Найти в Дзене

Язык архитектурных форм: композиция и ее влияние на человека. Реферат.

Оглавление

Введение

1. Виды композиции

2. Средства композиции

Список литературы

Фрагмент реферата предоставлен для ознакомления.

Введение

Ключевым понятием для архитектора является слово архитектура. Современная трактовка архитектуры вытекает еще с XIX века, когда это понятие употреблялось в различных значениях: и как украшение дома, и как искусство формирования пространства, и как искусство композиции. Кроме того, архитектура трактовалась как документация актуального состояния цивилизации, а также как искусство гармонизации человека, пространства и культуры в единое целое.

На сегодня актуальным является следующее определение архитектуры – искусство проектировать и строить здания и сооружения, также их комплексы, создающие материально организованную среду, необходимую для жизнедеятельности человека и соотносительное с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические и эстетические начала (польза, прочность, красота – триада Витрувия). Более обобщенно, архитектура это искусство формирования пространства для определенной цели. В результате такой деятельности возникает произведение с заложенной в него информацией общественно-культурного, символического, эстетического и идейного содержания. Основными средствами выражения архитектуры: пространство, композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материала, синтез искусств и др.

Архитектурная композиция – это целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям. Она отличается от других видов композиции в искусстве (художественной, музыкальной, литературной) именно своим синтезом художественных и технических приемов, которые позволяют создать совершенное по своим художественным качествам и целесообразное в функциональном и техническом отношении здание или сооружение, что соответствует триаде Витрувия: "польза, прочность и красота".

Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания. Объемная форма в свою очередь представляет собой совокупность материальных поверхностей, которые не только ограничивают внутреннее, закрытое пространство, но одновременно с этим формируют пространство снаружи объема, являясь элементами композиции открытого пространства. Можно назвать такие основные компоненты архитектурной среды: пространство, объем, формирующий пространство; плоскость, формирующая объем и пространство. Используя философскую терминологию, можно подчеркнуть, что пространство и объем – это цель и средство содержания архитектурной композиции.

Форма и структура архитектурного произведения оказывает влияние на эмоциональное состояние человека. Поэтому можно утверждать, что архитектор участвует в удовлетворении не только материальных, но и эмоциональных потребностей человека. Анализ же особенностей художественного образа в архитектуре подводит нас к применению такого понятие как композиция.

Кроме того, композиция является основой проектирования, которое по своей сути является компоновкой: фигур, элементов, пространств, связей.

-2

Композиция (с лат. compositio – произведение, построение, структура, связь) согласно общему суждению, это – построение (структура) художественного произведения, расположение его главных элементов и частей в определенной системе и последовательности. Современная трактовка композиции сводится к следующему: единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием, характером и назначением. Это важный организующий элемент художественной формы. Поскольку целостность композиции и единство ее элементов являются методами достижения гармонии, то композиция понимается комплексно: сочетание гармонии и содержания, что обусловливает художественную форму произведения.

Архитектурная композиция – целостная художественно-выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям. То есть здесь композиция предполагает гармоничную систему, выстроенную в соответствии с (то есть зависимую от) функциональных и конструктивно-технических требований.

Итак, композиция придает произведению единство и цельности, согласовывает его компоненты между собой и в отношении к целому.

В законе единства и целостности композиции получили свое отражение природные принципы организации окружающего мира. Такие примеры можно наблюдать непосредственно в окружающей среде: соразмерность формы листьев деревьев, его кроны и ствола, целеустремленная согласованность частей тела всех животных, гармония ландшафтов и т.д. Все части природных образований расположены в строгом порядке, группируясь и объединяясь за счет равновесия, сбалансированности, симметрии, повторяемости, ритма, соразмерности. Эти композиционные истоки, присущие природным формам, отразились в искусстве.

Основные понятия классической композиции: единство, целостность, гармоничность, равновесие, порядок, симметрия, повторяемость (ритм, метр), масштабность, (соразмерность), которые лежат в основе любого композиционного анализа.

-3

Первичными элементами композиции (рис. 2) является точка, которая фиксирует положение в пространстве. Протяженная точка порождает линию, которая характеризуется: длиной, направлением, расположением. Протяженная линия превращается в плоскость, которая характеризуется: длиной, шириной, конфигурацией, поверхностью, ориентацией, расположением. Протяженная плоскость создает объем, который характеризуется: длиной, шириной, глубиной; формой и пространственными измерениями; поверхностью, ориентацией, расположением.

Как следствие, архитектурная композиция предлагает упорядочения в одной системе (напр., плоскость фасада, архитектурный ансамбль, город) многих разнообразных элементов.

Элементы могут быть точечными (например, окна на фасаде здания или малые архитектурные формы в системе города), линейными (карнизы, колонны или отдельные сооружения), плоскостными (фасады и крыши) и скульптурно-пространственные (архитектурные детали объемного характера (эркеры, ризалиты) или застройка).

Сложность архитектурной композиции проявляется через увеличение количества неодинаковых элементов и усложнение взаимосвязей между небольшим количеством композиционных элементов.

Наиболее распространенные архитектурные и градостроительные композиции отличаются введением элементов различного характера – линейных и точечных. В то же время, четкое упорядочение линейных элементов может уменьшить хаотичное расположение точечных элементов.

Для характеристики композиции проводится композиционный анализ, который предусматривает рассмотрение (анализ) объектов по следующим параметрам: а) целостность и фрагментарность; б) симметрия и асимметрия; в) контраст и нюанс; г) пропорциональность и диспропорциональность; д) ритм, метр, модуль; е) закрытость и открытость; уравновешенность и динамика (спокойствие преимущественно задается равнозначностью осей симметричной структуры, а движение – преимуществом одной из осей); ж) регулярность и нерегулярность; з) составные элементы композиции (наличие архитектурного акцента, доминанты); и) геометрия или закономерности построения.

Композиционный анализ осуществляется:

- на разных уровнях градостроительного масштаба: а) крупные территориальные объекты: определенная территория, город, часть города (район, квартал), ландшафтный объект (пейзаж, парк); б) меньшие территориальные объекты: улица, площадь, архитектурный комплекс; в) наименьшие территориальные объекты: дом, малая архитектурная форма, интерьер;

- на основе общего объема сооружения, либо лишь плана здания, так как геометрическая структура плана задает целую физическую структуру сооружения (объема и пространства) – это особенно актуально для современных архитектурных объектов, где главную роль играет общий объем сооружения;

- на основе фасада или фасадов (рис. 3) сооружений, улицы – это актуально для исторических архитектурных объектов, где фасад является наиболее привилегированным видом.

-4

1. Виды композиции

Фронтальной композицией принято считать такую композицию, которая рассчитана, что видеть ее будут с одной определенной стороны и воспринимать по статическим точкам зрения. Такой тип – фасад здания, центральный вид дома со стороны улицы, оформление отдельных стен здания. При фронтальной композиции все главные ее элементы расположены для зрительского восприятия в двух плоскостях – ширине и высоте. Глубина здесь не играет особой роли и имеет вторичное значение. Зато важными являются соотношения ширины и высоты, форма, силуэт здания, вертикальный наклон, проемы окон. Фронтальная композиция оказывается через разнообразные выразительные элементы: разного рода членения (выступы, деление стены на квадраты и другие геометрические фигуры), соединение прямых и изогнутых поверхностей, цветовыми вставками и т. д. (рис. 4-5).

-5

Объемная композиция – она предназначена для обзора со всех сторон и воспринимается, если двигаться вокруг нее. Например, старинный замок или небольшой компактный домик на отдельном участке, беседка или фонтан. Эти сооружения являются примером объемных композиций, потому что ширина, высота и глубина имеют равное значение.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-6