Видеоарт – это произведения искусства, которые созданы благодаря видео технологии, но продолжают попытки выхода сюжетного наполнения за пределы кадра. Видеоарт возник в начале 1960-х, когда художники смогли пользоваться камерой и создавать медиа работы, напрямую направленные на захват сознание зрителя.
Один из отцов видеоарта - Нам Джун Пайка. Он выходил со своими посланиями напрямую в TV как в некое альтернативно пространство. Художника вдохновил опыт работы с шумами, тишиной и случайными звуками. Подобный эксперимент он провел на выставке Exposition of Music-Electronic Television (1963), где искажал изображения на экране, водя по монитору магнитами, превращал видео в абстрактный узор.
В отличии от Нам Джун Пайка еще одна представительница новых медиумов Марта Рослер начала работать с видео не ради исследования актуальных художественных практик, а чтобы говорить о злободневных проблемах. В 1960-х трудности выживали патриархальные ценности и гнет гендерных стереотипов. В видео «Семиотика кухни» (1975) Рослер с безэмоциональным выражением лица в алфавитном порядке называет предметы кухонной утвари, иронизируя над популярными кулинарными передачами с вечно улыбающимися ведущими. В этой работе художница критикует навязанную женщине роль домохозяйки. ⠀
Американский концептуалист Брюс Науман долгое время работал лишь с со своим телом, например, размазывал по себе краску, но в 80-х он начал нанимать актёров, для разыгрывания его сценок. О таких работах как «Инцидент с элементами насилия» сам автор, что: «Мои работы связаны с моим недовольством человечеством. И с тем, как они не желают понимать друг друга. И с тем, как они могут быть жестоки друг к другу». Видео демонстрировалось на 12 экранах, и каждый раз незатейливо начиналось с вовремя убранного стула и заканчивалось скандалом с применением холодного оружия.
Среди российских представителей видео-арта, у которых получилось построить международную карьеру выделяется команда AES+F. Они вдохновляются классическим искусством и создают свою сюрреалистическую интерпретацию узнаваемых античных образов, смешивая их с эстетикой масс-медиа.
Еще один наш соотечественник Евгений Гранильщиков также работает с видео, одна из его работ была показана на 8-ой Московской международной биеннале современного искусства. В проекте «Тактика» художник смешивает несколько сюжетов, которые повествуют о мыслях прошлого и проблемах настоящего. В создании работы приняли участие Вера Брежнева и Ирина Старшенбаум.
Совсем молодые художники не отстают от своих предшественников и продолжают работать с видео, но уже на другом технологическом уровне. Александра Тен в своем проекте Make Believe рассуждает о переходе из материального мира в цифровой. С появлением большого количества гаджетов и приложений мы начали корректировать образ мира вокруг и свой собственный облик. Картинки - пейзажи или портреты, которые мы оцифровали и загрузили в глобальную сеть лишены недостатков, но где же тогда начинается реальность?