Андрей Васильев, психиатр и коллекционер, – автор архивного романа с лихо закрученным сюжетом «Работа над фальшивками». Здесь слилось воедино все: и страсть автора к искусству, и изощренная детективная линия, психология, разбор архивов. Интересно, познавательно, глубоко.
Роман посвящен картине «Портрет Елизаветы Яковлевой», которая выставлялась в крупнейших музеях мира как подлинная работа Казимира Малевича, а затем была продана за 22 млн. евро. Андрей Васильев раскапывает неопровержимые доказательства того, что полотно принадлежит кисти совсем другого человека.
Параллельно автор проводит экскурсию по миру искусства, который вовсе не пышит тем возвышенным флером, который так манит обывателей. Все здесь будто пропитано коррупцией и страстью, но не к высокому и вечному, а к деньгам.
Потрясающий язык и глубокие знания, обилие специфической информации делают эту книгу не только интересной с точки зрения освещения работы арт рынка и его изнанки. Это еще и действительно захватывающее художественное произведение, которое обращается к самым глубинам человеческой души. #книжная_полка_коллекционера
Андрей Васильев против Елены Баснер
В 2009 году известный психиатр и страстный коллекционер Андрей Васильев (сфера особого интереса – модерновое искусство дореволюционной России) приобрел у издателя и галериста Леонида Шумакова гуашь «В ресторане» авторства Бориса Григорьева. Свое экспертное мнение в отношении этой работы ранее высказала Елена Баснер, известный эксперт, консультант международных аукционов, сотрудница Русского музея в период с 1978 по 2003 годы. Андрей Васильев был впечатлен попавшей в его руки работой и высокой оценкой Баснер, и без колебаний заплатил за нее 250 000$.
В 2010 году коллекционер предоставил гуашь на выставку, где работали специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, усомнившиеся, однако, в подлинности произведения. Как выяснилось позже, за год до того в центр И.Э.Грабаря уже приносили эту работу, и после 4-х месяцев всесторонних исследований было сделано заключение, что это подделка. Возможно, ученическая копия, но точно не оригинал. В составе красок были обнаружены пигменты, изобретенные существенно позже смерти Григорьева, а ИК лучи подсветили очень аккуратный предварительный карандашный рисунок.
Оказалось, что подлинник, картина «Парижское кафе» (1913), с 1984 года находилась в запасниках Русского музея, да-да, того самого, где столько лет проработала Елена Баснер. Картина происходила из коллекции Бориса Окунева, от которого музей получил всего более 800 предметов первоклассного искусства. Как же так получилось, что столь опытный эксперт дал неверное заключение? Как возможно, чтобы она не знала о существовании подлинной работы, хранящейся в закромах РМ? Со всеми этими вопросами, вылившимися в официальное обвинение, Андрей Васильев обратился в суд.
В 2014 году дело гремело по всей стране. У Елены Баснер были изъяты компьютер и документы, сама она – заключена под стражу, а позже – под домашний арест. Долгие слушания, препирательства, отсутствие некоторых свидетелей… но в конечном итоге, Елена Баснер была оправдана. Она сама признала за собой непреднамеренную ошибку, ведь она не делала официальной экспертизы картины, но лишь высказала частное мнение, которое привело к такой канители.
Рерих, который вовсе не Рерих
Когда картины с отметкой н/х, попадают в руки недобросовестных дилеров, начинаются настоящие детективные истории. В 1990-х годах Андрей Васильев приобрел картину с изображением русского северного города. Выполненное в манере символистов, масштабное полотно было полностью лишено каких-либо пометок и опознавательных знаков. Потратив немало времени Васильев установил, что автор картины Василий Денисов.
Он продал картину и вроде даже позабыл о ней, когда спустя время снова увидел… но уже под авторством Николая Рериха. На антикварном салоне в Москве можно было приобрести полотно за большие деньги, к нему даже прилагалось письмо племянника художника. Естественно, это был фарс. Последовала череда экспертиз, полностью исключивших авторство Рериха.
Картина кочевала от одного хозяина к другому, пока снова не попала в руки к Васильеву. Авторство Денисова было подтверждено. Теперь произведение «Северный город» имеет музейное значение, а в 2023 году экспонировалось в рамках проекта «Художник неизвестен. Коснуться главного» в Музее русского импрессионизма.