказа такси и водители там всё-таки являются конкурентами. Успешные водители (те самые, которые работают и не ноют) разрабатывают стратегии для привлечения клиентов и повышения качества обслуживания. У кого-то это - конфетки для пассажиров, открытки, украшенный салон. У других - элементарная вежливость и хорошее настроение.
Кое-как я притянула за уши эти 4 отличительных черты бизнеса от обслуги. Знаю, есть здесь водитель-юрист - может, он ещё добавит что-то. Ну или другие комментаторы набросают чёткие формулировки: почему же такси - это бизнес.
Почему таксиста можно считать обслуживающим персоналом
1. Это служба. Служба заказов
Таксисты обеспечивают транспортные услуги, что делает их частью именно сферы обслуживания. Основная задача - удовлетворять потребности клиентов, предоставляя безопасный и комфортный транспорт.
2. Работа с клиентами
Таксисты взаимодействуют с людьми напрямую: решая их проблемы и отвечая на вопросы. Навык работы с людьми, дипломатия, тактичность и умение урегулировать конфликты - вообще основной фактор для водителя. Не понимаю, почему многие так пренебрежительно относятся к этим наукам.
3. Следование стандартам
Водители обязаны соблюдать определённые правила и стандарты, установленные не только государственными органами. Но и компаниями (агрегаторами), на которых они работают. А это всё же сильно ограничивает свободу действий, упомянутую в предыдущем подзаголовке.
4. Зависимость от внешних факторов
Каким бы начальником таксист себя не считал - он всё равно сильно зависимый человек. От времени года, от погоды, от настроения пассажиров, от политики своего агрегатора. А это подчёркивает их роль - как обслуживающего персонала, который должен постоянно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
Вывод
Да, таксиста можно рассматривать, как комбинацию бизнесмена и обслуживающего персонала.
- С одной стороны водитель ведёт свою деятельность, как предприниматель - управляя своим временем и своими ресурсами.
- С другой стороны - работа связана с обслуживанием клиентов и соблюдением стандартов качества.
Бизнесменами себя считают те таксисты, которым самолюбие не позволяет признать себя обслуживающим персоналом
Именно они больше всего недовольны доходами, Яндексом, пассажирами и работой вообще. Именно они рыбачат на стоянках целыми днями. Брать один за другим заказы и выполнять - гордость не позволяет. Ещё бы! Чтобы какой-то "дядя" (Яндекс) указывал им - куда следует ехать и по какой цене везти! Они же работают "не на дядю", а на себя!
Но вот как раз бизнесменом в нашем случае и является Яндекс. А мы - перевозчики - работаем на Яндекс. Бизнесменом таксист может называться только если он сам является агрегатором - у него собственная сеть такси с личным брендом.
Ну а если кому-то режут слух или понижают самооценку слова "обслуживающий персонал" - называйте себя менеджером по логистике или директором пассажироперевозок. Результат тот же, а понта больше.
Только вот вопрос - что же Вы с такой высокой самооценкой в такси-то забыли?
Учитываю различие мужской и женской психологии. Может быть, у женщины потребность доказывать что-то себе самой гораздо меньше, чем у мужчины? Я же работаю в такси, считаю себя общественным персоналом - и не парюсь. Мне не нужно смотреть в зеркало и повторять: "Я - бизнесвумен. Я - крутая бизнесвумен", чтобы чувствовать себя горделиво и самодостаточно.
🔔 А Вы как считаете: таксист - это бизнесмен или обслуживающий персонал?