Введение
1. Виды композиции
2. Средства композиции
Список литературы
Фрагмент реферата предоставлен для ознакомления.
Введение
Ключевым понятием для архитектора является слово архитектура. Современная трактовка архитектуры вытекает еще с XIX века, когда это понятие употреблялось в различных значениях: и как украшение дома, и как искусство формирования пространства, и как искусство композиции. Кроме того, архитектура трактовалась как документация актуального состояния цивилизации, а также как искусство гармонизации человека, пространства и культуры в единое целое.
На сегодня актуальным является следующее определение архитектуры – искусство проектировать и строить здания и сооружения, также их комплексы, создающие материально организованную среду, необходимую для жизнедеятельности человека и соотносительное с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические и эстетические начала (польза, прочность, красота – триада Витрувия). Более обобщенно, архитектура это искусство формирования пространства для определенной цели. В результате такой деятельности возникает произведение с заложенной в него информацией общественно-культурного, символического, эстетического и идейного содержания. Основными средствами выражения архитектуры: пространство, композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материала, синтез искусств и др.
Архитектурная композиция – это целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям. Она отличается от других видов композиции в искусстве (художественной, музыкальной, литературной) именно своим синтезом художественных и технических приемов, которые позволяют создать совершенное по своим художественным качествам и целесообразное в функциональном и техническом отношении здание или сооружение, что соответствует триаде Витрувия: "польза, прочность и красота".
Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания. Объемная форма в свою очередь представляет собой совокупность материальных поверхностей, которые не только ограничивают внутреннее, закрытое пространство, но одновременно с этим формируют пространство снаружи объема, являясь элементами композиции открытого пространства. Можно назвать такие основные компоненты архитектурной среды: пространство, объем, формирующий пространство; плоскость, формирующая объем и пространство. Используя философскую терминологию, можно подчеркнуть, что пространство и объем – это цель и средство содержания архитектурной композиции.
Форма и структура архитектурного произведения оказывает влияние на эмоциональное состояние человека. Поэтому можно утверждать, что архитектор участвует в удовлетворении не только материальных, но и эмоциональных потребностей человека. Анализ же особенностей художественного образа в архитектуре подводит нас к применению такого понятие как композиция.
Кроме того, композиция является основой проектирования, которое по своей сути является компоновкой: фигур, элементов, пространств, связей.
Композиция (с лат. compositio – произведение, построение, структура, связь) согласно общему суждению, это – построение (структура) художественного произведения, расположение его главных элементов и частей в определенной системе и последовательности. Современная трактовка композиции сводится к следующему: единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием, характером и назначением. Это важный организующий элемент художественной формы. Поскольку целостность композиции и единство ее элементов являются методами достижения гармонии, то композиция понимается комплексно: сочетание гармонии и содержания, что обусловливает художественную форму произведения.
Архитектурная композиция – целостная художественно-выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям. То есть здесь композиция предполагает гармоничную систему, выстроенную в соответствии с (то есть зависимую от) функциональных и конструктивно-технических требований.
Итак, композиция придает произведению единство и цельности, согласовывает его компоненты между собой и в отношении к целому.
В законе единства и целостности композиции получили свое отражение природные принципы организации окружающего мира. Такие примеры можно наблюдать непосредственно в окружающей среде: соразмерность формы листьев деревьев, его кроны и ствола, целеустремленная согласованность частей тела всех животных, гармония ландшафтов и т.д. Все части природных образований расположены в строгом порядке, группируясь и объединяясь за счет равновесия, сбалансированности, симметрии, повторяемости, ритма, соразмерности. Эти композиционные истоки, присущие природным формам, отразились в искусстве.
Основные понятия классической композиции: единство, целостность, гармоничность, равновесие, порядок, симметрия, повторяемость (ритм, метр), масштабность, (соразмерность), которые лежат в основе любого композиционного анализа.
Первичными элементами композиции (рис. 2) является точка, которая фиксирует положение в пространстве. Протяженная точка порождает линию, которая характеризуется: длиной, направлением, расположением. Протяженная линия превращается в плоскость, которая характеризуется: длиной, шириной, конфигурацией, поверхностью, ориентацией, расположением. Протяженная плоскость создает объем, который характеризуется: длиной, шириной, глубиной; формой и пространственными измерениями; поверхностью, ориентацией, расположением.
Как следствие, архитектурная композиция предлагает упорядочения в одной системе (напр., плоскость фасада, архитектурный ансамбль, город) многих разнообразных элементов.
Элементы могут быть точечными (например, окна на фасаде здания или малые архитектурные формы в системе города), линейными (карнизы, колонны или отдельные сооружения), плоскостными (фасады и крыши) и скульптурно-пространственные (архитектурные детали объемного характера (эркеры, ризалиты) или застройка).
Сложность архитектурной композиции проявляется через увеличение количества неодинаковых элементов и усложнение взаимосвязей между небольшим количеством композиционных элементов.
Наиболее распространенные архитектурные и градостроительные композиции отличаются введением элементов различного характера – линейных и точечных. В то же время, четкое упорядочение линейных элементов может уменьшить хаотичное расположение точечных элементов.
Для характеристики композиции проводится композиционный анализ, который предусматривает рассмотрение (анализ) объектов по следующим параметрам: а) целостность и фрагментарность; б) симметрия и асимметрия; в) контраст и нюанс; г) пропорциональность и диспропорциональность; д) ритм, метр, модуль; е) закрытость и открытость; уравновешенность и динамика (спокойствие преимущественно задается равнозначностью осей симметричной структуры, а движение – преимуществом одной из осей); ж) регулярность и нерегулярность; з) составные элементы композиции (наличие архитектурного акцента, доминанты); и) геометрия или закономерности построения.
Композиционный анализ осуществляется:
- на разных уровнях градостроительного масштаба: а) крупные территориальные объекты: определенная территория, город, часть города (район, квартал), ландшафтный объект (пейзаж, парк); б) меньшие территориальные объекты: улица, площадь, архитектурный комплекс; в) наименьшие территориальные объекты: дом, малая архитектурная форма, интерьер;
- на основе общего объема сооружения, либо лишь плана здания, так как геометрическая структура плана задает целую физическую структуру сооружения (объема и пространства) – это особенно актуально для современных архитектурных объектов, где главную роль играет общий объем сооружения;
- на основе фасада или фасадов (рис. 3) сооружений, улицы – это актуально для исторических архитектурных объектов, где фасад является наиболее привилегированным видом.
1. Виды композиции
Фронтальной композицией принято считать такую композицию, которая рассчитана, что видеть ее будут с одной определенной стороны и воспринимать по статическим точкам зрения. Такой тип – фасад здания, центральный вид дома со стороны улицы, оформление отдельных стен здания. При фронтальной композиции все главные ее элементы расположены для зрительского восприятия в двух плоскостях – ширине и высоте. Глубина здесь не играет особой роли и имеет вторичное значение. Зато важными являются соотношения ширины и высоты, форма, силуэт здания, вертикальный наклон, проемы окон. Фронтальная композиция оказывается через разнообразные выразительные элементы: разного рода членения (выступы, деление стены на квадраты и другие геометрические фигуры), соединение прямых и изогнутых поверхностей, цветовыми вставками и т. д. (рис. 4-5).
Объемная композиция – она предназначена для обзора со всех сторон и воспринимается, если двигаться вокруг нее. Например, старинный замок или небольшой компактный домик на отдельном участке, беседка или фонтан. Эти сооружения являются примером объемных композиций, потому что ширина, высота и глубина имеют равное значение.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.