Найти тему

CustDev в B2B: работающий инструмент или трата времени

Оглавление

В текущих реалиях успех B2B-компаний зависит в том числе и от умения выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами.

Причем тут CustDev и как максимизировать его эффективность, рассказал Роман Цветков, генеральный директор Комплето.

Изображение взято с canva.com
Изображение взято с canva.com

Основа долгосрочного сотрудничества — понимание потребностей клиента

Для этого важно общаться с аудиторией напрямую.

И тут поможет customer development или CustDev (кастдев) — методика, которая помогает бизнесу создавать и оптимизировать продукты и услуги, ориентируясь на проблемы покупателей и инсайты, полученные от них в ходе проведения интервью и иных подобных экспериментов.

Этот инструмент позволяет:

  1. лучше понять потребности и проблемы вашей целевой аудитории;
  2. выстроить рабочие гипотезы по решению проблем потребителей и удовлетворению потребностей с помощью вашего продукта или услуги и претворить их в жизнь;
  3. получить важную информацию для принятия более грамотных управленческих решений и проведения персонализированных маркетинговых активностей;
  4. увеличить число первичных и повторных продаж, что особо актуально для B2B;
  5. избежать необоснованных трат на запуск рекламных кампаний.

Иными словами, с помощью CustDev проще сделать уверенный шаг в сторону выстраивания долгосрочных взаимовыгодных отношений с клиентами.

Кстати, как разработать digital-стратегию под масштабирование бизнеса и какие нюансы и тренды развития digital обязательно стоит учесть, мы писали в этом материале.

В каких ситуациях без CustDev не обойтись

Как показывает наш опыт, кастдев нужен, если вы:

  • запускаете новый продукт или услугу и хотите убедиться, что он будет востребован, снизить риски;
  • выходите на новый рынок и собираетесь адаптировать продукт под другую аудиторию;
  • перестраиваете бизнес-модель и оптимизируете подход к работе с клиентами.

Однако не рекомендуем тратить на этот метод ресурсы, если у вас:

  • устоявшийся рынок, где потребности клиентов известны и стабильны;
  • регламентированный продукт или услуга, изменения в которых ограничены нормативными требованиями.

Особенности кастдевов в B2B-сегменте

Во-первых, это небольшая выборка респондентов: B2B-сегмент уже B2C. Для исследования стоит работать не более, чем с парой десятков компаний, но нужно понимать, что не все готовы будут ответить.

Во-вторых, в B2B мы кастдевим не одного человека как типичного представителя ЦА, а каждого ЛПР по отдельности, а их, как правило, больше одного. Это усложняет задачу и увеличивает число интервью.

С вами будет говорить, например, исполнительный директор, маркетолог и технический специалист, у каждого из них свои цели, задачи и вопросы к продукту. Это надо учитывать при подготовке сценария общения.

В-третьих, до респондентов элементарно сложнее «достучаться» и договориться о встрече: когда проводите интервью с представителем компании, вы тратите его рабочее время. Поэтому стоит подготовить для потенциального участника опроса мотивированный оффер, который упрощает контакт.

Кастдев поэтапно: чему уделить особое внимание

Рекомендую придерживаться следующего подхода к проведению CustDev и применению полученных результатов.

Этап 1: определение целей проведения исследования и гипотез, которые хотите подтвердить или опровергнуть.

Этап 2: анализ целевой аудитории, исследование рынка и формулирование возможных проблем ЦА. Это нужно, чтобы понимать обстановку, говорить с клиентом на одном языке и определиться с форматом интервью. По завершении этапа у вас должен быть сформирован как четкий портрет целевого участника опроса, так и список предполагаемых проблем и связанных с ними вопросов.

Этап 3: выбор респондентов и поиск контактов лиц, принимающих решения в выбранных компаниях.

Небольшая хитрость: искать людей можно не только через сайты и социальные сети. Посещайте конференции и бизнес-завтраки, организуйте свои мероприятия или пройдитесь по спискам контактов, чтобы собрать больше релевантных участников кастдева. Также связывайтесь с респондентами там, где им будет удобно. Не стоит пытаться человеку, предпочитающему переписку в TG, отправлять опросник на email.

Шаг 4: проведение CustDev и анализ его результатов. В итоге важно подтвердить/опровергнуть изначальные гипотезы и взять релевантные в работу, продумав механику воплощающих их в реальность действий.

Кстати, проанализировать конкурентов будет проще с нашей бесплатной пошаговой инструкцией.

Как максимизировать эффективность CustDev

Есть несколько лайфхаков, которые упростят проведение кастдева и помогут улучшить его результативность.

  • Подготовьте вопросы заранее. Перед интервью составляйте скрипт и прописывайте возможные варианты развития диалога на базе проведенного ранее предварительного анализа проблем клиента и поведения конкурентов. Как провести анализ конкурентов, мы рассказывали в этой статье.

Так вы сможете направить интервьюируемого и сэкономить время, которого, у собеседника и так может быть мало.

  • Согласуйте план интервью с респондентом. Ему тоже важно подготовиться и разобраться заранее в повестке, чтобы быть спокойнее и увереннее и помочь вам лучше. Кастдевы в B2B часто сопровождаются анализом данных, собирать их онлайн во время диалога — трата нелишнего время.
  • Общайтесь один на один. Компании могут предлагать объединить созвон и пригласить сразу всех. С точки зрения директора, так можно сэкономить время и ресурсы. Однако массовость снижает качество кастдева, поэтому лучше делать упор на личном общении.
  • Персонализируйте общение и не загоняйте собеседника в рамки. Один скрипт на всех не подойдет: для каждой компании и клиента составляйте свой список вопросов, предварительно анализируя имеющуюся информацию о компании и ее представителе, и не забывайте давать опрашиваемому возможность высказаться, иначе цель исследования не будет достигнута.
  • Меняйте интервьюеров, чтобы обсудить вопросы максимально полно: там, где один сотрудник привык к рядовым ответам и не стал углубляться, второй может найти полезный для бизнеса инсайт.
  • Взаимодействие без продаж. Держать под рукой рабочее предложение — да, продавать по плану — нет. Кастдев — не продающая встреча, ведь большую часть времени должен говорил собеседник, а вы можете только ему помогать.
  • Корректно подводите итоги интервью, в конце разговора повторив тезисы собеседника. Так вы поймете, что правильно все поняли, и определитесь, как работать с этим дальше.

Сразу переводите услышанное в будущие решения, чтобы кастдев не прошел впустую. Тогда получится непрерывно оставаться на связи с клиентом и рынком, адаптироваться к меняющимся условиям и создавать продукты и услуги, которые нужны аудитории и принесут прибыль.

Делимся полезным и бесплатным материалом: Стандарт разработки стратегии. Ошибки, правила и нюансы разработки стратегии интернет-маркетинга и продаж

На сегодня все, еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.

До связи!